Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 20:37, реферат
Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и складывается из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение - инновация. Для осуществления инновационного процесса большое значение имеет диффузия (распространение во времени уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения).
Введение 2
Определение инновационного процесса и инновационной деятельности 3
Основные виды и субъекты инновационной деятельности 6
Циклический характер инновационного процесса 13
Научно-техническая и инновационная деятельность 16
Заключение 21
Список использованной литературы 22
Содержание.
Введение
Определение инновационного процесса и инновационной деятельности 3
Основные виды и субъекты инновационной
деятельности
Циклический характер инновационного
процесса
Научно-техническая и
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Инновационные процессы являются основой экономического развития.
Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и складывается из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение - инновация. Для осуществления инновационного процесса большое значение имеет диффузия (распространение во времени уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения). Инновационный процесс имеет циклический характер. Учет этих моментов будет способствовать созданию гибких систем организации и управления экономикой.
Современные
инновационные процессы достаточно
сложны и требуют проведения анализа
закономерностей их развития. Для
этого необходимы специалисты, занимающиеся
различными организационно-экономическими
аспектами нововведений - инновационные
менеджеры.
Определение инновационного процесса и инновационной деятельности.
1.
Инновационный процесс
Инновационный процесс (ИП) - совокупность
состояний инновации, сменяющих друг друга
в процессе преобразования начального
состояния (например, предложенной маркетинговой,
конструкторской или технологической
идеи новшества) в конечное состояние
(поступившие в потребление, используемые
и дающие эффект новые материалы, изделия,
методы, технологии).
2.
Инновационная деятельность
Инновационная деятельность (ИД) –
совокупность участников и действий участников
инновационного процесса, имеющих определенную
цель, средства достижения цели, осуществляющих
свои функции соответственно своей роли
в инновационном процессе и достигающих
определенных результатов.
Различают три логические
формы инновационного
процесса:
1) простой
внутриорганизационный (или
2) простой межорганизационный (или товарный);
3) расширенный.
Первый из них предполагает создание и использование новшества внутри одной организации, новшество в этом случае не принимает товарной формы.
При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя.
Третий
– расширенный инновационный
процесс проявляется в создании
новых производителей нововведения,
в нарушении монополии
Простой
инновационный процесс
1) создание
новшества и его
2) диффузия нововведения.
Первая фаза – это последовательные этапы НИОКР, организация опытного производства и сбыта, организация коммерческого производства. На первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой реализации. На второй фазе общественно-полезный эффект перераспределяется между производителями нововведения, а также между производителями и потребителями.
Распространение инновации – это информационный процесс, форма и скорость которого зависят от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому использованию этой информации. Ведь дело в том, что хозяйствующие субъекты, действующие в реальной экономической среде, проявляют неодинаковое отношение к поиску инноваций и разную способность к их усвоению.
Диффузия
инновации – процесс, посредством
которого нововведение передается по
коммуникационным каналам между
членами социальной системы во времени.
Нововведениями могут быть идеи, предметы,
технологии и т.п., являющиеся новыми
для соответствующего хозяйствующего
субъекта. Иными словами, диффузия –
это распространение уже
В реальных
инновационных процессах
а) формы принятия решения;
б) способа передачи информации;
в) свойств социальной системы;
г) свойств самого нововведений.
Свойствами нововведений являются:
1) относительные преимущества по сравнению с традиционными решениями;
2) совместимость со сложившейся практикой и технологической структурой;
3) сложность;
4) накопленный опыт внедрения и др.
Один
из главных факторов распространения
любой инновации состоит в
ее взаимодействии с соответствующим
социально-экономическим
Основные виды и субъекты инновационной деятельности
Деятельность
по организации и осуществлению
инновационных процессов
К
основным видам инновационной
• научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
• технологические работы, подготовка производства и проведение промышленных испытаний;
• приобретение (продажа) патентов, лицензий, ноу-хау;
• инвестиционные решения, необходимые для проведения инновационной деятельности;
• сертификация и стандартизация инновационных продуктов;
• маркетинговые решения инновационной деятельности;
• выбор и организация рынков сбыта инновационных продуктов;
• подготовка и переподготовка кадров для инновационной деятельности.
Инновационная деятельность обладает рядом особенностей.
• Длительность инновационного процесса. Инновация наиболее длительный из всех бизнес-процессов по времени, таких как реальное инвестирование, производство.
• Высокая степень неопределенности и риски инновационного процесса. От прочих бизнес-процессов инновация отличается низкой предсказуемостью результатов.
• Способность инициировать структурные изменения. Успешная инновация существенно влияет на положение предприятия, его организацию, позицию на рынке, структуру отрасли и экономику в целом.
• «Человекоемкость» (повышенная интеллектуальная насыщенность) инновационной деятельности. Основным инновационным ресурсом является человеческий капитал, творческая способность к генерации и воплощению идей.
• Характер инновационного целеполагания. Недостижение первоначально поставленных целей еще не означает провала инновационного проекта, и наоборот, создание нового продукта не означает коммерческого успеха.
• Неформализуемые механизмы в инновационном процессе. Инновации инициируют изменения, эффекты, которые слабо или вовсе не поддаются формализации.
Таблица 1.1
Организации – субъекты инновационной деятельности
Таблица
1.2
Специфические особенности субъектов инновационного предпринимательства в РФ
Объектами инновационной деятельности являются разработки техники и технологии предприятиями независимо от их форм собственности и организационно-правовой формы, находящимися на территории страны.
Субъектами инновационной деятельности являются те организации и лица, которые осуществляют инновационную деятельность, т. е. организуют, стимулируют и развивают инновационную деятельность с учетом специфических особенностей таковой деятельности.
К таким организациям относятся юридические лица независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, как российского, так и иностранного происхождения. К физическим лицам относятся граждане РФ и иностранные граждане. К субъектам инновационной деятельности относятся также органы государственной власти и ее субъекты и органы местного самоуправления (табл. 1.1).
Субъекты инновационной деятельности могут иметь функции заказчиков, исполнителей и инвесторов инновационных программ, проектов и программ поддержки инновационной деятельности в зависимости от стратегических задач, стоящих перед ними, и инновационного потенциала.
Инновационный потенциал – совокупность различных видов ресурсов, используемых субъектами инновационной деятельности для ее осуществления.
Субъекты и участники инновационного процесса и их отношение к новшествам
Новшества, нововведения, инновационные процессы имеют свою социальную базу, своих носителей. И определение предметной области инноватики не будет полным без характеристики человеческого фактора этих процессов, их деятельной силы. Тут речь идет о социально-активном элементе общества, который своей инициативностью вносит в нашу действитель ность конструктивную новизну.
Отношению
субъектов инновации к
В социологии существуют различные мнения о природе человека: по одним - человек склонен к принятию нововведений, по другим - он консервативен, в большей степени ориентируется на существующее, чем на новое, непроверенное. В действительности же истина находится посередине. Поэтому в обществе, как объединении индивидуумов, уживаются и традиции, и новшества. Такие противоречивые черты характерны как для учителей, так и для отдельных общественных групп. Социологией были сделаны попытки классификации субъектов иннсшации Самой удачной считается классификация Э.Роджерса:
Информация о работе Инновационный процесс и его основные субъекты