Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 16:25, доклад
Инновационная инфраструктура - это совокупность всех подсистем, обеспечивающих доступ к различным ресурсам (активам) и/или оказывающих услуги участникам инновационной деятельности.
Обычно выделяются следующие виды (подсистемы) инновационной инфраструктуры:
финансовая - различные типы фондов (бюджетные, венчурные, страховые, инвестиционные), а также другие финансовые институты, например, фондовый рынок, особенно в части высокотехнологичных компаний;
Государственное
бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Калининградской области «Индустриально-педагогический
колледж»
Сообщение
«Малые инновационные предприятия»
Предмет:
Инновационный менеджмент
Выполнила:
студентка 41 гр. мен
Бычкова
Анастасия.
г. Черняховск, 2011 г.
Инновационная инфраструктура - это совокупность всех подсистем, обеспечивающих доступ к различным ресурсам (активам) и/или оказывающих услуги участникам инновационной деятельности.
Обычно выделяются следующие виды (подсистемы) инновационной инфраструктуры:
Особенности и стратегия развития малого наукоемкого бизнеса в НИС
Малые инновационные предприятия (МИП) являются важным компонентом НИС, поскольку выступают в качестве связующего звена между наукой и производством. Именно малые фирмы часто принимают на себя риск при разработке новых продуктов и технологий, превращении знаний в товар. Вследствие рискового характера деятельности их состав постоянно меняется: одни фирмы исчезают, другие появляются.
В России динамика малых предприятий, зарегистрированных в отрасли ”Наука и научное обслуживание”, устойчиво отрицательная. Если в 1995 г. было зарегистрировано почти 50 тыс. МИП, то к 2000 г. их количество едва превышало 30 тыс., а к 2002 г. составило около 23 тыс. Вместе с тем следует отметить, что подобные предприятия активно работают и в различных отраслях промышленности. По оценкам экспертов, в этом секторе сосредоточено около 120 тыс. малых предприятий.
Все отечественные МИП, действующие в настоящее время в российской инновационной сфере, можно объединить в две основные группы: предприятия, созданные при материнских НИИ или вузах, и самостоятельные структуры.
МИП первого типа - это фирмы, которые были основаны сотрудниками НИИ или вузов, а также компании, владеющие лицензиями на ключевые технологии материнской организации. Большинство МИП относится именно к такому типу. Существование при НИИ дает им ряд преимуществ: позволяет отсрочивать платежи за аренду и коммунальные услуги, пользоваться опытно-экспериментальной базой, наработанными связями института с партнерами и заказчиками, его научным потенциалом, брендом и, наконец, получать через материнскую организацию часть госзаказа. В последнее время происходит постепенное сокращение количества таких МИП. Поэтому сегодня и обозначилась тенденция к возврату коллективов МИП в структуру тех организаций, от которых они когда-то отделились.
Самостоятельных МИП значительно меньше. Они выживают благодаря тому, что смогли найти свою ”нишу” на рынке наукоемкой продукции.
Основные факторы, препятствующие развитию малых инновационных фирм, очевидны: неразвитость инфраструктуры (финансовой, производственной, кадровой), нехватка оборотных средств (доступа к кредитам), невысокий спрос со стороны промышленных предприятий.
Становление малой наукоемкой фирмы, как правило, укладывается в рамки одной из четырех стратегий.
В настоящее время наиболее распространены первая и третья стратегии создания отечественных МИП.
Финансовая инфраструктура
Финансовая
инфраструктура инновационной сферы
стала создаваться после
РФФИ и РГНФ являются бюджетными учреждениями. Они поддерживают преимущественно фундаментальные исследования путем выделения грантов, присуждаемых коллективам ученых в результате открытого конкурса.
Российский фонд технологического развития был создан взамен прекратившего в 1991 г. существование Единого фонда развития науки и техники. РФТР в основном поддерживает проекты в области прикладных исследований и разработок; главными получателями его средств являются научно-исследовательские организации и малые предприятия.
Фонд содействия (государственное бюджетное учреждение) занимается поддержкой малых предприятий, находящихся преимущественно на стадии коммерческого выпуска продукции, а с ноября 2003 г. и финансированием начинающих инновационных компаний (start-ups) через программу CТАРТ. В ее рамках осуществляется так называемое ”посевное” финансирование инновационных проектов, находящихся на ранней стадии развития. Уровень успеха программы - около 10% (показатель, принятый во всем мире для оценки высокорисковых инновационных проектов).
Венчурный
инновационный фонд (
Масштабы помощи российским МИП сегодня очень малы. Так, РФТР за десять лет поддержал 840 межотраслевых научно-технических проектов. При этом 39% заявителей смогли существенно увеличить долю продаж. Фонд содействия за этот же срок профинансировал более 2 тыс. малых предприятий, около половины из них устойчиво развиваются (для сравнения: в рамках американской программы SBIR - ”Инновационные исследования малого бизнеса” - за аналогичный временной интервал было поддержано более 35 тыс. малых фирм)1.
ВИФ оказался наименее успешным. Он организован по модели израильского Фонда ”Yozma”, на базе которого в течение трех лет было создано десять региональных фондов. Предполагалось, что ВИФ начнет работать с такой же эффективностью, однако этого не произошло. Сегодня в процессе создания находятся два фонда - региональный и отраслевой. Планируется, что их бюджеты составят около 10 млн. долл. каждый (это даст возможность за три года собрать ”портфель” из 10-15 компаний). Однако данные суммы позволят осуществить лишь однократные вложения, поэтому пока формируемые фонды больше похожи на ”демонстрационные модели”, чем на действующие структуры.
Основные причины недостаточного развития российских венчурных фондов в том, что, во-первых, государство не берет на себя реальные риски, а во-вторых, отсутствуют стимулы к вложениям в высокорисковые проекты (сегодня значительно проще и надежнее инвестировать средства в сырьевые отрасли).
За рубежом развитию способствуют:
В
России подобных предпосылок пока нет.
Фонды как субъекты, реализующие
специфические механизмы
Производственно-
Производственно-
Российские ИТЦ и технопарки (за редким исключением) не выполняют функций инкубирования, а служат своеобразными ”площадками безопасности”, ограждающими находящиеся в них предприятия от агрессивной внешней среды. В итоге сроки пребывания малых фирм в этих структурах не ограничены и составляют на сегодняшний день в среднем около десяти лет (при международном стандарте два-три года).
Выводы
В настоящее время отечественную НИС можно квалифицировать как модель переходного типа, сочетающую в себе элементы административно-командной и рыночной систем. Этому есть несколько причин. Первая - на государственном уровне нет четкого видения будущей модели научно-инновационной сферы.
Существуют и более частные проблемы: