Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 10:07, реферат
Цель реферата – рассмотреть основные приемы оценки эффективности инновации. В соответствии с указанной целью были сформулированы и решены следующие зада:
- рассмотрено понятие «инновация»
- изучена сущность инновационной деятельности предприятия
-проанализированы основные приемы оценки эффективности инновации
Введение…………………………………………………………………..………2
Глава 1. Инновационная деятельность на предприятии.
1.1 Понятие инноваций и их классификация……………………………………3
1.2 Сущность инновационной деятельности предприятия……………………..5
Глава 2. Приемы оценки эффективности инновации.
2.1Методы оценки эффективности инновационных проектов.…………….…9
2.2Оценка эффективности инновационного проекта в российских экономических условиях…………….………………………………………….21
Заключение……………………………………….…………………………….24
Список литературы……………………………………………………………26
Содержание.
Введение………………………………………………………
Глава 1. Инновационная деятельность на предприятии.
1.1 Понятие инноваций и их классификация……………………………………3
1.2 Сущность инновационной
деятельности предприятия………………
Глава 2. Приемы оценки эффективности инновации.
2.1Методы оценки
2.2Оценка эффективности инновационного
проекта в российских экономических условиях…………….…………………………………………
Заключение……………………………………….…………
Список литературы……………………………………………………
В основе принятия решений по инновационной деятельности лежит оценка инновационных качеств предполагаемых объектов внедрения, которая в соответствии с методикой современного инновационного анализа ведется по определенному набору критериальных показателей эффективности. Определение значений показателей эффективности инноваций позволяет оценить рассматриваемый инновационный объект с позиций приемлемости для дальнейшего анализа, произвести сравнительную оценку ряда конкурирующих инновационных объектов и их ранжирование, осуществить выбор совокупности инновационных проектов, обеспечивающих заданное соотношение эффективности и риска, что является актуальным в современных экономических условиях.
Цель реферата – рассмотреть основные приемы оценки эффективности инновации. В соответствии с указанной целью были сформулированы и решены следующие зада:
- рассмотрено понятие «
- изучена сущность
-проанализированы основные
Оценка эффективности инноваций является наиболее ответственным этапом принятия инвестиционного решения, от результатов которого в значительной мере зависит степень внедрения инновации. В свою очередь, объективность и достоверность полученных результатов во многом обусловлены используемыми методами анализа. В связи с этим важно рассмотреть существующие методические подходы к оценке эффективности инноваций и определить возможности их применения с целью рационального выбора вариантов инновационной деятельности.
При написании реферата были использованы различные библиографические и периодические издания, материалы сети Интернет.
Глава 1. Инновационная деятельность на предприятии.
1.1 Понятие инноваций и их классификация.
Исследование инновационного развития предприятий требует прежде всего изучения таких основных понятий, как инновация и их классификация, инновационный процесс и его составляющие, инновационная деятельность и её характеристика. Анализ сущности и содержания данных экономических категорий, а также выявление особенностей разработки и реализации новых технологий позволяет раскрыть современную концепцию осуществления инновационного развития хозяйствующих субъектов.
В буквальном смысле инновация (от англ. innovation) переводится на русский язык как введение нового и означает процесс использования новшества или изобретения. То есть новая идея, или новация, с момента принятия к распространению приобретает новое качество — становится инновацией. Процесс такого преобразования называется инновационным процессом. Для того, чтобы новая идея получила воплощение в виде новой технологии или нового продукта, она должна обладать научно-технической новизной, производственной реализуемостью и экономической эффективностью.
В Современном экономическом словаре: «Инновации — нововведения в области техники, технологии, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта, а также использование этих новшеств в самых разных областях и сферах деятельности»
Наиболее полным и всеобъемлющим, на наш взгляд, представляется следующее определение: «Инновация — это процесс реализации новой идеи в любой сфере жизнидеятельности человека, способствующей удовлетворению существующей потребности на рынке и приносящей экономический эффект».
С тем чтобы изучить комплексный характер инноваций, раскрыть разнообразные области и способы их использования, а значит, и различные методы управления, представляется необходимым изучение системы и классификации нововведений. Анализ основных признаков инноваций, а также свойств и характерных особенностей тех или иных нововведений позволит выявить специфические требования, предъявляемые к механизму их разработки и внедрения на предприятиях.
Инновации принято классифицировать по разнообразным признакам. Многие из них являются тождественными и родственными. К наиболее тожественным из представленных следует отнести такие признаки, как степень новизны инновации, её роль и значимость, а также характер и время выхода на рынок. При разработке и внедрении инноваций, а также исследовании этих процессов необходимо нововведения в первую очередь разграничить на: 1) базисные и улучшающие; 2) продуктовые, технологические и нетехнологические; 3) преактивные или реактивные.
К базисным относят инновации, которые реализуют крупные научно-технические разработки и становятся основой формирования технологий нового поколения, не имеющих аналогов в отечественной и мировой практике. Базисные инновации — это принципиально новые для отрасли продукты и технологии. Улучшающие инновации реализуют мелкие и средние изобретения, усовершенствующие технологию изготовления и/или технические характеристики уже известных товаров. В отличие от них псевдоинновации направлены на частичные изменения (чаще декоративного характера — форма, цвет) устаревших поколений техники и технологий, которые по своей сути тормозят технический прогресс.
В зависимости от основного содержания и характера нововведения принято подразделять на:
— продуктовые, которые связаны с изменениями в продукции;
— технологические, распространяемые на методы производства;
— нетехнологические, затрагивающие факторы организационно-управленческого и финансового — экономического характера.
Реактивная инновация — это такое нововведение, которое хозяйствующий объект внедряет вслед за конкурентом как ответную реакцию на уже появившийся на рынке новый продукт.
К стратегическим инновациям относят нововведения, внедрение которых носит упреждающий (преактивный) характер с целью получения преимущества первого хода», которое при правильном использовании может привести к лидерству на рынке и высоким прибылям.
1.2 Сущность инновационной деятельности предприятия.
Для многих российских предприятий, столкнувшихся с острой конкуренцией, проблемой выживания в жестких условиях рынка, именно инновационная деятельность и её результаты являются главным условием успеха и эффективности. Поэтому участники рыночных отношений, прежде всего те из них, которые занимаются производством, для обеспечения своей текущей и перспективной конкурентоспособности обязаны целенаправленно формировать и осуществлять свою инновационную политику.
Инновационная деятельность предприятия — это сложная динамическая система действия и взаимодействия различных методов, факторов и органов управления, занимающихся научными исследованиями, созданием новых видов продукции, совершенствованием оборудования и предметов труда, технологических процессов и форм организации производства на основе новейших достижений науки, техники и передового опыта; планированием, финансированием и координацией научно-технического прогресса; совершенствованием экономических рычагов и стимулов; разработкой системы мер по регулированию комплекса взаимообусловленных мероприятий, направленных на ускорение интенсивного развития научно-технического прогресса и повышение его социально-экономической эффективности.
Следует отметить, что целесообразно разграничить понятия «новшество» и «инновация».
Новшество — оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности, направленный на повышение её эффективности.
Новшества могут оформляться в виде:
—открытий, изобретений, патентов;
— товарных знаков;
— рационализаторских предложений;
— документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс;
— организационной, производственной или других структур;
— «ноу-хау»;
— научных подходов или принципов;
—документа (стандарта, рекомендаций, методики, инструкции и т.п.);
— результатов маркетинговых исследований и т.д.
Для разработки новшества необходимо провести маркетинговые исследования, НИОКР, организационно-техническую подготовку производства, производств и оформить результаты. Инновация — конечный результат внедрения новшеств с целью изменения объекта управления и получения экономического, социально го, экологического, научно-технического или другого вида эффекта.
Новшества могут разрабатываться как для собственных нужд (для внедрения в собственном производстве либо для накопления), так и для продажи. На «входе» предприятия как системы будут новшества их продавцов, которые могут сразу внедряться, переходя в форму инноваций, либо просто накапливаться, дожидаясь своего часа для внедрения. На «выходе» предприятия будут только новшества как товары (рис. 1)
Рис. 1 Схема превращении новшеств в инновации и основную продукцию предприятия:
НП — новшества покупные.
НПН, НПП, НПИ — новшества покупные, соответственно для накопления, на продажу, в инновации.
НСИ, НСП, НСН — новшества собственного производства (разработки), реализуемые соответственно в инновациях, на продажу, для накопления. ИПН, ИСН — инновации соответственно покупных и собственных новшеств. ОП — основная продукция предприятия
Неправомерно в понятие «инновация» включать разработку инновации, её создание, внедрение и диффузию. Эти этапы относятся к инновационной деятельности как процессу, результатом которого могут быть новшества или инновации.
На современном этапе технологической революции предприятия стремятся увеличить удельный вес новшеств, реализуемых в инновациях, что позволяет не повышать уровень монополизма в данной сфере и диктовать покупателям и конкурентам свою политику. Благосостояние общества определяется не массой фа торов производства и не объёмом инвестиций, а эффективностью инновационной деятельности, дающей конечный положительный результат.
Новшества могут разрабатываться по любой проблеме на любой стадии жизненного цикла товара (стратегический маркетинг, НИОКР и т.д.).
Таким образом, инновационная деятельность — это процесс по стратегическому маркетингу, НИОКР, организационно-технологической подготовке производства, производству и оформлению новшеств, их внедрению (или превращении инновации) и распространению в другие сферы (диффузия).
Потребность в осуществлении инновационной деятельности на предприятии: обусловлена:
— усилением интенсивных факторов развития производства, которые способствуют применению научно-технического прогресса во всех сферах экономической деятельности;
— необходимостью существенного сокращения сроков создания, освоения новой техники;
— повышением технического уровня производства.
Переход экономики на инновационный путь развития требует мощной активизации инновационной деятельности. Поэтому оценка инноваций позволяет определить их воздействие на конечные социально-экономические результаты производства.
Основные приемы оценки эффективности инноваций рассмотрены в следующей части реферата.
Глава 2. Приемы оценки эффективности инновации.
2.1 Методы оценки эффективности инновационных проектов.
В существующих методических разработках и рекомендациях по оценке инновационных проектов, созданию и изучению инвестиционной привлекательности отдельных предприятий, регионов и отраслей промышленности практически не рассматривается механизм их функционирования. Сегодня актуальными для таких структур являются вопросы стратегического и оперативного менеджмента, маркетинга, финансов, бухгалтерского учета и отчетности, внутреннего контроля и аудита.
Следует отметить, что несмотря на детальное рассмотрение различных аспектов инновационной деятельности, в специальных фундаментальных исследованиях отечественных и зарубежных авторов, ставших классическими, также как и в работах общего экономического характера, теоретические оценки и анализ инновационных проектов к настоящему времени пока не нашли должного отражения.
Прогнозирование и оценка результатов внедрения инноваций представляются наиболее слабым звеном инновационной деятельности на многих предприятиях. Технические инновации часто оцениваются на уровне здравого смысла, когда отсутствуют серьезные экономические расчеты эффекта инновационной деятельности. Менеджеры, описывая результаты технических и технологических инноваций, часто говорят о расширении ассортимента, о повышении качества продукции, но затрудняются объяснить, как это повлияет на доходы предприятия и его рентабельность. При оценке результатов конкретной инновации респонденты больше склоняются к описанию итогов деятельности предприятия.