Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2012 в 21:01, доклад
Наиболее полемичным вопросом в отношении формирования кластеров в национальной экономике является вопрос о возможности искусственного их создания. В экспертном сообществе распространена точка зрения, согласно которой образование кластеров является естественным процессом, и вмешательство государства бесполезно и даже вредно. Единственное, что может и должно делать государство – это формировать благоприятные условия для самостоятельного возникновения кластеров.
Роль государства в создании инновационных кластеров
Малютина А.П., студент
Национальный
исследовательский Томский
E-mail: malutina93@sibmail.com
Научный руководитель: Ермушко Ж.А., к.э.н., доцент.
Наиболее полемичным вопросом в отношении формирования кластеров в национальной экономике является вопрос о возможности искусственного их создания. В экспертном сообществе распространена точка зрения, согласно которой образование кластеров является естественным процессом, и вмешательство государства бесполезно и даже вредно. Единственное, что может и должно делать государство – это формировать благоприятные условия для самостоятельного возникновения кластеров.[4]
Особого внимания к себе требуют инновационные кластеры, цель которых – в результате интерактивных процессов между участниками создавать новые знания и технологии, образующие конкурентное преимущество региона или страны в целом. Успешности формирования таких кластеров способствуют наличие дешевой, но качественной инфраструктуры с низкой стоимостью аренды помещения, а также отсутствие барьеров на пути коммерциализации той или иной разработки.
Обязательной составляющей
инновационных кластеров
Ведущую позицию в сфере
создания инновационных кластеров
занимают США. Наиболее известным региональным
инновационным кластером, обладающим
глобальной конкурентоспособностью, является
кластер информационных технологий
в Кремниевой долине. Кремниевая долина
образовалась спонтанно, тем не менее,
косвенное влияние
Если Кремниевая долина образовалась
спонтанно и развивалась
Роль государства в
рассмотренных примерах формирования
инновационных кластеров
В развивающихся странах участие государства велико. Чей опыт наиболее ценен для России и может быть полезен при создании новых инновационных центров типа Сколково? Судя по действиям, которые предпринимает российское правительство, нам ближе опыт Франции.
Главная роль государства, несомненно, заключается в создании качественной инфраструктуры, доступной по ценам и , что очень важно, в обеспечении рынка сбыта в виде госзаказов. Но еще более важным, на наш взгляд является участие государственных органов в создании такой важной предпосылки успеха, как связь бизнеса с университетами и научными подразделениями . Успех Кремниевой долины как технологического центра в значительной степени связан с сосредоточением в регионе ведущих университетов: Стэндфордского, Калифорнийского и Университета Сан-Хосе. [5]
Государство должно выступать как одна из трех равноправных сторон, каждая из которых осуществляет свои специфические функции. Такой подход в зарубежной литературе называют концепцией «тройной спирали» ( Triple Helix). Смысл данного подхода в том, что инновационное развитие наиболее эффективно может быть обеспечено за счет совместной деятельности государства, бизнеса и научного сообщества. На практике отношения при создании или использовании инноваций часто носят характер «двойной спирали»:
Государство – наука;
Бизнес - наука;
Государство- бизнес.
Интенсификация и усложнение
инновационных процессов в
обществе привели к тому, что
двусторонние отношения теряют
свою эффективность. В нашей
стране устойчиво
По отношению к кластеру,
можно говорить о слабой связанности
субъектов кластера. Индивидуальные
субъекты, взаимодействуя в кластере,
создают положительные внешние
экстерналии для других субъектов
кластера. Однако в силу того, что
данные положительные экстерналии
не приносят им непосредственную выгоду,
то они «недопроизводят» связей с
другими локализованными
Одной из причин слабой связанности являются высокие трансакционные издержки. Поэтому государство, исполняя роль посредника, помогает уменьшить информационную асимметрию и снизить трансакционные издержки за счет формирования площадок для взаимодействия, выступая в некоторых случаях гарантом исполнения обязательств, принимая на себя часть рисков, участвуя непосредственно в проектах, формулируя и уточняя правила игры.
Создание регионального рынка труда имеет не меньшее значение, чем создание доступной инфраструктуры. От того, какие университеты являются поставщиками инженерных и научных кадров для инновационных компаний зависят расширение экономического пространства. Создание инновационного сообщества должно стать ключевым элементом в обеспечении успеха инновационного развития в нашей стране.
Важным является вопрос о налоговом режиме. Развивающиеся страны при формировании инновационных кластеров, чтобы привлечь высокотехнологичные компании, как правило, прибегают к льготному режиму. Особый налоговый режим при реализации инновационных проектов лучше вводить на короткий период первоначального формирования кластера, как это было в технопарке София - Антиполис. В «тепличных» условиях сложно выразить глобальных конкурентов. Главное для инициирования творческого процесса – это создание определенной среды и отсутствие бюрократии и коррупции, что также актуально для России.[4]
Механизм самоорганизации при минимальном вмешательстве государства способствует генерированию инноваций. Сохранить баланс в поддержку чистых инициатив государственными структурами, так чтобы не допустить лоббирования, для России очень важно, так как лоббирование в настоящее время является популярным инструментом привлечения инвестиций в регионы.[5]
Информация о работе Роль государства в формировании кластеров