Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 18:25, реферат
Термин «инновация» происходит от латинского «novatio», что означает «обновление» (или «изменение»), и приставки «in», которая переводится с латинского как «в направление», если переводить дословно «Innovatio» — «в направлении изменений». Само понятие innovation впервые появилось в научных исследованиях XIX в. Новую жизнь понятие «инновация» получило в начале XX в. в научных работах австрийского экономиста Й. Шумпетера в результате анализа «инновационных комбинаций», изменений в развитии экономических систем.
Сущность и содержание понятия инновация
Иннова́ция, нововведение (англ. innovation) — это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Примером инновации является выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем.
Термин «инновация» происходит от латинского «novatio», что означает «обновление» (или «изменение»), и приставки «in», которая переводится с латинского как «в направление», если переводить дословно «Innovatio» — «в направлении изменений». Само понятие innovation впервые появилось в научных исследованиях XIX в. Новую жизнь понятие «инновация» получило в начале XX в. в научных работах австрийского экономиста Й. Шумпетера в результате анализа «инновационных комбинаций», изменений в развитии экономических систем.
Инновация — это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьёзно повышает эффективность действующей системы.
Определение понятия «инновация»
Определение |
Автор, источник |
Инновация – это такой общественно – техническо – экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий. |
Санто Б. Инновация как средство …, 1990, с. 24. |
Под инновацией (нововведением) обычно подразумевается объект, внедренный в производство в результате проведенного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога. |
Уткин Э.А., Морозова Н.И., Морозова Г.И. Инновационный менеджмент…, 1996, с. 10. |
Инновация – это процесс
реализации новой идеи в любой
сфере жизнедеятельности |
Бездудный Ф.Ф., |
Инновация – использование
результатов научных |
Суворова А.Л. Инновационный менеджмент, 1999, с. 15. |
Инновация есть результат деятельности по обновлению, преобразованию предыдущей деятельности, приводящей к замене одних элементов другими, либо дополнению уже имеющихся новыми. |
Кокурин Д.И. Инновационная деятельность, 2001, с. 10. |
Инновация (нововведение) – это результат практического или научно-технического освоения новшества. |
Авсянников Н.М. Инновационный менеджмент, 2002, с. 12. |
Под инновацией подразумевается объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога. |
Медынский В.Г. Инновационный менеджмент, 2002, с. 5. |
Инновация понимается как конечный результат научного исследования или открытия, качественно отличный от предшествующего аналога и внедренный в производство. Понятие инновации применяется ко всем новшествам в организационной, производственной и прочих сферах деятельности, к любым усовершенствованиям, обеспечивающим снижение затрат. |
Минниханов Р.Н., Алексеев В.В., Файзрахманов Д.И., Сагдиев М.А. Инновационный менеджмент …, 2003, с. 13. |
Инновация есть процесс разработки, освоения, эксплуатации и исчерпания производственно-экономического и социального потенциала, лежащего в основе новации. |
Морозов Ю.П., Гаврилов А.И., Городков А.Г. Инновационный менеджмент, 2003, с. 17. |
Инновация – новая или улучшенная продукция (товар, работа, услуга), способ (технология) ее производства или применения, нововведение или усовершенствование в сфере организации и (или) экономики производства, и (или) реализации продукции, обеспечивающие экономическую выгоду, создающие условия для такой выгоды или улучшающие потребительские свойства продукции (товара, работы, услуги). |
Кулагин А.С. Немного о термине…, 2004, с. 58. |
Инновация представляет собой
создаваемые новые или |
Степаненко Д.М. Классификация инноваций…, 2004, с. 77. |
Слово «инновация» выступает синонимом нововведения или новшества, и может использоваться наряду с ними. |
Аврашков Л.Я. Инновационный менеджмент, 2005, с. 5. |
Инновация – это конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта. |
Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент, 2005, с. 15. |
Инновация как результат
творческого процесса в виде созданных
(либо внедренных) новых потребительных
стоимостей, применение которых требует
от использующих их лиц либо организаций
изменения привычных |
Завлин П.Н. Основы инновационного менеджмента …, 2004, с. 6. |
Инновации применительно к АПК – это новые технологии, новая техника, новые сорта растений, новые породы животных, новые удобрения и средства защиты растений и животных, новые методы профилактики и лечения животных, новые формы организации, финансирования и кредитования производства, новые подходы к подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров и т. д. |
Шайтан Б.И. Инновации в АПК…, 2005, с. 207. |
Инновация – вовлечение в экономический оборот результатов интеллектуальной деятельности, содержащих новые, в том числе научные, знания с целью удовлетворения общественных потребностей и (или) получения прибыли. |
Волынкина Н.В.
Правовая сущность…, 2006, с. 13. |
В соответствии с международными стандартами (Руководство Фраскати – новая редакция документа, принятого ОЭСР в 1993 г. в итальянском городе Фраскати) инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедряемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. |
Статистика науки…, 1996, с. 30-31. |
Инновация (нововведение) – конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. |
Концепция инновационной…, 1998. |
Инновация – нововведение в области техники, технологии, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта, а также использование этих новшеств в самых разных областях и сферах деятельности. |
Райзберг Б.А. Лозовский Л.Ш. Стародубцева Е.Б. Современный экономический…, 1999, с. 136. |
Инновация: 1. Нововведение, новшество. 2. Комплекс мероприятий, направленных на внедрение в экономику новой техники, технологий, изобретений и т.п.; модернизация. |
Большой толковый…, 2003, с. 393. |
Инновация – это новшество в производственной и непроизводственной сферах, в области экономических, социальных, правовых отношений, науки, культуры, образования, здравоохранения, в сфере государственных финансов, в финансах бизнеса, в бюджетном процессе, в банковском деле, на финансовом рынке, в страховании и т.д. |
Финансово-кредитный …, 2004, с. 367. |
Инновация – получение
больших экономических |
Румянцева Е.Е. Новая экономическая…, 2005, с. 162. |
Некоторые исследователи считают неправомерным отождествлять понятия «новшество» и «инновация». Новшество, считает проф. Р.А. Фатхутдинов – это оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению эффективности. Новшества могут оформляться в виде: открытий; изобретений; патентов; товарных знаков; рационализаторских предложений; документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс; организационной, производственной или другой структуры; ноу-хау; понятий; научных подходов или принципов; документа (стандарта, рекомендаций, методики, инструкции и т.п.); результатов маркетинговых исследований и т.д. Вложение инвестиций в разработку новшества – половина дела. Главное – внедрить новшество, превратить новшество в форму инновации, т.е. завершить инновационную деятельность и получить положительный результат, затем продолжить диффузию инновации. Эти этапы относятся к инновационной деятельности как процессу.
Таким образом, новшество
выступает как конкретный результат
научных исследований и разработок
в виде новой продукции, техники,
технологии, информации, методики и
т.д. В свою очередь, инновация представляет
собой процесс внедрения
Анализ существующих в
настоящее время определений
содержит ряд недостатков. Например,
действующие международные
Инновация должна обладать следующими свойствами: иметь новизну, применимость в любой сфере деятельности человека, реализована на рынке, приносить экономический и другие виды эффекта.
Обобщая приведенные определения
этого термина, можно дать следующую
формулировку понятия инновация. Инновация
– коммерциализация научных знаний,
получивших воплощение в виде новой
или усовершенствованной
Применительно к АПК (агропромышленному комплексу) инновации представляют собой реализацию в хозяйственную практику результатов исследований и разработок в виде новых сортов растений, пород и видов животных и кроссов птицы, новых или улучшенных продуктов питания, материалов, новых технологий в растениеводстве, животноводстве и перерабатывающей промышленности, новых удобрений и средств защиты растений и животных, новых методов профилактики и лечения животных и птицы, новых форм организации и управления различными сферами экономики, новых подходов к социальным услугам, позволяющих повысить эффективность производства.
Инновация — это результат инвестирования интеллектуального решения в разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей (технологии; изделия; организационные формы существования социума, такие как образование, управление, организация труда, обслуживание, наука, информатизация и т. д.) и последующий процесс внедрения (производства) этого, с фиксированным получением дополнительной ценности (прибыль, опережение, лидерство, приоритет, коренное улучшение, качественное превосходство, креативность, прогресс).
Таким образом, необходим процесс: инвестиции — разработка — процесс внедрения — получение качественного улучшения.
Понятие инновация относится
как к радикальным, так и постепенным
(инкрементальным) изменениям в продуктах,
процессах и стратегии
Инновация — это такой
процесс или результат
Стратегия футуродизайна «обгонять, не догоняя» (инновация как источник новых брендов)
Инновации рассматриваются с разных точек зрения: в связи с технологиями, коммерцией, социальными системами, экономическим развитием и формулированием политики. Соответственно, в научной литературе существует широкий спектр подходов к концептуализации инноваций.
При концептуализации понятия «инновации» полезно сравнить его с другими понятиями. В частности, в научной литературе отмечается, что понятие «инновация» часто смешивается с понятием «изобретение», обозначающим создание новой технической разработки или усовершенствование старой и термином нововведение, означающим внедрение новых решений. Кроме того, многие усовершенствования товаров и услуг было бы правильнее назвать просто словом «улучшение». Понятия «изменения» и «креативность» также иногда могут быть употреблены вместо понятия «инновации».
Чтобы отличать инновации от перечисленных выше понятий, нередко уточняется, что особенность инновации в том, что она позволяет создать дополнительную ценность, позволяет инноватору получить дополнительную ценность и связана с внедрением. В рамках этого взгляда инновация не является инновацией до того момента, пока она успешно не внедрена и не начала приносить пользу. Понятие экономической инновации было разработано Йозефом Шумпетером в работе «The Theory of Economic Development» (1934).
В рамках альтернативного
подхода другие понятия используются
как часть определения
Новация – это новый
или обновленный продукт чьей-
Новатор - создатель нового (как продукта труда новатора, содержащего новое для него решение). Новаторами могут быть физические и юридические лица. Физические лица: люди любой профессии, создавшие в результате интеллектуальной деятельности что-то новое. Юридические лица: фирмы (организации, предприятия), компании, корпорации, консорциумы, учреждения, которые также в результате творческой деятельности своих сотрудников создали что то новое.
Инновация (нововведение) – рассматривается с нескольких сторон:
- во-первых, как некоторый
законченный общий процесс
- во-вторых, как часть
процесса, ограниченная рамками
фирмы, рамками потребителя,
- в-третьих, как ряд
результатов процесса
1) рыночной диффузии новшество
стало известно потребителю и
со стороны потребителя
2) осуществляется выбор
инновационной стратегии по
3) со стороны потребителя
проявляется стремление к
4) состоялась адаптация
к новшеству (потребитель при
необходимости трансформировал
новшество, перестроил под
5) осуществлен процесс
перевода новшества как
6) потребитель использовал
новшество в своем деловом
процессе (новшество используется),
в результате которого повысил
свою компетентность (новый уровень
компетенции и новая цена его
труда, а также новая
Инноватор – это лицо, принявшее новшество к потреблению, то есть к дальнейшему преобразованию или использованию. После принятия новшества к потреблению инноватор создает необходимые условия для его использования, внедряет, осваивает и использует, либо предварительно преобразовывает. Инноватор также может быть юридическим и физическим лицом. Фирма (либо человек) становится инноватором при соблюдении как минимум двух условий: (1) после приобретения новшества и (2) при определенной работе с нововведением.
Инноватор – это потребитель, который испытал на себе и реализовал инновационный процесс:
1) осознал свою нужду в новшестве, поставил себе цель;
2) выбрал для ее достижения
инновационную стратегию, то