Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 17:38, доклад
Ученые разных стран не могут прийти к единому решению относительно разделения лексического состава английского языка, спор идет даже о самом термине «части речи». Выделяют от 2 классов (Смирницкий) до 13 (Жигадло, Иванова, Иофик). С другой стороны, эта проблема — одна из самых важных и интересных в языкознании, и к ней никогда не угасает внимание. Наиболее общими и необходимыми категориями в грамматике каждого языка являются части речи.
Введение
Ученые разных стран не могут прийти к единому решению относительно разделения лексического состава английского языка, спор идет даже о самом термине «части речи». Выделяют от 2 классов (Смирницкий) до 13 (Жигадло, Иванова, Иофик). С другой стороны, эта проблема — одна из самых важных и интересных в языкознании, и к ней никогда не угасает внимание. Наиболее общими и необходимыми категориями в грамматике каждого языка являются части речи. С выяснения вопроса о частях речи начинается грамматическое описание любого языка. Говоря о частях речи, имеют в виду грамматическую группировку лексических единиц языка, т.е. выделение в лексике языка определенных групп или разрядов, характеризуемых теми или иными признаками. Но на каком основании выделяют группировки слов, называемые частями речи? Или иначе – на чем основано традиционное распределение слов по частям речи? Проблема, касающаяся сущности частей речи и принципов их выделения в различных языках мира, - одна из наиболее дискуссионных проблем общего языкознания. Высказывания по вопросу о том, на чем основано распределение слов по частям речи, многочисленны, разнообразны, но очень часто не ясны и противоречивы.
Взгляды зарубежных лингвистов на проблему частей речи
В английской грамматической традиции XX века наиболее распространенной является латинская классификация, состоящая из 8 частей речи: имени существительного, местоимения, имени прилагательного, глагола, наречия, союза, предлога и междометия.
Значительно меньшее
распространение имеют классификации
с 7 (имясуществительное, глагол, местоимение,
имя прилагательное, наречие, предлог,союз)
и 9 (имя существительное, артикль, глагол,
местоимение, имя прилагательное, наречие,
предлог, союз, междометие) частями речи.
Количество частей речи зависит в основном
от отношения авторов грамматических
пособий к артиклю и междометию. Во многих
работах артикль не представляет собой
самостоятельной части речи, а рассматривается
в качестве разновидности прилагательного.
Междометие, т.к. оно употребляется либо
как слово-предложение, либо изолированно,
часто вообще выносится за рамки этой
классификации.
Но на ряду с традиционным
подходом к проблеме частей речи существуют
нетрадиционные подходы. Одним из лингвистов,
придерживающихся этого мнения, был
А. Аштон,. Он признавая деление слов на
8 частей речи, подразделял их все на 2 больших
группы: первичные (primary) и вторичные (secondary).
Он исходит при этом из синтаксического
критерия. Первая группа: части речи, которые
употребляются в предложении в функции
подлежащего и сказуемого, т.е. субстантив
(имя существительное и местоимение) и
глагол. Вторая группа: имя прилагательное
(ограничивает или определяет субстантив)
и наречие (ограничивает или определяет
глагол). Аштон считает, что наречие послужило
основой образования предлогов и союзов.
В то же время наречия, предлоги и союзы
изначально представляли собой падежи
имен существительных и местоимений, а
затем превратились в самостоятельные
части речи. В своей грамматике (1915 г.) он,
опираясь на логико-семантический критерий,
делит все слова еще на 2 разновидности:
понятийные (notional) и релятивные (relational).
Понятийные слова «дают уму отчетливое
понимание какой-либо вещи или какого-либо
действия или атрибута вещи». К ним автор
относит имена существительные, качественные
имена прилагательные и глаголы. Релятивные
слова не называют и не описывают вещи,
а лишь указывают на их отношение с другими
вещами (субстантивированные местоимения,
количественные и местоименные прилагательные).
Наречия автором рассматриваются как
частично понятийные (wisely, brightly) и частично
релятивные (now, thus) слова.
Второй лингвист, взгляды которого мне хотелось бы осветить, Р. Б. Лонг. Он считает, что существует 6 частей речи: глаголы; имена существительные; имена прилагательные; наречия; абсолютивы (absolutes) —междометия, слова типа «no», «hello», «indeed»;местоимения, к которым он относит также артикли и числительные. Основа этой классификации — 2 синтаксических признака: функция и способность определяться другими частями речи. Помимо этих, Лонг называет еще 3 критерия, которые не так существенны, т.к. не каждая часть речи может определяться на их основе. Первые 2 — морфологические, связаны с выделением частеречной принадлежности слова при учете словоизменительных особенностей, а также особенностей в области словообразования. На основе только морфологических признаков невозможно отнести слова «ought», «fun», «then» к соответствующим частям речи. Не все слова используют аффиксы (pasteurize, careless) как морфологические показатели их принадлежности к той или иной части речи. Пятый признак — значение, тоже рассматривается как ненадежный.
Взгляды отечественных лингвистов на проблему частей речи
И.Б. Хлебникова считает, что части речи — это смешанно лексическое и грамматическое явление, потому что: 1. слова характеризуются определенным лексическим значением (a girl, to run); 2. каждый обобщенный класс имеет свое абстрактное значение (thingness, process, action, state). Она разделяет части речи на группы в зависимости от того, какое количество
слов принадлежит к этому классу. К глаголам и именам существительным принадлежит наибольшее количество слов, и Хлебникова выделяет их в отдельный класс. Также она делит части речи на открытые и закрытые классы, а слова делит на 8 частей речи: имя существительное, местоимение, имя прилагательное, глагол, наречие, предлог, союз, междометие. В качестве главного критерия автор выделяет значение, но также признает важность морфологического фактора.
Давая характеристику словам того или иного языка, Л.С. Бархударов прежде всего отмечает, что они могут быть распределены по определенным классам, каждый из которых отличается целым рядом грамматических признаков, общих для всех входящих в этот класс слов.
Лингвист считает, что слова английского языка могут быть распределены по определенным группам или классам в зависимости от той позиции, которую они могут занимать в предложении, т.е. в зависимости от возможности их сочетания с другими словами в строе предложения. С другой стороны, слова могут распределяться по частям речи в зависимости от грамматических категорий, которые в данных классах слов могут быть выражены. Но этот признак может быть положен в основание классификации лишь, которым свойственны формы словоизменения.
Таким образом, по мнению Л.С. Бархударова, все слова языка могут быть распределены по определенным классам на основе присущих им общих грамматических — синтаксических и морфологических — признаков. Одно слово (лексема) может входить только в одну часть речи. В тех случаях, когда это правило внешне нарушается, мы имеем дело не с одним и тем же словом, а со словами, принадлежащими к разным частям речи:
«She wore a yellow dress» и «Do not use this soap — it will yellow your linen»
Автор не учитывает критерий значения, считая, что он несущественен при выделении частей речи.
Заключение
Выделение частей речи — очень серьезная проблема, над которой уже давно работают ученые. Но, несмотря на обилие совершенно разных работ, идеальной классификации пока не существует. Границы классов слов получаются размытыми и приблизительными, а некоторые слова в различных классификациях вообще не попадают ни в одну часть речи (например, слово «yes» в разных классификациях считается словом-предложением и не принадлежит ни к одной части речи). Также случаются значительные пересечения слов внутри этих классификаций.
Проблему систематизации языковых единиц в лингвистике нельзя считать решенной на сегодняшний день. Некоторые авторы предлагают использовать новые критерии при выделении частей речи, считая, что классических «значение-форма-функция» не достаточно. Другие предлагают не отказываться от них и продолжать исследования, опираясь именно на них.
Информация о работе Взляды лингвистов на проблему частей речи