Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 21:36, доклад
Сельская малокомплектная школа оказалась в особо сложных условиях на этапе вариативной организации образования. В малочисленных классах сельских школ и при отсутствии параллелей нельзя образовывать классы естественнонаучного, гуманитарного или иного профиля. Очевидным является в связи с этим тот факт, что обучающиеся в сельских школах находятся в неравных условиях с городскими детьми. В результате резко снижается конкурентоспособность сельских школьников при поступлении в высшие учебные заведения, на предметных олимпиадах и творческих конкурсах.
Вариативный подход при изучении информатики и ИКТ
Учитель информатики и ИКТ
МБОУ «Большехаланская СОШ
Корочанского района Белгородской области»
Л.В. Тихова
Важнейшая черта современного обучения - его направленность на то, чтобы готовить учащихся не только приспосабливаться, но и активно осваивать ситуации социальных перемен. В этой связи предпринята попытка в поиске условий, направленных на реализацию вариативного образования сельских школьников в соответствии с их наклонностями и психолого-физиологическими возможностями по собственному выбору.
Сельская малокомплектная
школа оказалась в особо
Информатика — в настоящее время одна из фундаментальных областей научного знания, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации, стремительно развивающаяся и постоянно расширяющаяся область практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимо школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни. Поэтому вариативная часть учебного плана в нашей школе обеспечивает реализацию федерального компонента образовательного стандарта, а также школьного и регионального компонентов образования.
Федеральный компонент не предусматривает изучение предмета «Информатика и ИКТ» в начальной школе. В III-IV классах изучается в качестве: учебного модуля в рамках учебного предмета «Технология» (20-25 ч. за два года обучения);
Изучение предмета «Информатика и ИКТ»: в 8 классе – 1 час в неделю, в 9 классе – 2 часа в неделю.
Федеральный компонент не предусматривает изучение предмета «Информатика и ИКТ» в 5, 6 и 7 классе. С целью выстраивания непрерывного курса изучение информатики и ИКТ, в МБОУ «Большехаланская СОШ» осуществляется изучение предмета в 5, 6 и 7 классах за счет школьного компонента (вариативная часть учебного плана компонента образовательного учреждения). Обучение производится на основе авторской программы курса «Информатика и ИКТ» для 5-7 классов средней общеобразовательной школы Л.Л.Босова из сборника Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 и обеспечивается УМК:
Изучение предмета "Информатика и ИКТ" в 10–11 классах проводится на базовом уровне – 1 час в неделю.
Вариативно-индивидуальный компонент учебного плана в 10 – 11 классах представлен элективным курсом межпредметного вида Е.В. Андреев, Л.Л. Босова, И.Н. Фалина. «Математические основы информатики», который рассчитан на два года обучения.
Я считаю, что для малокомплектной сельской школы на уроках информатики и ИКТ приемлемы личностно – ориентированный метод обучения, метод проектов.
Метод проектов в информатике интересен спектром его применения на уроках различных типов и на разных этапах урока. Этот метод является мощным методическим приемом, который помогает педагогу решать различные педагогические и дидактические задачи. В своей работе я успешно использую метод проектов как для отработки практических умений и навыков на этапе закрепления знаний, так и для контроля знаний, и вместе с тем для организации исследовательской работы с обучающимися.
Эффективной формой обучения информатике
является практикум, но эту не слишком
творческую форму работы я объединила
с проектной деятельностью, и получила
очень интересный вид деятельности, который
нравится учащимся.
Такие практикумы-проекты сочетают в себе
элементы репродуктивной и продуктивной
деятельности, представляют учащимся
выбор содержания работы и значительный
простор для проявления своего творчества,
так как создание проекта - процесс сложный,
и он побуждает обучающихся к исследовательской
и поисковой деятельности.
Для обеспечения устойчивой мотивации учебной деятельности я широко использую проекты на всех ступенях обучения информатике, начиная с мини-проектов в среднем звене до сквозных проектов в старших классах. У меня сложилась определённая система. Сначала даю базовые теоретические знания, которые нацелены на всеобщее понимание. Затем мы переходим к практическим занятиям, содержание которых соответствует итоговой системе знаний и умений учащихся по базовому курсу информатики. После этого переходим к выполнению проектов, направленных на применение полученных знаний в нетрадиционных ситуациях, желательно имеющих практическое значение.
Отслеживание результатов применения
проектного метода проводилось с помощью
как промежуточного, так и итогового контроля,
как то устный и письменный опрос, тестирование
при помощи специального тестового комплекса,
контрольные срезы по текстам администрации,
зачеты по каждой теме.
По результатам трехлетней работы с применением
проектного метода можно сделать следующий
вывод: при применении данного метода
достигаются высокие результаты обучения
школьников информационным технологиям.
Метод проектов является исследовательским
методом, способным сформировать у обучающегося
опыт творческой деятельности. Работая
в коллективе, приобретают и развивают
следующие коммуникативные умения: выявление
проблем, сбор информации, наблюдение,
анализ ит.д.
Повышается интерес учащихся к
предмету «Информатика и информационные
технологии», хорошо просматриваются
меж предметные связи. Дети с удовольствием
выполняют учебные проекты, участвуют
в различного рода конкурсах, конференциях,
выставках, занимают призовые места. При
окончании школы абсолютно все учащиеся
владеют всеми навыками и знаниями, оговоренными
в стандарте. Увеличилось и число учащихся,
продолжающих после школы свое образование
в ВУЗе по специальностям, связанным с
компьютером, информатикой, информационными
технологиями.
Данный вид учебной деятельности позволяет
развивать у учеников логическое мышление,
формирует общеучебные умения и навыки. В
процессе демонстрации своих наработок
обучающиеся приобретают опыт публичных
выступлений. Вовлечение учащегося в творческую
работу, развивает у него умение самостоятельно
собирать информационно-иллюстративный
материал, творческую смекалку, способности
дизайнерского оформления, является своего
рода и исследовательской работой, а самое
главное – у него появляется удовлетворение
от результатов своего труда.
Литература
Информация о работе Вариативный подход при изучении информатики и ИКТ