Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 22:41, статья
Постановка проблемы. Главным направлением перестройки менеджмента и его радикального усовершенствования, приспособления к современным условиям стало массовое использование новейшей компьютерной и телекоммуникационной техники, формирование на ее основе высокоэффективных информационно-управленческих технологий. Средства и методы прикладной информатики используются в менеджменте и маркетинге. Новые технологии, основанные на компьютерной технике, требуют радикальных изменений организационных структур менеджмента, его регламента, кадрового потенциала, системы документации, фиксирования и передачи информации. Особое значение имеет внедрение информационного менеджмента, значительно расширяющее возможности использования компаниями информационных ресурсов. Развитие информационного менеджмента связано с организацией системы обработки данных и знаний, последовательного их развития до уровня интегрированных автоматизированных систем управления, охватывающих по вертикали и горизонтали все уровни и звенья производства и сбыта.
УДК 65.012.45
Влияние информационных технологий на сферы деятельности предприятия.
У статті розглянуто основні завдання інформаційних технологій у вдосконаленні управлінської діяльності підприємства.
В статье рассматривается основные задачи информационных технологий в совершенствовании управленческой деятельности предприятия.
The article considers the main tasks of the information technology in the improvement of the management of the enterprise activity.
Постановка проблемы. Главным направлением перестройки менеджмента и его радикального усовершенствования, приспособления к современным условиям стало массовое использование новейшей компьютерной и телекоммуникационной техники, формирование на ее основе высокоэффективных информационно-управленческих технологий. Средства и методы прикладной информатики используются в менеджменте и маркетинге. Новые технологии, основанные на компьютерной технике, требуют радикальных изменений организационных структур менеджмента, его регламента, кадрового потенциала, системы документации, фиксирования и передачи информации. Особое значение имеет внедрение информационного менеджмента, значительно расширяющее возможности использования компаниями информационных ресурсов. Развитие информационного менеджмента связано с организацией системы обработки данных и знаний, последовательного их развития до уровня интегрированных автоматизированных систем управления, охватывающих по вертикали и горизонтали все уровни и звенья производства и сбыта.
В современных условиях
Основные исследования и публикации. В экономической литературе информационные технологии в стратегическом управлении предприятием исследовали отечественные ученые В.А. Антонюк, М.М. Ермошенко, С.М. Илляшенко, В.А. Касьяненко, Л.Г. Мельник, И.Ф. Рогач та др. Детальную и достоверную информацию по данной теме можно найти в пособии Антонюка В. А. и Куркова М. С. «Информационные системы и технологии в финансах»[1].
Цель исследования. Рассмотреть основные задачи и цели использования информационных технологий в повышении эффективности бизнеса, экономии финансов, а так же рольинформационных технологий при обработке статистических данных. Проанализировать факторы, приводящие к необходимости реинжиниринга предприятия, а так же изменения в управленческой сфере под влиянием информационных технологий.
Изложение основного материала. Одной из наиболее актуальной задачи текущего развития экономики нашей страны – это создание особых условий динамического и эффективного, а так же последовательного перехода к информатизации рыночной экономики. Поэтому очень важным является реорганизация чрезмерной концентрации и монополизации производства, совершенствованию организационных и структурных отношений, просмотр устаревших командных экономических связей и методов управления. Практическое решение проблем, связанных с необходимостью эффективной работы предприятия, в первую очередь зависит от степени освоения методов информирования и стратегической информации в управлении [2]. Трудности, возникающие при решении задачи автоматизированной поддержки управленческого труда, связаны с его спецификой. Управленческий труд отличается сложностью и многообразием, наличием большого числа форм и видов, многосторонними связями с различными явлениями и процессами. Бурное развитие информационных компьютерных технологий, совершенствование технической платформы и появление принципиально новых классов программных продуктов привело в наши дни к изменению подходов к автоматизации управления производством [3].
Информационные технологии – это комплекс методов и процедур, которые реализуют функции сбора, передачи, обработки, сохранения и доведение до пользователей информации в организационно-управленческих системах с использованием избранного комплекса технических способов. С помощью информационных услуг можно дать хороший толчок в стратегии управления предприятия, основными целями которых является:
Процесс управления предприятием – это процесс оценки и анализа информации. От того, насколько информация качественная по смыслу, времени и возможностью обработки, зависит успешность управленческого решения, а так же в борьбе за конкурентное превосходство предприятия [1]. Чтобы предприятие имело развитие и жизнедеятельность, а также получало прибыль, надо принимать какие-либо стратегические решения. Термин "стратегическая информационная система" можно определяется по-разному:
Планирование информационных систем (Information System Planning) получает все большее распространение. Существуют его различные методики:
Если стратегические информационные системы рассматривать как орудие в борьбе с конкурентами, то их можно разбить на три группы, которые:
Целью информационных технологий заключается в повышении производительности, экономии финансов, подготовки более обоснованных решений — относится к способам достижения тактических, краткосрочных преимуществ. Стратегическая цель информационных технологий — способствовать менеджменту реагировать на динамику рынка, создавать, поддерживать и углублять конкурентное преимущество. Выполнение этой задачи требует построения информационно-технологических систем, которые имеют следующие атрибуты:
Новые информационные технологии и реализованные на их основе информационные системы являются мощным инструментом для организационных изменений, которые "вынуждают" предприятия перепроектировать свою структуру, область деятельности, коммуникации, ресурсы, т.е. провести полный реинжиниринг бизнес-процессов для достижения новых стратегических целей. Существуют некоторые инновации, которые неизбежно приводят к необходимости изменений в организации (Таблица 1) [6].
Таблица 1. Факторы, приводящие к изменению предприятия.
Информационные технологии |
Организационные изменения |
Глобальные сети |
Международное разделение производства: действия компании не ограничиваются локализацией; глобальная сфера деятельности расширена; снижаются затраты на производство за счет дешевой рабочей силы, улучшается координация филиалов |
Сети предприятия |
Совместная работа: организация процессов координируется поверх границ подразделений, распределенные производственные мощности становятся доминирующим фактором. Управление процессами подчиняется единому плану |
Распределенное управление |
Изменяются полномочия и ответственность: личности и группы имеют информацию и знания, чтобы действовать самостоятельно. Бизнес-процессы перестают быть "черными ящиками". Затраты на текущее управление снижаются. Централизация и децентрализация хорошо сбалансированы. |
Распределенное производство |
Организация становится частично виртуальной: производство не привязано географически к одному месту. Информация и знания доставляются туда, где они необходимы, в нужном количестве и в нужное время. Снижаются организационные и капитальные затраты, так как уменьшается потребность в недвижимом имуществе для размещения средств производства |
Графические интерфейсы пользователя |
Все в организации, начиная с высших руководителей и кончая исполнителями, имеют доступ к необходимой информации и знаниям; управление процессами автоматизируется, контроль становится простой процедурой. Организационные процессы и документооборот упрощаются, так как управленческие воздействия движутся от бумажного воплощения к цифровому. |
Внедрение информационных технологий может приводить к организационным изменениям различной степени: от минимальных до далеко идущих. Все зависит от стратегии компании, предметной области ее деятельности, от уровня развития сети бизнес-процессов, от степени интегрированности информационных ресурсов и, конечно, от решимости и настойчивости высшего руководства предприятия довести начатые преобразования до логического завершения. Рассмотреть результаты изменения в управленческой сфере компании под влиянием ИТ можно в таблице 2 [6].
Таблица 2. Результаты организационных изменений под воздействием ИТ.
Возможность |
Организационное воздействие (результат) |
Деловая |
ИТ преобразуют неструктурированные процессы в частично структурированные и структурированные, пригодные к автоматизации подготовки принятия решения |
Автоматизация |
ИТ заменяют или уменьшают роль исполнителя в выполнении стандартных (рутинных) функций и операций. Анализ ИТ обеспечивают аналитика необходимой информацией и мощными аналитическими средствами |
Информационная |
ИТ доставляют всю необходимую информацию в управленческие и производственные процессы конечному потребителю |
Параллельность и доступ |
ИТ позволяют выстраивать процессы в нужной последовательности с возможностью параллельного выполнения однотипных операций и одновременного доступа многих устройств и исполнителей |
Управления данными и знаниями |
ИТ организуют сбор, обработку, систематизацию данных, формирование и распространение знаний, экспертных и аудиторских действий для улучшения процессов |
Отслеживание и контроль |
ИТ обеспечивают детальное отслеживание выполнения процессов и контроль исполнения управленческих воздействий |
Интеграция |
ИТ напрямую объединяют части деятельности во взаимосвязанные процессы, которые раньше происходили с участием посредников и промежуточных управленческих звеньев |
Географическая и телекоммуникационная |
ИТ быстро передают информацию для выполнения процессов независимо от места их выполнения |
Таким образом, информационные технологии играют важную роль в стратегии бизнеса. ИТ является орудием в борьбе с конкурентами, так как оно обеспечивает потребителя сведеньями, которые облегчают взаимодействие с фирмой, снижают затраты производства. А так же ИТ является мощным инструментом к изменению и улучшению предприятия.
Вывод. Как свидетельствует опыт украинских и зарубежных фирм, в том числе и посреднических, функционирование корпоративных информационных сетей, построенных как целостные информационные комплексы, и внедрение современных информационных технологий на 50% упрощает выполнение организационно-управленческих, технологических и контрольных функций структурных единиц-участников корпоративных отношений. На 70% - ведение учетно-отчетной деятельности, значительно облегчает руководству таких фирм осуществлять управленческо-экономическую деятельность, определять критические точки своего бизнеса, оперативно принимать оптимальные решения, способствует достижению важнейших доходов, удовлетворению потребностей потребителей. В процессе осуществления коммерческой деятельности предприятий использование Интернета предоставляет возможность пользователю осуществлять поиск и отбор информации; связываться с деловыми партнерами, рекламировать и продавать товары, оказывать услуги покупателям, обмениваться данными между несколькими партнерами-пользователями Интернет в реальном режиме времени, управлять коммерческой деятельностью предприятия и всеми ее составляющими.
Информация о работе Влияние информационных технологий на сферы деятельности предприятия