Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 10:47, методичка
Системы счисления делятся на непозиционные и позиционные. В непозиционных системах количественное значение символа определяется только его изображением и не зависит от его места (позиции) в числе. Например, римские цифры. Числа обозначались: 1 – I, 2 – II, 3 – III, 4 – IIII, 5 – V, 10 – X. Для более крупных чисел применялись обозначения L – 50; C – 100; D – 500; M – 1000. Позже стали применять обозначения 4 – IV; 9 – IX; 40 – XL; 90 – XC, и т.д. Числа обозначались посредством суммирования знаков в записи числа. Например, число 37 обозначалось в виде ХХХVII = 10+10+10+5+2. Этим способом можно записать любое число. Например, число 99 изображается XCIX.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Московский государственный университет
приборостроения и информатики
ПОСОБИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ
для слушателей
подготовительных курсов
Учебное пособие
Москва
2007
УДК 004517
ББК32.81
Пособие по информатике для слушателей подготовительных курсов МГУПИ. Учебное пособие/ Журавлев В.А., Карулина В.А., Письменная Е.В.: Москва, МГУПИ, 2007.
Предлагаемое пособие предназначено для слушателей подготовительных курсов Московского Государственного Университета Приборостроения и Информатики и содержит разбор задач различных разделов информатики, а так же варианты тестов для самостоятельного решения.
Пособие обобщает опыт проведения вступительных экзаменов по информатике в форме тестирования в МГУПИ. Оно будет полезным также преподавателям, ведущим занятия на подготовительных курсах и других подразделениях, осуществляющих подготовку к вступительным экзаменам по информатике в МГУПИ.
Печатается по решению
Редакционно-издательского
Государственного Университета Приборостроения и Информатики.
Рецензент: Филатов
© Московский Государственный Университет
Приборостроения и Информатки.
© Журавлев В.А., Карулина В.А., Письменная Е.В.
ВВЕДЕНИЕ
Пособие предназначено
старшеклассникам и абитуриентам для
подготовки к вступительным экзаменам в МГУПИ.
Пособие составлено в соответствии со
школьной программой курса «Информатика»
и в соответствии с примерной программой
вступительного экзамена по основам информатики
и вычислительной техники в вузы России
[http://www.edu-it.ru/docs/
Пособие знакомит будущих абитуриентов с образцами зданий, демонстрирует методы решения задач различной сложности.
Вступительные экзамены по информатике в МГУПИ проводятся в форме тестирования. Задания теста содержат 10 заданий. Первые восемь заданий с выбором ответа. Последние два задания без ответов. На выполнение экзаменационной работы по информатике отводится 3 часа (180 минут).
В 2007 году задачи представлены из следующих разделов:
1. Системы счисления;
2. Арифметические операции в системе чисел;
3. Хранение данных в ЭВМ;
4. Элементы математической логики;
5. Основные логические и запоминающие элементы компьютера;
6. Алгоритмизация и программирование;
7. Решение типовых задач.
В пособии для каждого из приведенных разделов дается справочный материал и показаны образцы решения типовых задач. При этом приводятся решения задач разными способами. Абитуриент на экзамене может решать задачу любым способом, лишь бы решение было правильным. В конце пособия приведены типовые варианты заданий для самостоятельного решения с ответами.
1. Системы счисления
Под системой счисления понимается совокупность способов изображения чисел с помощью ограниченного набора символов (цифр), имеющих определенное количественное значение.
Системы счисления делятся на непозиционные и позиционные. В непозиционных системах количественное значение символа определяется только его изображением и не зависит от его места (позиции) в числе. Например, римские цифры. Числа обозначались: 1 – I, 2 – II, 3 – III, 4 – IIII, 5 – V, 10 – X. Для более крупных чисел применялись обозначения L – 50; C – 100; D – 500; M – 1000. Позже стали применять обозначения 4 – IV; 9 – IX; 40 – XL; 90 – XC, и т.д. Числа обозначались посредством суммирования знаков в записи числа. Например, число 37 обозначалось в виде ХХХVII = 10+10+10+5+2. Этим способом можно записать любое число. Например, число 99 изображается XCIX. Римская система являлась непозиционной системой счисления, где не представляются дробные и отрицательные числа, действия над числами связаны с большими трудностями и не имеют жестких правил. Поэтому для быстрого выполнения расчетов с большими числами римская система не давала удовлетворительных результатов.
Наряду с римской системой счисления развивалась арабская позиционная система счисления, которая оказалась весьма удобной для реализации данных целей. Это была позиционная десятичная система чисел, в которой числа представлялись просто, а операции выполнялись быстро.
Основанием десятичной системы является число 10. Алфавитом позиционной десятичной системы являются десять цифр (символов), значения которых зависят от их местоположения в записи числа. В десятичной системе чисел на последнем месте записываются единицы, на предпоследнем – десятки, а перед этим – сотни и т.д.
Пример:
552 = 5´100 + 3´10 + 2´1 или 532 = 5´102 +3´101 + 2´100
Тем же способом, используя отрицательные степени 10-1 = 0,1; 10-2 = 0,01 и т.д., легко записать и десятичные дроби.
Пример:
0,839 = 8´10-1 + 3´10-2 + 9´10-3
Смешанное число представляется тоже степенным рядом по убыванию степеней основания системы.
Пример:
A(10)=552,25=5´102 +5´101+ 2´100 + 2´10-1 +5´10-2
В десятичном числе A(10) цифры 5 и 2, находящиеся на разных позициях, имеют различные количественные значения, при перемещении цифры на следующую позицию ее величина изменяется в 10 раз.
A(10) = 102,839 = 1´102 + 0´101 +2´100 +8´10-1 +3´10-2 +9´10-3
Если вместо 10 взять любое другое натуральное число p > 1, легко построить число в системе счисления с основанием p.
Пусть, например, p = 2. В этой двоичной системе счисления употребляются только две цифры: 0 и 1.
11011,011(2) = 1´24 + 1´23 + 0´22 +1´21 +1´20 + 0´2-1 + 1´2-2 = 27,375(10)
Каждое целое число может быть записано в системе десятичных цифр, т.е. в виде
A(10)= an´10n + an-1´10n-1 + …+a2´102 + a1´101 +a0 ´100,
где n – некоторое соответствующее неотрицательное число; числа an, an-1, …, a2, a1, a0 — знаки цифр из алфавита аi Î {0…9}.
Запись некоторого числа в произвольной системе счисления. Любое число в позиционной системе счисления при любом основании q > 1 может быть записано в естественной форме
может быть представлено степенным рядом
где аk — любая цифра из алфавита системы основания p, m, 1 — число позиций (разрядов) соответственно для целой и дробной частей числа. Для удобства преобразования чисел из одной системы счисления в другую степенной ряд для целой и дробной частей числа представляется эквивалентными выражениями по схеме Горнера:
Счет в различных системах счисления. Счет в различных системах счисления производится от нуля, последовательно прибавляя по единице до тех пор, пока число не достигнет величины очередной степени основания системы. В этом случае единица прибавляется к более старшему разряду, для которого правила выполняются аналогично, а само значение обнуляется. Операцию счета в различных системах можно проследить по приведенной ниже таблице. Читателю предлагается заполнить пустые клетки в таблице.
Прибавление единицы к более старшему (k+1)–му разряду происходит, когда число, составленное из оставшихся более младших k разрядов составляет pk - 1.
Пример: p = 2, число 0111(2)+1 дает переход единицы из нулевого разряда в первый (в нулевом разряде остался 0), далее из первого во второй (в первом разряде остался 0), и далее в третий, в результате чего получится число 0111(2) + 1 = 7(10) +1 = 8(10) = 23 = 1000(2), k = 3.
p=10 |
p=2 |
p=3 |
p=4 |
p=5 |
p=6 |
p=7 |
p=8 |
p=9 |
p=16 |
p=27 |
0 |
0000 |
0000 |
0000 |
0000 |
000 |
00 |
000 |
0 |
0 | |
1 |
0001 |
0001 |
0001 |
0001 |
01 |
1 |
1 | |||
2 |
0010 |
0002 |
0002 |
0002 |
02 |
2 |
2 | |||
3 |
0011 |
0010 |
0003 |
03 |
3 |
3 | ||||
4 |
0100 |
0011 |
0010 |
0004 |
04 |
4 |
4 | |||
5 |
0101 |
0012 |
0011 |
005 |
05 |
5 |
5 | |||
6 |
0110 |
0020 |
0012 |
0011 |
06 |
6 |
6 | |||
7 |
0111 |
0021 |
0013 |
010 |
07 |
7 |
7 | |||
8 |
1000 |
0022 |
0020 |
010 |
008 |
8 |
8 | |||
9 |
0100 |
010 |
9 |
9 | ||||||
10 |
0101 |
0020 |
013 |
A |
A | |||||
11 |
0102 |
B |
B | |||||||
12 |
0110 |
C |
C | |||||||
13 |
0111 |
016 |
D |
D | ||||||
14 |
0112 |
E |
E | |||||||
15 |
01111 |
0120 |
0033 |
0030 |
017 |
F |
F | |||
16 |
017 |
10 |
G | |||||||
17 |
023 |
12 |
H | |||||||
18 |
13 |
I | ||||||||
19 |
0034 |
14 |
J | |||||||
20 |
15 |
K | ||||||||
21 |
10101 |
024 |
16 |
L | ||||||
22 |
17 |
M | ||||||||
23 |
18 |
N | ||||||||
24 |
0044 |
19 |
J | |||||||
25 |
1A |
P | ||||||||
26 |
Q | |||||||||
27 |
11011 |
10 |
Для проверки правильности заполнения пустых клеток необходимо выполнить обратный перевод записанных чисел. Для этого нужно использовать формулу для перевода числа из системы счисления с основанием p в систему счисления с основанием 10 следующим образом. Например, вписанное число 221(3) = A(10) = 2´32+2´31+1´30 = 25, что соответствует числу, расположенному в соответствующей ячейке десятичной системы счисления.
Перевод числа с основанием, являющимся степенью другой системы. Если между основаниями p и q соблюдается связь р1 = qk , где k – целое, то каждая цифра числа с основанием p представляется k цифрами алфавита основания q. Так, если p1 = 81 = qk = 23 или p1 = 271 = qk = 33 то каждая цифра p–го числа (восьмеричного или двадцатиcемиричного) представляется k (тремя) цифрами q–ричного (двоичного или троичного) числа и наоборот — каждая группа из k цифр (от запятой влево и вправо) q–ричного числа заменяется одной p–ричной цифрой (см. в таблице столбцы, выделенные жирным шрифтом и выделенные другим шрифтом).
Примеры. Используя приведенную выше таблицу соответствия чисел в различных системах счисления и выбирая столбцы, выделенные жирным шрифтом или курсивом, выполним перевод.
C(2)= 11001101011,111101 = C(16) = =66B,F4
Нули перед старшим разрядом целой части и после младшего разряда дробной части можно не записывать.
Такие преобразования используются для сокращения записи двоичных чисел, при переводе чисел из десятичной системы счисления в двоичную, а также при выполнении некоторых операций в ЭВМ.
Перевод целых чисел из одной системы счисления p в другую систему с основанием q. Целое число в системе счисления p может быть представлено эквивалентным числом в системе счисления q:
Ap = Aq = (…((bn-1q + b n-2)q + bn-3)q +… +b1)q + b0
Задача перевода числа из одной системы счисления (p) в другую (q) заключается в отыскании значений цифр bk числа в новой системе счисления.
Заметим, или Аp = Аq = (Аq)1×q + b0, где (Аq)1 — целое частное, полученное при делении Аp на основание q, b0 – остаток, являющийся первой младшей цифрой числа в новой системе счисления, выражен цифрами исходной системы счисления.