Инновационные технологии в образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 22:25, статья

Краткое описание

Намного раньше, чем появилось само понятие «школа» и образование стало связываться с просвещением, наши предки уже размышляли над очень важными вопросами: как передать знания так, чтобы они могли быть максимально качественно усвоены, обучение занимало сравнительно короткий промежуток времени, наличествовали предпосылки к эффективному их применению, дальнейшему совершенствованию и качественной передаче этих знаний следующим поколениям. Словарные значения рассматривают термин «образование», как существительное от глагола «образовывать» в смысле: «создавать», «формировать» или «развивать» нечто новое.

Вложенные файлы: 1 файл

ИННОВАЦИЯ доклад (Автосохраненный).doc

— 54.00 Кб (Скачать файл)

Чтобы быть Мастером своего дела нужно еще постоянное желание самого педагога совершенствоваться, овладевать новыми знаниями и умениями, чтобы потом твои ученики на высоком  уровне у тебя могли учиться. 
 
«Менять педагогические ориентиры – это самое трудное и самое необходимое, что приходится делать сегодня» 
 
В.А. Караковский

«Сведений науки не следует сообщать учащемуся  готовыми,  но его надо привести к  тому, чтобы он сам их находил, сам  ими овладевал.  Такой метод  обучения наилучший, самый трудный, самый редкий…»

А.Дистервег

Намного раньше, чем появилось  само понятие «школа» и образование стало связываться с просвещением, наши предки уже размышляли над очень важными вопросами: как передать знания так, чтобы они могли быть максимально качественно усвоены, обучение занимало сравнительно короткий промежуток времени, наличествовали предпосылки к эффективному их применению, дальнейшему совершенствованию и качественной передаче этих знаний следующим поколениям.   Словарные значения рассматривают термин «образование», как существительное от глагола «образовывать» в смысле: «создавать», «формировать» или «развивать» нечто новое.

Словарь С.И. Ожегова даёт следующее определение нового: новый - впервые созданный или  сделанный, появившийся или возникший  недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный. Следует заметить, что в толковании термина ничего не говорится о прогрессивности, об эффективности нового.

Современное понятие  «образование» связывается с толкованием таких терминов как «обучение», «воспитание», «образование», «развитие».

Образование - это путь и форма становления целостного человека. Сущность и цель нового образования - это действительное развитие общих, родовых способностей человека, освоение им универсальных способов деятельности и мышления.

Нововведения характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому они естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Новое само по себе не возникает, оно всегда  является результатом научных поисков и передового  опыта. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.  То есть Создание нового представляет собой инновацию. Таким образом, образование по своей сути уже является инновацией.

Специфика "нового"образования  предъявляет особые требования к  использованию разнообразных технологий, поскольку их продукт направлен  на живых людей.  Задачей технологии как науки является выявление  совокупности закономерностей с  целью определения и использования на практике наиболее эффективных, последовательных образовательных действий, требующих меньших затрат времени, материальных и интеллектуальных ресурсов для достижения какого-либо результата.

Инновация (ин-нове) появляется в латинском языке где-то в середине XVII века и означает вхождение нового в некоторую сферу, вживление в нее и порождение целого ряда изменений в этой сфере. А значит, инновация — это, с одной стороны, процесс вновления, реализации, внедрения, а с другой — это деятельность по вращиванию новации в определенную социальную практику, а вовсе — не предмет.

Инновации (англ. Innovation - нововведение) - внедрение новых  форм, способов и умений в сфере  обучения, образования и науки.

Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

В образовании стоит  рассматривать инновацию педагогическую (нововведение) –

1) целенаправленное изменение,  вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом;

2) процесс освоения  новшества (нового средства, метода, методики, технологии, программы и  т.п.);

3) поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и их творческое переосмысление.

Инновационные технологии обучения следует рассматривать  как инструмент, с помощью которого новая образовательная парадигма  может быть претворена в жизнь.[3;67-69]

Главной целью  инновационных технологий образования  является подготовка человека к жизни  в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные  возможности человека и их реализацию. Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования человека.

 

В соответствии с критериями, характеризующими инновационный процесс ИННОВАЦИОННЫЕ  ТЕХНОЛОГИИ классифицировать как:

1. Информационно-коммуникационные  технологии (ИКТ) в предметном  обучении

Внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса подразумевает интеграцию различных предметных областей с  информатикой, что ведет к информатизации сознания обучающихся и пониманию ими процессов информатизации в современном обществе (в том числе в его профессиональном аспекте).

Данное направление реализуется  посредством включения в учебный  план новых предметов, направленных на изучение информатики и ИКТ. Опыт применения показывает, что:

а)информационная среда школы открытого  типа, включающая различные формы  дистанционного образования, существенно  повышает мотивацию учеников к изучению предметных дисциплин, особенно с использованием метода проектов;

б) информатизация обучения привлекательна для ученика в том, что снимается  психологическое напряжение школьного  общения путем перехода от субъективных отношений "учитель-ученик” к  наиболее объективным отношениям "ученик-компьютер-учитель”, повышается эффективность ученического труда, увеличивается доля творческих работ, расширяется возможность в получении дополнительного образования по предмету в стенах школы, а в будущем осознается целенаправленный выбор вуза, престижной работы;

в) информатизация преподавания привлекательна для учителя тем, что позволяет  повысить производительность его труда, повышает общую информационную культуру учителя.

2. Личностно – ориентированные  технологии в преподавании предмета

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Проявляется в освоении учащимися индивидуальных образовательных программ в соответствии с их возможностями и потребностями.

3. Информационно  - аналитическое обеспечение учебного  процесса и управление качеством  образования школьника

Применение такой инновационной  технологии, как информационно –  аналитическая методика управления качеством обучения позволяет объективно, беспристрастно проследить развитие во времени каждого ребенка в отдельности, класса, параллели, школы в целом. При некоторой модификации может стать незаменимым средством при подготовке классно – обобщающего контроля, изучении состояния преподавания любого предмета учебного плана, изучения системы работы отдельно взятого педагога.

4. Мониторинг  интеллектуального развития

Анализ и диагностика  качества обучения каждого учащегося  при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости.

5. Воспитательные  технологии как ведущий механизм формирования современного ученика

Является неотъемлемым фактором в современных условиях обучения. Реализуется в виде вовлечения учащихся в дополнительные формы  развития личности: участие в культурно-массовых мероприятиях по национальным традициям, театре, центрах детского творчества и др.

6. Дидактические  технологии как условие развития  учебного процесса ОУ

Здесь могут реализовываться  как уже известные и зарекомендовавшие  себя приемы, так и новые. Это - самостоятельная  работа с помощью учебной книги, игра, оформление и защита проектов, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, система «консультант», групповые, дифференцированные способы обучения - система «малых групп» и др. Обычно в практике применяются различные комбинации этих приемов.

7. Психолого-педагогическое  сопровождение внедрения инновационных  технологий в учебно-воспитательный  процесс школы

Предполагается научно-педагогическое обоснование использования тех  или иных инноваций. Их анализ на методических советах, семинарах, консультации с ведущими специалистами в этой области.

Использования возможностей современных развивающих технологий, позволит обеспечить формирование базовых  компетентностей современного человека:  

  • информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
  • коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
  • самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);  
    самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).

Инновационный поиск  новых средств приводит педагогов  к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения/обучения.

Педагоги внедряют в практику такие инновационные  технологии как:

  • технологии дифференциации и индивидуализации;
  • проектные технологии, предполагающие, организацию урока в форме самостоятельного проектирования учебного материала, который в дальнейшем структурируется и моделируется в определенной форме: графической, знаковой или символической;
  • технологии проблемного обучения;
  • интерактивные технологии;
  • информационные технологии:
  • мультимедиа-уроки, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ;
  • уроки на основе электронных учебников;

Учитель, способный  и готовый к осуществлению  инновационной деятельности в школе, может состояться тогда, когда он осознает себя как профессионал, имеет установку на творческое восприятие имеющегося инновационного опыта и его необходимое преобразование.

Федеральный государственный  образовательный стандарт (ФГОС) рассматривает информационные и коммуникационные технологии как одно из значимых средств достижения регламентируемых им результатов обучения.

Деятельность  учителя по новым стандартам не ограничивается только наблюдением и фиксацией  проявлений. Она  предусматривает более многообразную деятельность по анализу действий ученика, осознанию хода и направлений его мыслей, установлению причин его затруднений и ошибок,  обязательными характеристиками становятся активность мышления, сильно развитые аналитические и логические функции, воображение.

Ученик сам  открывает знания через содержание УМК, его способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем  сознательного и активного присвоения нового социального опыта, означает умение учиться, это УУД (универсальные  учебные действия)[1]

 Формировать  и развивать УУД (универсальные  учебные действия) – значит:

  • научить выполнять учебные задания, построенные на способе действия, мышления, коммуникации, на основе образца;
  • передать сам способ выполнения метапредметного действия;
  • научить встраивать данный способ в учебную деятельность и при необходимости развивать его.

     Ведущее  место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов.

     В основу  метода проектов положена идея  о направленности учебно-познавательной  деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

     Внешний  результат можно увидеть, осмыслить,  применить в реальной практической  деятельности.

     Внутренний результат  – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

     На долю учителя  остается трудная задача выбора  проблем для проектов, а проблемы  эти можно брать только из  окружающей действительности, из  жизни.

Инновационные технологии не должны быть односторонними, предлагающими  только развитие умственных способностей детей. Они должны расширить образовательное пространство для индивидуализации и дифференциации урочной и внеурочной деятельности. Инноватика в образовании должна нести, прежде всего, процесс выработки уверенности маленького человека в себе, своих силах. Необходимо переломить авторитарность образования в мышлении педагогов, чтобы они сумели поставить ребенка на равный уровень с собой, смогли дать ребенку возможность адекватно управлять собой и окружающим его миром.

Информация о работе Инновационные технологии в образовании