Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 22:25, статья
Намного раньше, чем появилось само понятие «школа» и образование стало связываться с просвещением, наши предки уже размышляли над очень важными вопросами: как передать знания так, чтобы они могли быть максимально качественно усвоены, обучение занимало сравнительно короткий промежуток времени, наличествовали предпосылки к эффективному их применению, дальнейшему совершенствованию и качественной передаче этих знаний следующим поколениям. Словарные значения рассматривают термин «образование», как существительное от глагола «образовывать» в смысле: «создавать», «формировать» или «развивать» нечто новое.
Чтобы быть Мастером
своего дела нужно еще постоянное
желание самого педагога совершенствоваться,
овладевать новыми знаниями и умениями,
чтобы потом твои ученики на высоком
уровне у тебя могли учиться.
«Менять педагогические ориентиры
– это самое трудное и самое необходимое,
что приходится делать сегодня»
В.А. Караковский
«Сведений науки не следует сообщать учащемуся готовыми, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, сам ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий…»
А.Дистервег
Намного раньше, чем появилось само понятие «школа» и образование стало связываться с просвещением, наши предки уже размышляли над очень важными вопросами: как передать знания так, чтобы они могли быть максимально качественно усвоены, обучение занимало сравнительно короткий промежуток времени, наличествовали предпосылки к эффективному их применению, дальнейшему совершенствованию и качественной передаче этих знаний следующим поколениям. Словарные значения рассматривают термин «образование», как существительное от глагола «образовывать» в смысле: «создавать», «формировать» или «развивать» нечто новое.
Словарь С.И. Ожегова даёт следующее определение нового: новый - впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный. Следует заметить, что в толковании термина ничего не говорится о прогрессивности, об эффективности нового.
Современное понятие «образование» связывается с толкованием таких терминов как «обучение», «воспитание», «образование», «развитие».
Образование - это путь и форма становления целостного человека. Сущность и цель нового образования - это действительное развитие общих, родовых способностей человека, освоение им универсальных способов деятельности и мышления.
Нововведения характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому они естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Новое само по себе не возникает, оно всегда является результатом научных поисков и передового опыта. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении. То есть Создание нового представляет собой инновацию. Таким образом, образование по своей сути уже является инновацией.
Специфика "нового"образования
предъявляет особые требования к
использованию разнообразных
Инновация (ин-нове) появляется в латинском языке где-то в середине XVII века и означает вхождение нового в некоторую сферу, вживление в нее и порождение целого ряда изменений в этой сфере. А значит, инновация — это, с одной стороны, процесс вновления, реализации, внедрения, а с другой — это деятельность по вращиванию новации в определенную социальную практику, а вовсе — не предмет.
Инновации (англ. Innovation - нововведение) - внедрение новых форм, способов и умений в сфере обучения, образования и науки.
Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.
В образовании стоит
рассматривать инновацию
1) целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом;
2) процесс освоения новшества (нового средства, метода, методики, технологии, программы и т.п.);
3) поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и их творческое переосмысление.
Инновационные
технологии обучения следует рассматривать
как инструмент, с помощью которого
новая образовательная
Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования человека.
В соответствии с критериями, характеризующими инновационный процесс ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ классифицировать как:
1. Информационно-
Внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой, что ведет к информатизации сознания обучающихся и пониманию ими процессов информатизации в современном обществе (в том числе в его профессиональном аспекте).
Данное направление
а)информационная среда школы открытого типа, включающая различные формы дистанционного образования, существенно повышает мотивацию учеников к изучению предметных дисциплин, особенно с использованием метода проектов;
б) информатизация обучения привлекательна для ученика в том, что снимается психологическое напряжение школьного общения путем перехода от субъективных отношений "учитель-ученик” к наиболее объективным отношениям "ученик-компьютер-учитель”, повышается эффективность ученического труда, увеличивается доля творческих работ, расширяется возможность в получении дополнительного образования по предмету в стенах школы, а в будущем осознается целенаправленный выбор вуза, престижной работы;
в) информатизация преподавания привлекательна для учителя тем, что позволяет повысить производительность его труда, повышает общую информационную культуру учителя.
2. Личностно – ориентированные
технологии в преподавании
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Проявляется в освоении учащимися индивидуальных образовательных программ в соответствии с их возможностями и потребностями.
3. Информационно
- аналитическое обеспечение
Применение такой
4. Мониторинг интеллектуального развития
Анализ и диагностика качества обучения каждого учащегося при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости.
5. Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного ученика
Является неотъемлемым фактором в современных условиях обучения. Реализуется в виде вовлечения учащихся в дополнительные формы развития личности: участие в культурно-массовых мероприятиях по национальным традициям, театре, центрах детского творчества и др.
6. Дидактические
технологии как условие
Здесь могут реализовываться
как уже известные и
7. Психолого-педагогическое
сопровождение внедрения
Предполагается научно-
Использования возможностей
современных развивающих
Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения/обучения.
Педагоги внедряют в практику такие инновационные технологии как:
Учитель, способный и готовый к осуществлению инновационной деятельности в школе, может состояться тогда, когда он осознает себя как профессионал, имеет установку на творческое восприятие имеющегося инновационного опыта и его необходимое преобразование.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) рассматривает информационные и коммуникационные технологии как одно из значимых средств достижения регламентируемых им результатов обучения.
Деятельность учителя по новым стандартам не ограничивается только наблюдением и фиксацией проявлений. Она предусматривает более многообразную деятельность по анализу действий ученика, осознанию хода и направлений его мыслей, установлению причин его затруднений и ошибок, обязательными характеристиками становятся активность мышления, сильно развитые аналитические и логические функции, воображение.
Ученик сам
открывает знания через содержание
УМК, его способность к саморазвитию
и самосовершенствованию путем
сознательного и активного
Формировать
и развивать УУД (
Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов.
В основу
метода проектов положена идея
о направленности учебно-
Внешний
результат можно увидеть,
Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
На долю учителя
остается трудная задача
Инновационные технологии не должны быть односторонними, предлагающими только развитие умственных способностей детей. Они должны расширить образовательное пространство для индивидуализации и дифференциации урочной и внеурочной деятельности. Инноватика в образовании должна нести, прежде всего, процесс выработки уверенности маленького человека в себе, своих силах. Необходимо переломить авторитарность образования в мышлении педагогов, чтобы они сумели поставить ребенка на равный уровень с собой, смогли дать ребенку возможность адекватно управлять собой и окружающим его миром.