Информатизация дошкольного образования. Психологические последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2015 в 23:21, реферат

Краткое описание

На современный этапе развития общества информационные технологии (ИТ) завоевывают все новые сферы человеческой деятельности, с ними взаимодействуют самые широкие слои населения. Как и во многих других странах, в России отмечается высокая степень готовности к применению ИТ как в профессиональной, так и в повседневной деятельности. Наряду с этим возникает актуальная проблема выявления и оценки возможных психологических последствий информатизации (ППИ).

Вложенные файлы: 1 файл

информатиика.реферат.docx

— 24.08 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования и науки Российской Федерации. Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова»

 

 

 

 

 

Реферат по дисциплине теория и методика обучения информатики на тему:

«Информатизация дошкольного образования. Психологические последствия»

 

 

 

Выполнила:

студентка 4 курса

группы НОИ-11-2

Захарова Светлана

 

 

 

 

 

Ульяновск  2015

На современный этапе развития общества информационные  технологии (ИТ)  завоевывают  все  новые сферы человеческой деятельности,  с ними взаимодействуют самые широкие слои населения.  Как и во многих  других странах,  в  России отмечается высокая степень готовности к применению ИТ как в профессиональной, так и в повседневной деятельности. Наряду с этим  возникает  актуальная проблема  выявления  и  оценки  возможных психологических последствий информатизации (ППИ).

Как показывает  мировой  и  отечественный опыт,  ИТ оказывают все более активное  воздействие  на  формирование  психических процессов. Следует дифференцировать прямое и косвенное влияние ИТ на психическую деятельность. Прямое связано с "эффектом  преобразования"   - трансформацией  опосредствованной ИТ деятельности в содержательном и в структурном аспекте по  сравнению  с традиционной,  с  возникновением новых форм этой деятельности.  Однако этим не исчерпываются ППИ,   ибо   информатизация  оказывает   косвенное   влияние   и   на некомпьютеризированные виды деятельности, а также на личность человека в целом.

Настоящая работа – обобщение многолетних теоретико-экспериментальных  исследований   авторов. Она посвящена малоизученной проблеме  анализа  непрямого  (косвенного,  многократно опосредствованного) влияния  ИТ,  ведущего  к  изменению  традиционных (неинформатизированных) форм деятельности.  Выделим ряд  основных  принципов  реализации  воздействий  такого рода: 

1.      Принцип распространения преобразований (преобразованная под влиянием  ИТ  деятельность  сама  становится  источником  последующих преобразований  других  видов  деятельности); 

2.      Принцип  возвратных воздействий   (изменение    конкретного    вида    информатизированной  деятельности   может   приводить   к изменению  неинформатизированной (традиционной) формы этой же деятельности); 

3.      Принцип  генерализации  преобразований  (ППИ могут затрагивать не только отдельные психические процессы,  но и  всю  личность  в целом); 

4.      Принцип  интерференции преобразований - одни ППИ накладываются на другие,  что может привести и    к    гиперболизации,    и    к    нейтрализации     последствий.

В настоящей работе предлагается   обобщенное   представление некоторых  условий  реализации  указанных  принципов,  психологических механизмов и последствий информатизации деятельности. Разрабатываемый подход направлен на повышение  эффективности  использования ИТ путем минимизации возможных негативных ППИ и осуществления мер по контролю и управлению процессами преобразования деятельности под влиянием ИТ. 

 

ЗОНЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ  ПОСЛЕДСТВИЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

Целесообразно выделить следующие основные зоны ППИ. Непосредственное взаимодействие  с  ИТ  в рамках учебной,  трудовой, игровой и других форм деятельности образует  центральную зону ППИ. Вплотную к ней примыкают  некоторые  традиционные  формы деятельности,  связанные  с  взаимодействием  с  ИТ  (например,  консультирование  пользователей   с экспертами  в  области ИТ).  К более отдаленным зонам можно отнести те виды человеческой активности, которые не напрямую, а опосредствованным образом связаны с использованием ИТ. В этих зонах даже те, кто никогда не работал с компьютерами,  являются косвенными  пользователями  ИТ  и испытывают психологические последствия информатизации. Можно упомянуть посетителей   специальных   аттракционов   (например,   связанных    с виртуальной  реальностью),  получателей  компьютерных списков рассылки информации,  владельцев  кредитных  карточек,  зрителей  анимационных фильмов  и т.д.  Когда влияние процессов информатизации осуществляется через  СМК,  воздействие  приобретает   особо  сложный,   многократно опосредствованный  и  переопосредствованный  характер. Проводниками  таких   воздействий   являются  также  люди, активно взаимодействующие с ИТ.

Можно выделить    две    основные    тенденции    распространения преобразований: афферентную и эфферентную.

Эфферентная характеризуется распространением новообразований,  возникших  в  центральной  зоне,  в другие, более отдаленные. Примером могут служить попытки при общении с компьютером как с партнером. Наши исследования показали, что при этом возникает ряд новообразований по  сравнению с традиционным межличностным общением: значительно усиливаются требования к точности формулировок,  логичности  и последовательности изложения,  повышается значение рефлексии,  снижается роль  эмоционально-аффективных  средств общения  и  др.  Эти новообразования могут переноситься в условия традиционного общения  между   людьми.   Яркие   феномены    такого "компьютероподобного"  общения  отмечаются  не  только в деловой сфере (например,  при взаимодействии программистов с пользователями), но и в повседневной   деятельности - при обсуждении бытовых проблем, в дружеских беседах, при разговорах с детьми и т.д.  К.Брод  также  отмечает,  что  такого  рода  новообразования  нередко  переносятся во внутрисемейное общение.

Афферентная тенденция заключается в том, что в информатизированную деятельность привносятся  компоненты,  характерные для традиционной деятельности. Такого рода компоненты зачастую излишни и/или факультативны - так,  компьютеры проявляют инициативу, "шутят", имитируют личностное общение с пользователями и т.п. Даже при отсутствии  программно  реализованных  предпосылок  для  актуализации афферентной   тенденции   последняя  часто  актуализируется  благодаря активности  самих  пользователей.   К   примеру,   и  начинающие, и высококвалифицированные пользователи при работе с компьютером нередко выходят за узкие рамки чисто  делового взаимодействия  с  техническим устройством, пытаясь что-либо объяснить ему, обругать и т.п.

С помощью афферентных и  эфферентных  воздействий  осуществляется взаимосвязь   между  выделенными  зонами  психологических последствий информатизации  и  создается  сложная  и  во   многом   противоречивая структура  преобразованных под влиянием информационных технологий форм деятельности.  

 

ЛОКАЛЬНЫЕ И  ГЛОБАЛЬНЫЕ  ПРЕОБРАЗОВАНИЯ 

Выделение зон ППИ проводилось по  степени  близости  анализируемой деятельности к непосредственному взаимодействию с ИТ. Применительно же к  самим   новообразованиям   следует   дифференцировать  

а) локальные преобразования, относящиеся лишь к более или менее ограниченному кругу психических явлений, 

б) распространяющиеся;

в) глобальные, в том числе преобразования  личности  в  целом. 

В  рамках  изучения ППИ предметом исследования  являлись  в  основном   навыки,   операции,   конкретные действия,    отдельные   психические    процессы,    различные   виды профессиональной,  игровой и учебной деятельности.  В настоящее  время накоплен  обширный материал  в  этой  области (В.П.Зинченко,  М.Коул, В.Я.Ляудис,  Д.Норман, С.Пейперт, Ш.Текл, О.К.Тихомиров, А.Г. Шмелев и др.).  

Применение ИТ ведет к преобразованию системы взаимоотношений между обучающимися и педагогом. Известно, что  стиль   обучения (авторитарный  или  демократический) оказывает значительное влияние на личностное развитие,  на формирование Я-концепции. Часто детям - особенно при авторитарном обучении - недостает навыков действенного, равноправного сотрудничества со взрослыми. Современные телекоммуникационные   проекты  призваны  способствовать  формированию соответствующих  навыков  и  переносу  их   в   традиционные условия взаимодействия.  Имеется в виду участие  взрослых  в  процедурах подготовки электронных сообщений  для  общения  между группами  детей, а также сценарии участия в таком общении взрослого в качестве  сказочного персонажа - Wizard (волшебника). Данный проект  в  течение ряда  лет разрабатывается группой российских и американских психологов . Как показано исследователями, дети относятся к "волшебнику" как к доброму взрослому,  охотно оказывающему им помощь, причем в восприятии американских и  российских детей  личностные  черты  этого  взрослого несколько различаются.  Тем самым опосредствованное Интернетом общение существенно расширяет сферу взаимодействия детей со взрослыми.

Однако перечисленные  позитивные примеры влияния ИТ на личностное развитие могут сочетаться с нежелательными  последствиями. В  течение   ряда  лет  мы  анализировали сочинения детей на тему "Школа будущего". Полученные данные показали,  что  все  большее количество  школьников  исключают    из    

школы    будущего   педагогов-людей,   заменяя   их доброжелательными и полностью подчиненными  их  воле  компьютерами  и роботами. Отметим также, что интенсивное интеллектуальное и творческое развитие не гарантирует  успешности  социального  поведения  -  данное  явление  может  быть  названо  феноменом "социального дисбаланса" .

Требует детального анализа и "синдром зависит от Интернета".  Возникая  в  результате  их  длительного блуждания в информационном компьютерном   лабиринте,   он   характеризуется   сильной   зависимостью   от   этой деятельности   (своеобразной   компьютерной  наркоманией)  и  потерей контроля над  своими  действиями.  Психологические  последствия  этого  явления - социальная изоляция (частичный или полный отказ от общения с другими людьми,  разрыв  дружеских  связей,  ослабление  эмоциональных реакций,  существенное сужение сферы интересов и т.п.), потеря работы, серьезные  семейные  проблемы.  Неудивительно,  что   признаки   этого синдрома    часто  сравнивают   с   симптоматикой   алкогольной   или наркотической зависимости.

Проведенный анализ    дает    основания   утверждать,   что   при рассмотрении    разнообразных    аспектов    косвенного    воздействия информатизации необходимо выявлять конкретные способы переноса тех или иных психических компонентов,  сформированных в ходе непосредственного взаимодействия    с    ИТ,   в   традиционную   некомпьютеризированную деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Бабаева Ю.Д.,  Войскунский А.Е.,  Кобелев В.В,  Тихомиров О.К. Диалог с ЭВМ: психологические аспекты//Вопросы психологии. 1983. N 2.

2.Бабаева    Ю.Д.,    Щербакова    О.Ю.   Проблемы   диагностики интеллектуальной  и  социальной   одаренности//Ежегодник   Российского психологического общества. М.:1995. Т. 1. Выпуск 2.

3. Беляева А.В., Вереникина И.М., Узикханова Б.Н. Психологические особенности включения детей в коммуникационную среду // Психол. журнал. 1994. Т.14. N 4.

Войскунский   А.Е.   Информатика   и   развитие  человеческого общения // Социальные  проблемы  информатизации  общества.   М.:   1988. С.29-38.

4. Гокунь А.А.  Применение систем обработки текста  для  обучения письменной речи // Вопросы психологии. 1988. N 3.

5. Дормашев Ю.Б.,  Романов В.Я.  Психология внимания.  М.: 1996.

6. Доронина О.В.  Страх пред компьютером: природа, профилактика, преодоление // Вопросы психологии. 1993. N 1.

7. Зинченко  В.П.,  Моргунов Е.Б.  Человек развивающийся // Очерки российской психологии. М.: 1994.

8. Тихомиров  О.К.,  Бабаева  Ю.Д.,  Войскунский  А.Е.  Общение, опосредствованное компьютером // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1989. N 3.

9. Фомичева Ю.В.,  Шмелев А.Г.,  Бурмистров И.В. Психологические корреляты увлеченности компьютерными  играми // Вестник  МГУ. Сер. 14. Психология. 1991. N 3.

10. Форман Н.,  Вильсон П. Использование виртуальной реальности в психологических исследованиях // Психол.  журнал.  1996.  Т.17.  N 2. С.64-79.

 

 


Информация о работе Информатизация дошкольного образования. Психологические последствия