Информатизация как информационный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 18:47, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность данной темы заключается в том, что в современном обществе процессы передачи информации пронизывают всю нашу жизнь, поэтому информационные процессы следует представлять как совокупность интеллектуальных и информатических процессов.
Для передачи информации на большие расстояния люди создали средства связи: почту, телеграф, телефон, радиосвязь, спутниковую связь и т.д. Благодаря средствам связи современный человек может в тот же день узнать о событии, произошедшем в любой точке земного шара. Именно поэтому информационным процессам следует отвести особо значимое место в жизни общества.
Предмет данной контрольной работы – «информационные процессы».

Содержание

Введение
Информационные процессы и их виды…………………………………5
Роль Средств массовой информации в реализации информационных процессов……………………………………………………………..…..10
Информатизация как информационный процесс…………………….14
Заключение……………………………………………………………………...16
Практические задания…………………………………………………………18
Список использованных источников……………………

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 65.05 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание.

Введение

  1. Информационные процессы и их виды…………………………………5
  2. Роль Средств массовой информации в реализации информационных процессов……………………………………………………………..…..10
  3. Информатизация как информационный процесс…………………….14

Заключение……………………………………………………………………...16

Практические задания…………………………………………………………18

Список использованных источников…………………………………………31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Актуальность данной темы заключается в том, что в современном обществе процессы передачи информации пронизывают всю нашу жизнь, поэтому информационные процессы следует представлять как совокупность интеллектуальных и информатических процессов.

Для передачи информации на большие расстояния люди создали средства связи: почту, телеграф, телефон, радиосвязь, спутниковую связь и т.д. Благодаря средствам связи современный человек может в тот же день узнать о событии, произошедшем в любой точке земного шара. Именно поэтому информационным процессам следует отвести особо значимое место в жизни общества.

Предмет данной контрольной работы – «информационные процессы».

Цель работы – изучить и проанализировать информационные процессы, их виды и влияние на них внешних факторов.

Задачи контрольной работы:

    • Рассмотреть виды информационных процессов;
    • Определить роль СМИ в реализации информационных процессов;
    • Дать понятие информатизации и рассмотреть информатизационные процессы.

Структура контрольной работы представлена в виде введения, трех глав, заключения, практических заданий и списка использованных источников.

В данной работе в качестве источников использованы НПА, справочно-правовые системы (ГАРАНТ и КонсультантПлюс), а также методическая и учебная литература.

 

 

1. Информационные процессы и их виды.

Процесс правового воздействия на общественные отношения представляется возможным рассматривать как реализацию совокупности информационно-значимых функций:

  • постановка целей регулирования в области права (естественно, происходит на основе имеющейся, осмысленной информации о состоянии объекта управления — общественных отношений);
  • получение и восприятие поступающей правовой и иной информации, ее регистрация, хранение и обработка (в соответствии с поставленными целями собирается, систематизируется, анализируется информация о состоянии общественных отношений в наиболее полном виде);
  • принятие определенного юридического решения (создание новой правовой информации);
  • передача и использование социально-правовой информации.

 

Таким образом, все стадии процесса правового воздействия суть информационные процессы. И при их изучении, планировании и проведении необходимо использовать весь тот опыт, который накопили информатика и правовая информатика.

Изучение информационных процессов важно как самостоятельное исследование и с целью определения тех информационных правоотношений, которые на основе этих процессов формируются.

Сегодня в законодательстве можно найти следующие виды информационных процессов.

Так, согласно Конституции РФ1 каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

В Законе об информации определены информационные процессы предоставления и распространения информации.

  • Предоставление информации — действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц.
  • Распространение информации — действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.

С точки зрения информатики обобщенная структура процесса обращения информации имеет следующий вид (рисунок 1):

 

На каждом из приведенных этапов процесса обращения информации действуют свои объективные закономерности. Изучение их позволит грамотно организовать работу любой информационной системы. Рассмотрим эти этапы более подробно:

1. В источниках информации  происходит создание информации.

В области создания (производства) информации действует объективный закон неполного использования информации, что определяется как свойством избыточности информации, так и неспособностью субъектов к ее полному использованию.

С юридической точки зрения создание информации — это генерация информационных продуктов и ресурсов в процессе творческой, производственной и иной общественно полезной деятельности человека и гражданина, юридических лиц, органов и иных субъектов права на информацию.

2. Сбор информации — это процесс получения информации из внешнего мира и приведение ее к виду, стандартному для данной информационной системы. Необходимыми этапами в системе сбора информации является ее восприятие и преобразование. Сбор информации включает в себя 2 раздела:

  • Восприятие информации – это процесс преобразования сведений, поступающих в социальную, техническую систему или живой организм из внешнего мира, в форму, пригодную для дальнейшего использования. Благодаря восприятию информации обеспечивается связь системы с внешней средой (в качестве которой могут выступать человек, наблюдаемый объект, явление или процесс и т.д.).
  • Преобразование информации – это предоставление информации в виде, пригодном для ее конечного использования.

3. Передача информации  между различными элементами  информационной системы. Передача информации осуществляется различными способами: с помощью курьера, пересылка по почте, доставка транспортными средствами, дистанционная передача по каналам связи.

4. Обработка информации. Данный этап считается центральным  элементом в процессе обращения  информации в информационной  системе. В зависимости от общего назначения системы на данном этапе проводится систематизация собранной информации, реализуются поисковые, логические или другие аналитические процедуры.

5. Хранение информации. Для информации, которая должна быть распространена широко, необходимы хранилища, внешние по отношению к человеческой памяти; накопление человеческого опыта, знаний и обучение были бы невозможны без такой памяти, делая совершенно необходимым появление письма.

6. Тиражирование информации. В процессе тиражирования создаются идентичные копии информации, которые на следующем этапе должны быть распространены по адресатам. С технической точки зрения все копии абсолютно идентичны. Однако в процессе решения юридических задач возникает проблема различения оригинала и копий документа. Для защиты оригинала документа применяются дополнительные процедуры, например электронная цифровая подпись.

7. Распространение информации. Этот этап нередко связан с  необходимостью преодоления информационных  барьеров. На сегодняшний день  в научной литературе выделяют  следующие виды барьеров2:

  • большой объем информации;
  • технические барьеры;
  • барьер незнания (неосведомленности)
  • коммуникативный барьер
  • межъязыковой и внутриязыковой барьеры

 

Согласно Закону об информации в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Информация, распространяемая без использования средств массовой информации, должна включать в себя достоверные сведения о ее обладателе или об ином лице, распространяющем информацию, в форме и в объеме, которые достаточны для идентификации такого лица.

При использовании для распространения информации средств, позволяющих определять получателей информации, в том числе почтовых отправлений и электронных сообщений, лицо, распространяющее информацию, обязано обеспечить получателю информации возможность отказа от такой информации.

Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Роль средств массовой  информации в реализации информационных  процессов.

Говоря об информационных процессах и различных формах их организации, необходимо отметить особую роль средств массовой информации. Основным источником правовой информации для специалистов и широкого круга граждан в настоящее время являются средства массовой информации. Это и традиционные печатные издания (газеты и журналы), и электронные средства массовой информации (компьютерные правовые системы, радио, телевидение).

Законом о СМИ3 вводятся следующие основные понятия:

  • под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;
  • под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации;
  • под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год;
  • под радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное название и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год;
  • под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы;
  • под распространением продукции средства массовой информации понимается продажа (подписка, доставка, раздача) периодических печатных изданий, аудио- или видеозаписей программ, трансляция радио-, телепрограмм (вещание), демонстрация кино-хроникальных программ;
  • под специализированным средством массовой информации понимается такое средство массовой информации, для регистрации или распространения продукции которого настоящим Законом установлены специальные правила;
  • под редакцией средства массовой информации понимается организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации;
  • под главным редактором понимается лицо, возглавляющее редакцию (независимо от наименования должности) и принимающее средства массовой информации;
  • под журналистом понимается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию;
  • под издателем понимается издательство, иное учреждение, предприятие (предприниматель), осуществляющее материально-техническое обеспечение производства продукции средства массовой информации, а также приравненное к издателю юридическое лицо или гражданин, для которого эта деятельность не является основной либо не служит главным источником дохода;
  • под распространителем понимается лицо, осуществляющее распространение продукции средства массовой информации по договору с редакцией, издателем или на иных законных основаниях.

С целью обеспечения недопустимости злоупотребления свободой массовой информации законодатель предписывает: «Не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для осуществления экстремистской деятельности, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости... Запрещается распространение в средствах массовой информации, а также в компьютерных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ…»4, за исключением случаев, предусмотренных Законом. Законодательство обеспечивает регулирование информационных правоотношений по следующим направлениям:

  • организация деятельности средства массовой информации (регистрация и прекращение деятельности СМИ, правовое положение субъектов правоотношений массовой информации, устав СМИ);
  • распространение массовой информации (выходные данные и тираж, лицензирование вещания, хранение материалов радио- и телепередач, обязательные сообщения, эротические издания);
  • отношения средств массовой информации с гражданами и организациями (право на получение информации; обязанности субъектов по предоставлению и распространению информации; право на опровержение, на ответ, порядок опровержения);
  • права и обязанности журналиста;
  • государственная поддержка СМИ;
  • межгосударственное сотрудничество в области массовой информации;
  • ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации;
  • освещение деятельности органов государственной власти средствами массовой информации;
  • опубликование в СМИ нормативных правовых актов;
  • реклама и СМИ.

 

На протяжении последних 40 лет в центре внимания мирового и европейского сообществ находятся проблемы концентрации СМИ, опасного экономического явления, имеющего такие негативные последствия, как ограничение свободы слова, плюрализма мнений и многие другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Информатизация как  информационный процесс.

Информатизация – это организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Информация о работе Информатизация как информационный процесс