Информатизация общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 14:32, реферат

Краткое описание

Наша жизнь постоянно изменяется и наполняется новыми технологиями. Сейчас вы не найдете ни одного человека, который не использовал бы их для облегчения своей работы, развлечений, обучения и т.д. Но каждый человек, живущий в век информационных технологий должен владеть информационной культурой.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….3
1.Современное понимание сущности информационной культуры…….…….5
2.Формирование основ информационной культуры будущего специалиста...8
Заключение…………………………………………………………………….…10
Список использованной литературы…………………………………….……..12

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ПО ИНФ..doc

— 54.50 Кб (Скачать файл)

       Содержание

Введение……………………………………………………………………….….3

1.Современное понимание сущности информационной культуры…….…….5

2.Формирование основ информационной культуры будущего специалиста...8

Заключение…………………………………………………………………….…10

Список  использованной литературы…………………………………….……..12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Введение 

          Наша жизнь постоянно изменяется и наполняется новыми технологиями. Сейчас вы не найдете ни одного человека, который не использовал бы их для облегчения своей работы, развлечений, обучения и т.д. Но каждый человек, живущий в век информационных технологий должен владеть информационной культурой. Актуальность проблемы изучения информационного поведения пользователей определяется несколькими моментами.

       Во-первых, в последние годы во всем мире произошло осознание фундаментальной роли информации в общественном развитии. В широком социокультурном контексте рассматриваются такие феномены, как информационное общество, информатизация, информационное образование и др. Проблема формирования информационной культуры личности и изучение специфики информационного поведения, как отдельных людей, так и социальных групп, в этих условиях приобретает особое значение.

       Во-вторых, понятие информационной культуры в  настоящее время достаточно четко  оформлено институционально. При Международной Академии Информатизации (МАИ) существует Отделение информационной культуры. Под эгидой этой организации с 1998 г. проводятся международные научные конференции по проблемам информационной культуры. Проблемы изучения информационного поведения личности освещаются в материалах Международной школы социологии науки и техники. В ряде университетов культуры (например, в Краснодарском) созданы кафедры информационной культуры. Существует также ряд учебных программ для средних и высших учебных заведений по курсу "Основы информационной культуры".

       В-третьих, эту проблему можно назвать визитной карточкой информационных факультетов  любого ВУЗа, поскольку практически  на каждой кафедре есть специалисты, занимающиеся вопросами формирования информационной культуры различных категорий читателей (применительно к детскому чтению, досуговому чтению взрослых, профессиональному чтению специалистов и т.д.). [4]

       Все перечисленное дает основание считать  рассматриваемое направление официально признанным.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1.Современное  понимание сущности  информационной культуры.

         Несмотря на осознание значимости этой проблемы и отражение ее в достаточно большом числе публикаций, на сегодняшний день не выработано единого определения понятия "информационная культура". Еще менее разработанной является проблема информационного поведения личности. Возможно, объясняется это тем, что понятие информационная культура базируется на двух фундаментальных, и, вместе с тем, трудно поддающихся определению понятиях как информация и культура. Исходя из этого, можно выделить "культурологический" и "информационный" подходы к трактовке понятия информационная культура. [1]

          В рамках культурологического подхода информационная культура рассматривается как способ жизнедеятельности человека в информационном обществе, как составляющая процесса формирования культуры человечества.

          В рамках информационного подхода большинство определений подразумевает совокупность знаний, умений и навыков поиска, отбора, анализа информации, то есть всего того, что включается в информационную деятельность, направленную на удовлетворение индивидуальных потребностей. Более того, часть авторов сужает информационную культуру до рамок компьютерной грамотности.

          На сегодняшний день также существует определение специалистов, считающих информационную культуру одной из граней общечеловеческой культуры или информационной компонентой человеческой культуры в целом. При этой трактовке информационная составляющая словно пронизывает все сооружение культуры, она принадлежит к тем её "несущим конструкциям", которые обеспечивают ее логическую целостность.

         В зависимости от субъекта, который выступает носителем информационной культуры, последнюю можно рассматривать на трех уровнях:

       -информационная культура личности;

       -информационная культура отдельных групп сообщества (определенного социума, нации, возрастной или профессиональной группы);

       -информационная культура общества в целом.

       В современных исследованиях информационной культуры преобладает информационный подход, поскольку данная проблематика пришла в науку из информационной сферы. [3]

          Считается, что информационную культуру личности следует изучать и формировать в контексте умений и навыков самостоятельного наращивания профессиональных и любых других знаний, востребованных повседневной жизнью. И тогда понятие "информационная культура" включит очень многие составляющие:

       -культуру поиска новой информации при понимании индивидом того, что устранение информационного дефицита всегда связано со значительными психологическими трудностями, а часто и ломкой стереотипов (современный поиск предполагает умение проанализировать свои индивидуальные потребности, использование формальных и неформальных каналов получения информации, освоение возможностей новых информационных технологий и т.д.);

       -культуру чтения и восприятия информации, понимание особенностей современных текстовых сообщений и необходимости анализа всего "документального шлейфа" изучаемого направления;

       -осознание того факта, что любое профессиональное чтение есть средство получения знаний (в противовес его рассмотрению только в качестве способа устранения информационного дефицита, возникшего при решении текущих задач);

       -умение перерабатывать большие массивы информации с использованием как информационных (компьютерных) технологий, так и интеллектуальных нормализованных методик (аспектного анализа текстов, контент-анализа, классификационного и кластерного анализа и т.д.);

       -понимание важности межличностного профессионального общения для успешности любой трудовой деятельности;

       -стремление к повышению уровня коммуникационной компетентности;

       -воспитание в себе терпимости к чужим точкам зрения и мнениям, готовности не только получать, но и отдавать знания;

       -умение находить партнеров по совместной деятельности с использованием для этого телекоммуникационных каналов связи;

       -умение четко и доказательно излагать результаты собственной деятельности, в том числе, с учетом уровня подготовленности и настроя целевой аудитории;

       -знание норм, регламентирующих использование интеллектуальной собственности.[2]

           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       2.Формирование основ информационной культуры будущего специалиста.

       Ныне  растет новое компьютерное поколение. Молодежь, умеющая работать на компьютере, обладает возможностью прочитывать  в день по 8 книг объемом в 300 страниц  каждая за счет представления компьютером  информации в удобной для восприятия графической или звуковой форме, скорости чтения, выбора и «сервирования» информации. В первую очередь безбумажная технология находит себе применение в обработке оперативного получения информации, содержание которой быстро меняется и устаревает, что делает просто ненужной ее длительное хранение.[2]

          Переход современного общества  к постиндустриальному этапу  своего развития трансформирует  это общество в информационное  общество, со специфическими законами  развития. Это универсальный охват  жизни общества информационными  технологиями. Человек, овладевший принципами управления информационной техникой, превращается в универсального специалиста, способного работать в различных отраслях, способного конструировать природу.

          В этих условиях одной из  основных задач, стоящих перед  системой образования, является задача формирования основ информационной культуры будущего специалиста или специалиста современного производства. Это превращается в ведущий фактор образовательной политики информационного общества.

          Теоретическое рассмотрение проблемы информационной культуры строится на основе изучения философских подходов к вопросам соотношения духовной культуры общества и цивилизации, о взаимоотношении личности и культуры, о взаимодействии человека и техники, сопоставлении промышленной и информационной революций. В этих исследованиях информационная культура рассматривается как реальный механизм прояснения сознания в информационном обществе, играющий фундаментальную роль в обеспечении нормального функционирования социума.

          Опираясь на имеющиеся работы, раскрывающие понятие информационной культуры, можно представить их в сопоставимом виде, чтобы выявить общие свойства, элементы этой культуры для информационного общества.

          Понятие «информационная культура  » тесно связана с понятием  общей культуры личности и общей культуры, рассматриваемой как культура общества. Современная культурология представляет собой учение о культуре как феномене, пронизывающем все явления человеческой жизни, понимаемой как чувственная деятельность, практика; при этом специфика культурного феномена заключается в фиксации в каждом из явлений действительности аспекта его освоения и преобразования социальным субъектом, изменяющим в этом процессе и самого себя. В соответствии с этим общим определением культуры как меры, степени, способа, характера и т.п. усвоения, присвоения и творения, создания человеком своей общественной сущности в ходе освоения и преобразования (деятельности) природного и социального мира, информационную культуру можно определить как «меру, степень, способ, характер и т.п. усвоения, присвоения и творения, создания человеком своей общественной сущности в ходе информационной деятельности, особенно в современную эпоху НТП, с освоением и преобразованием природного и социального мира, с раскрытием собственных интеллектуальных резервов».[3] Я считаю, что информационная культура в самом широком ее понимании означает реализацию социальной сущности человека и через другие виды социальной деятельности, поскольку они в современную эпоху НТП охватываются применяющейся в них электронно-вычислительной информационной, или компьютерной, техникой, и вне каналов взаимообмена различных видов социальной информации существовать не могут.

          Заключение

           Информационная культура - это совокупность системных сведений об:

а) основных методах представления и добывания  знаний;

б)умениях  и навыках применять их на практике.

         Эти пункты реализуются с использованием современных информационных технологий для решения и постановке содержательных задач. Иными словами информационная культура - это культура обращения со знаниями, данными и информацией, которые сосредоточены на компьютерах сети Интернет.

          Составной частью информационной культуры является компьютерная грамотность, теоретические знания и навыки работы (прежде всего, навигации при поиске информационных ресурсов в Интернете). Высокая информационная культура, как уже отмечалось, предполагает два основных качества: умение адекватно формализовать имеющие у человека знания и умения адекватно интерпретировать формализованные описания.

       Отсутствие  информационной культуры может послужить  причиной нарушения и даже разрушения подобного равновесия, что, в конечном счете, чревато деформациями как  индивидуального так общественного  сознания.

          С учетом рассмотренного определения необходимо разработать определены системные требования к подготовке специалистов практически всех отраслей социально-культурной сферы (библиотекарей, музееведов, социальных и информационных работников и др.). Следует отметить, что компьютерное обучение в комплексе с культурологическими и другими дисциплинами дает возможность указанным специалистам выступать в качестве проводников национальной культуры вообще и компьютерной культуры в частности.[1]

       Любой пользователь, не имеющий опыта работы с современными информационными технологиями Интернета, испытывает определенные трудности при добывании знаний с их помощью. Только люди с высокой информационной культурой способны осуществить точный учет природных, людских, экологических и других ресурсов, что позволяет повысить оперативность и эффективность управленческих решений во всех сферах жизнедеятельности нашей страны. Наряду с другими факторами это способствует процветанию России.

            
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Список  использованной  литературы

Информация о работе Информатизация общества