Информационная безопасность , место и роль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 10:36, доклад

Краткое описание

Народы цивилизации Третьей Волны продают информацию и нововведения, менеджмент, культуру и поп-культуру, новые технологии, программное обеспечение, образование, педагогику, медицинские, финансовые и другие услуги всему миру”. Поэтому у России, как самой образованной стране в мире, есть шанс для процветания. Необходимо только серьезно подойти к проблеме информационной безопасности.

Содержание

Вступление 3
Основные понятия 4
Из истории 4
Роль информационной безопасности………………………………………………………………………6
Некоторые тезисы Доктрины информационной безопасности РФ 7
Особенности правового обеспечения информационной безопасности на телевидении и радиовещании 11
Заключение 18
Список использованной литературы 19

Вложенные файлы: 1 файл

Информационная безопасность.doc

— 103.00 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение  высшего профессионального образования 
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ФАКУЛЬТЕТ


 

 

 

 

ДОКЛАД

 

ТЕМА: ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ , МЕСТО

И РОЛЬ

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент группы 4.11

Бондарь Максим

 

 

 

 

 

                                            Ростов-на-Дону 
Оглавление

 

 

Вступление

 

Возрастающая  роль информации и информационных систем - исторический факт, лежащий в основе концепций информационного общества (Д. Белл1, О.Тоффлер2 и др.). Другой факт - быстрое, поистине революционное воздействие "информационного разума" на производство, управление, всю жизнь людей.

Олвин и Хэйди Тоффлер - известные всему миру американские социальные мыслители. Они много пишут о проблемах создания в мире информационного общества. В своей книге “Создание новой цивилизации. Политика третьей волны”, опубликованной в 1995 году они уделяют особое внимание информационным технологиям.

“Сегодня расстановка  сил в мире изменилась. Мы движемся к совершенно другой структуре сил, разделяющей мир не на две, а на три четко определенные противоположные враждующие цивилизации. Символ Первой, как и прежде, - мотыга, Второй - конвейер, а Третьей - компьютер.

Народы цивилизации  Третьей Волны продают информацию и нововведения, менеджмент, культуру и поп-культуру, новые технологии, программное обеспечение, образование, педагогику, медицинские, финансовые и другие услуги всему миру”. Поэтому у России, как самой образованной стране в мире, есть шанс для процветания. Необходимо только серьезно подойти к проблеме информационной безопасности.

 

Основные  понятия3

 

Информационная  безопасность - это состояние защищенности информационной среды общества и политической элиты, обеспечивающее ее формирование и развитие в интересах политической элиты, граждан и государства.

Информационная  среда общества - это совокупность информационных реcурсов, система формирования, хранения, распространения, использования и защиты информации, информационной инфраструктуры.

Угроза информационной безопасности - фактор или совокупность факторов, создающих опасность функционированию и развитию информационной среды общества.

Сегодня правомерно утверждать: чем большими информационными  возможностями обладает государство, тем вероятнее (при прочих равных условиях) оно добивается стратегических геополитических преимуществ. В этом контексте становится понятной оценка военно-политическим руководством США и Китая информации как стратегического ресурса и объяснимы причины постоянного увеличения ассигнований на развитие и совершенствование информационных технологий.

Из истории

 

Следует отметить, что проблема обеспечения информационной безопасности в нашей стране длительное время не только не выдвигалась, но и фактически игнорировалась. При  этом считалось, что путем тотальной секретности и различными ограничениями можно обеспечить информационную безопасность страны.

Только сейчас Российское государство начинает серьезно и ответственно подходить к проблеме определения и отстаивания жизненно важных интересов, реальных и потенциальных угроз в информационной сфере. Российская политическая элита начинает осознавать необходимость решения проблем обеспечения информационной безопасности.

Шэнь Вэй  Гуан, ведущий китайский теоретик информационной войны, сформулировал в своей книге “О новой войне” следующий вывод: “Чтобы защитить политическую безопасность страны, нужно научиться вести информационную войну с использованием различных средств массовой информации”.

Осознавалась  ли угроза ведения против России информационной войны ее военно-политическим руководством? Да. 18 июля 1996 года, представляя коллегии Министерства обороны нового министра обороны генерал-полковника И.Н.Родионова, первый президент Российской Федерации Б.Н.Ельцин в своем выступлении поставил задачу: “Наряду с поддержанием на должном уровне потенциала ядерного сдерживания необходимо больше внимания уделять развитию всего комплекса средств информационной войны”.

Выступая 25 июля 1996 года в Совете Федерации РФ на слушаниях “О концепции национальной безопасности России”, первый заместитель Генерального директора ФАПСИ при Президенте РФ В.Маркоменко отметил, что “на первый план в ближайшее время выдвигается опасность возникновения информационной войны”.

Россия стала  принимать некоторые меры, но явно недостаточные. В составе Совета Безопасности Российской Федерации была создана Межведомственная Комиссия по информационной безопасности, осуществляющая функции координации работ в этой области. Ее возглавил Генеральный директор ФАПСИ при Президенте РФ А.Старовойтов.

Александр Владимирович Старовойтов выступил с инициативой разработки Доктрины информационной безопасности Российской Федерации. Уже в 1997 году Доктрина была разработана Межведомственной Комиссией Совета Безопасности РФ по информационной безопасности, под руководством А.Старовойтова. Она должна была быть принята в сентябре 1997года.

Однако по объективным  и субъективным причинам, принятие разработанной Доктрины информационной безопасности Российской Федерации  затянулось. (Она была утверждена уже  новым Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным лишь 9 сентября 2000 года), как официально принятая система взглядов на проблему обеспечения информационной безопасности, методы и средства защиты жизненно важных интересов личности, общества, государства в информационной сфере.

Роль  информационной безопасности

Основанием для определения  содержания национальной безопасности, в рамках классических традиций и  имеющейся мировой практики, является наличие сформулированных национальных интересов — осознанных потребностей нации в самосохранении и развитии.

Под интересом понимается причина действий индивидов, социальных общностей (класса, нации, профессиональной группы), определяющих их социальное поведение.

Интересы различают:

а) по степени общности (индивидуальные, групповые, общественные);

б) по направленности (экономические, политические, духовные);

в) по степени осознанности (реализующиеся стихийно или на основе программы);

г) по возможности осуществления (реальные и мнимые);

д) по отношению к объективной  тенденции общественного развития (прогрессивные, реакционные, консервативные);

е) по срокам реализации (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные);

ж) по характеру субъекта (классовые, национальные, профессиональные).

Предпосылкой идеи национальных интересов стало обособление  племенных, а затем государственных и национальных общностей, породившее стереотипы сознания в делении мы — они, наше — не наше.

Но ее современное  понимание начало формироваться  лишь на рубеже XVI II и XIX столетий. Особое значение в этом плане имело становление  институтов гражданского общества и демократических механизмов, способствующих выявлению народной (национальной) воли и ее определяющему воздействию на политику государств.

 

Некоторые тезисы Доктрины информационной безопасности РФ4

 

Доктрина  служит основой для:

-формирования  государственной политики в области  обеспечения информационной безопасности  Российской Федерации;

-подготовки  предложений по совершенствованию  правового, методического, научно-технического  и организационного обеспечения  информационной безопасности Российской Федерации;

-разработки  целевых программ обеспечения  информационной безопасности Российской  Федерации.

Выделяются  четыре основные составляющие национальных интересов Российской Федерации  в информационной сфере.

1. Первая составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.

2. Вторая составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам.

3. Третья составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов. В современных условиях только на этой основе можно решать проблемы создания наукоемких технологий, технологического перевооружения промышленности, приумножения достижений отечественной науки и техники. Россия должна занять достойное место среди мировых лидеров микроэлектронной и компьютерной промышленности.

4. Четвертая составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя защиту информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.

Угрозы  информационной безопасности Российской Федерации подразделяются на следующие  виды:

1. Угрозы конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности, индивидуальному, групповому и общественному сознанию, духовному возрождению России.

2. Угрозы информационному обеспечению государственной политики Российской Федерации.

3. Угрозы развитию отечественной индустрии информации, включая индустрию средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечению потребностей внутреннего рынка в ее продукции и выходу этой продукции на мировой рынок, а также обеспечению накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов.

4. Угрозы безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.

Общие методы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации разделяются на правовые, организационно-технические и экономические.

1. К правовым методам обеспечения информационной безопасности Российской Федерации относится разработка нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в информационной сфере, и нормативных методических документов по вопросам обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.

2. Организационно-техническими методами обеспечения информационной безопасности Российской Федерации являются:

- создание и  совершенствование системы обеспечения  информационной безопасности Российской  Федерации;

- усиление правоприменительной  деятельности федеральных органов  исполнительной власти, органов  исполнительной власти субъектов  Российской Федерации;

- разработка, использование  и совершенствование средств  защиты информации и методов  контроля эффективности этих  средств, развитие защищенных  телекоммуникационных систем, повышение  надежности специального программного  обеспечения;

- создание систем и средств предотвращения несанкционированного доступа к обрабатываемой информации и специальных воздействий, вызывающих разрушение, уничтожение, искажение информации, а также изменение штатных режимов функционирования систем и средств информатизации и связи;

- формирование  системы мониторинга показателей  и характеристик информационной  безопасности Российской Федерации  в наиболее важных сферах жизни  и деятельности общества и  государства.

3. Экономические методы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации включают в себя:

- разработку  программ обеспечения информационной  безопасности Российской Федерации  и определение порядка их финансирования;

- совершенствование  системы финансирования работ,  связанных с реализацией правовых  и организационно-технических методов защиты информации, создание системы страхования информационных рисков физических и юридических лиц.

Информация о работе Информационная безопасность , место и роль