Информационная зависимость и перенасыщенность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 19:16, контрольная работа

Краткое описание

Информация окружает человека повсюду, и его восприятие жизни во многом зависит от возможностей соприкосновения с ней. «Основа нашей жизни – это обмен энергией и информацией».1 Сегодня, с появлением компьютера, доступ к информации упростился. Теперь дети могут получать ее в увлекательной игровой форме. При этом, человек может освоить компьютерную программу интуитивно. И это естественно, так как зримый образ гораздо действеннее, нежели написанное слово (текст) или акустический фрагмент (сказанное слово). Зрительное восприятие богаче звукового.

Содержание

Вступление. Необходимость информации и жажда познания.
Основная часть. Информационная зависимость и перенасыщенность.
а) Гиперсомния (информационная зависимость) и связанные с ней проблемы.
б) Информационная перенасыщенность.
3. Заключение. Способы ограничения информационной зависимости и перенасыщенности.

Вложенные файлы: 1 файл

информатизация.docx

— 37.27 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

                                                       План:

    1. Вступление. Необходимость информации и жажда познания.
    2. Основная часть. Информационная зависимость и перенасыщенность.

а) Гиперсомния (информационная зависимость) и связанные с ней  проблемы.

б) Информационная перенасыщенность.

3. Заключение. Способы ограничения информационной зависимости и перенасыщенности. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Жажда познания свойственна  человеку. Он стремится познать мир  с первого дня своего рождения. Сначала он спрашивает обо всем родителей, потом друзей, потом берет в руки книгу, справочник… Пока человек растет, он все время находится в поиске.

Информация окружает человека повсюду, и его восприятие жизни  во многом зависит от возможностей соприкосновения с ней. «Основа нашей жизни – это обмен энергией и информацией».1 Сегодня, с появлением компьютера, доступ к информации упростился. Теперь дети могут получать ее в увлекательной игровой форме. При этом, человек может освоить компьютерную программу интуитивно. И это естественно, так как зримый образ гораздо действеннее, нежели написанное слово (текст) или акустический фрагмент (сказанное слово). Зрительное восприятие богаче звукового.

Информация, которую несет  звук, достаточно многообразна: это  и содержание сказанного, и тембр, и частота, и интонация. Кино – это все те же раздражители, плюс изображение. Но не просто изображение, в виде статической картины, а изображение «кусочка реальности» современного мира, которому мы доверяем и сопереживаем. Яркие, вспыхивающие картинки, в сочетании с объемным звуком, заставляющим забыть о реальном мире и окунуться в мир творческой фантазии, мир виртуальный. В кинотеатре экран не может воздействовать на зрителя непосредственно, он находится от зрачка глаза на почтительном расстоянии. Хотя, благодаря размерам экрана, «погружение» зрителя в атмосферу кино происходит гораздо быстрее. Телевизионный экран гораздо ближе к зрителю. Плюс к этому, телевидение позволяет управлять «информационным потоком» (звук, яркость, переключение каналов и т.п.) Еще «ближе» компьютер, который дает уникальные возможности погружения в виртуальную среду. Что еще важнее, возможность интерактивной (обратной) связи с виртуальным миром стирает грань между миром действительности и экраном монитора.

В наше время повальной  компьютеризации и развития коммуникативных  технологий информация играет весьма главную роль в жизни всего  общества и каждого отдельно взятого  человека, причем последний порой  становится чуть ли не одержим информационным голодом. Результаты исследования агентства Reuters, название которого можно перевести  как «Прилипшие к экрану: информационная зависимость в мире», подтверждают гипотезу, что информация играет едва ли не главенствующую роль в жизни  многих людей. В ходе исследования было опрошено более 1000 деловых людей из разных стран мира. Более половины респондентов призналось, что информация для них оказывается порой важнее хлеба насущного. Нахождение в современном информационном поле породило целый ряд проблем у наших современников, на которые очень редко обращают внимание. Одна из наиболее опасных – информационная зависимость.

Кроме того, имеют место  быть и другие проблемы, которые  встают перед человеком в сегодняшнем  информационном мире – это проблема поиска действительно необходимой  информации. Информация оказывается  легко доступной только в принципе. Но при ближайшем рассмотрении выясняется, что найти что-то действительно  нужное довольно непросто. А еще  сложнее понять – что из этого  действительно необходимо.

Известно, что около 50% сотрудников  предприятий едва ли не впадают в  эйфорию, когда компьютер выдает им результаты удачного поиска. Известно, что некоторые склонности и привычки могут негативно сказываться  на работе. 80% респондентов считают, что  сбор данных – необходимое условие  квалифицированной работы с клиентами  и успешной конкурентной борьбы. 50% опрошенных жаловались на то, что обработать всю собранную информацию попросту невозможно.

Ассистент профессора психологии Питтсбургского университета Кимберли Янг считает, что основную опасность  для больных информационной зависимостью представляет стресс, вызванный избыточностью  данных. Отчет Reuters еще раз подтверждает старую идею: психологическая зависимость  и здоровье – вещи несовместные.

Иными словами, зависимость  от Internet или от информации может  сказываться на состоянии человека не менее пагубно, чем любое другое заболевание. «Последствия могут быть самые различные: развод, проблемы во взаимоотношениях с окружающими, увольнение с работы, академическая неуспеваемость. В отличие от алкоголя и наркотиков, информационная зависимость не чревата  деструктивными последствиями для  организма, однако социальные и профессиональные проблемы могут возникать не менее  серьезные», - заметила Янг.

Нельзя не отметить следующий  факт: 36% родителей причиняет беспокойство повышенное внимание, которое уделяют  компьютеру их чада. 2

Люди, страдающие проблемой  информационной зависимости, не могут  находиться вне информационного  поля: в их мозг должна поступать  информация – в любом виде. Постоянное получение информации – это их наркотик. В дороге читается пресса, в обеденный перерыв – новостные сайты, в выходной день дома – читаются блоги или смотрится телевизор, в машине прослушивается аудиокнига. На первый взгляд, в этом нет ничего плохого – человек пытается экономить каждую минуту и использовать время максимально эффективно. Однако такое поведение, и такое обращение с информационным потоком со временем ни к чему хорошему не приведет.

Дело в том, что информацию нужно не только потреблять, ее нужно  обрабатывать. Ведь просмотрев фильм, хочется его обдумать, поделиться своими мыслями по поводу с друзьями и знакомыми. Прочитав статью, ее нужно  проанализировать и сделать выводы. Правило «ввод данных – обработка» справедливо  для информации, которая поступает и в память компьютера, и в память человека. А если ее только получать, но не обдумывать, что же выходит – что человек разучится думать? Конечно же, нет, однако без последствий такое взаимодействие с информацией не проходит. Иногда нужно просто побыть наедине с собой, обдумать некоторые важные для себя и своего будущего вещи, принять жизненные решения, а в потоке информации решить эту задачу бывает очень сложно, иногда даже невозможно.

Люди, которые привыкли потреблять информацию, не ощущают проблемы –  они считают что все нормально  и так живут все. Собственно, отрицание  проблемы – один из признаков ее наличия.

Результатом всего этого  является некое притупление в  восприятии информации – человек  не в состоянии воспринимать ее, то есть, получая, он не переваривает, а  «выплевывает» ее. Информация не остается в его голове, не превращается в  знания, а значит и опыт, не вызывает реакций в виде мыслей. 
Мозг, который привык только получать, впитывать, становится менее способен к другим видам мыслительной деятельности – к анализу, а прежде всего, к творческой работе. Такие ощущения рано или поздно приходят к человеку.

 

Конечно, не хочется лишний раз углубляться в психологию, но уже научно доказано существование целого ряда «информационных зависимостей». Например, люди, которые долго «общаются» с компьютером, перестают адекватно воспринимать окружающий их мир. Компьютерная зависимость тесно связана с зависимостью информационной. Человек, получая от повседневных раздражителей лавину информации, привыкает «отсекать» лишнее. Но как только воздействие информации на человека сокращается - он начинает испытывать тягу к ней. Это и есть информационная зависимость.  
Так или иначе, мы все подвержены воздействию информации и некоторой зависимости от нее. Например, чтобы узнать, брать ли с собой на улицу зонтик – мы смотрим прогноз погоды. Но, если человек бежит к телевизору, чтобы уткнуться в «информационный поток», при этом, не вычленяя нужную ему информацию, а находясь в состоянии информационной гиперсомнии, то налицо эффект информационной зависимости. И перед нами уже не Homo sapiens, а биоорганическая субстанция, подключенная через набор интерфейсов к глобальному информационному потоку, подобно людям, находящимся в специальных коконах из фильма «Матрица».

Конечно можно попытаться «разбудить» человека, специально «отключив» его от информационного потока. Так, к слову сказать, было, когда горела Останкинская телебашня. «Отключенный», а правильнее сказать, возвращенный к реальности, человек, пораженный информационной гиперсомнией, не знал чем себя занять. «Информационная игла», к которой он был привязан, не работала. Произошла ситуация, как будто описанная в фильме «Матрица». Человеку лучше жить в вымышленном мире, чем в реальном и антагонистичном. Он хочет прибывать в информационной гиперсомнии не какое-то определенное время, а постоянно. Так, постепенно, происходит мутация, превращающая человека из «повелителя» природы в жалкое, больное и забитое существо, пораженное информационной гиперсомнией.

Казалось бы, при таком  положении вещей человеком очень  легко управлять, и это так  при одном условии – внушение информации происходит только через  устойчивые шаблоны, способные затемнить  шаблоны тотемные. Остается лишь подогнать  информацию под формат устойчивого  шаблона (соблазнить чем-то человека), и страдающий информационной гиперсомнией, проглотит вашу «наживку». Программирование сознания человека становится похожим  на компьютерное программирование, с  той лишь разницей, что человек  самоперепрограммируется по заложенным в информацию шаблонам, а компьютер  требует описания как самих шаблонов, так и информации.

Что же касается компьютерных игр, и вообще, всех компьютерных программ, то про них можно с уверенностью сказать, что они также являются носителями устойчивых информационных шаблонов. Сегодняшний зритель, привыкший  воспринимать информацию именно через  призму этих шаблонов, уже не сможет воспринять нашу информацию завтра, если она не будет в привычных для  него рамках (формате). Он просто «отсечет»  ее, не поймет.

Вот почему важно соблюдать  жанровую чистоту шаблонов, определяющих характер нашего восприятия. Если бы мы пришли на комедию, а вместо нее посмотрели мелодраму, то из-за неправильного настроя  фильм не был бы воспринят так, как задумывалось автором. Конечно, зритель может по ходу перестроиться (перепрограммироваться) на новый лад  и воспринимать фильм не как комедию, а как мелодраму. Но такое перестроение «на ходу» возможно только при  условии интеллектуальной подготовленности зрителя или его насмотренности (когда он может оценить фильм, исходя из предыдущего опыта. Отсюда можно вывести, что вектор восприятия информации прямо зависит от культурной подготовленности зрителя и уровня знания киноязыка). Чем больше «знаков» сможет прочесть зритель с экрана, тем сильнее воздействие «произведения» на него.

Вместе с тем, если зритель  не будет противиться восприятию фильма, он, все равно, способен «читать» экранную информацию, которая отложится  в его подсознании бессознательно. Но это произойдет только в том  случае, если внимание зрителя было задействовано через знакомые ему  шаблоны.

Поскольку мы все подвержены информационной зависимости (к счастью, не все в тяжелой форме), информация воздействует на любого из нас, но не на всех одинаково. Более того, благодаря  комплексу раздражителей, выстроенных по обертонному принципу, зритель получает информацию (вкладываемую в его мозг построением фильма), даже не отдавая себе полностью отчет о происходящем на экране. Естественно, что при таком качестве мультимедийных раздражителей, книга теряет притягательность, так как при чтении приходится «напрягать мозги», тогда как в «шаблонизированной» информации нужно лишь не противиться восприятию.

Нравится нам это или  нет, но электронная информация постепенно вытесняет бумажную продукцию, пытаясь  оккупировать все наше бытие. Осмысленные  произведения вытесняются ненавязчивыми  рассказиками (love-story); и вся книжная  продукция сводится к «карманному» формату (pocket book). Такие книги легко  читать по пути на работу, чтобы отвлечься  от суеты или просто чем-то занять себя, но заполняющие их «пустые» переживания  и вымышленные истории не дают человеку пищи для размышлений. «Пережеванная информация» - то, чем вскармливается сегодня человек, расточая свое время на поиски «золотого ключика». Более того, информация на бумажном носителе (книги, справочники, журналы), уже не вписывается в современные требования по скорости доступа к ней. Бумажные источники не дают возможности мгновенно найти нужную вам информацию. Предполагается, что вы просмотрите хотя бы оглавление (указатель). Но как быть, если вам понадобилась какая-то фраза из книги? Приходится опять мучительно вспоминать, на какой странице и в каком абзаце она была, попутно перечитывая книгу снова и снова. Совсем иначе обстоит дело с информацией в электронном виде.

Повышенная потребность  в информации, а также информационное поле, в котором живет человек, порождают множество проблем. С  одной стороны, входящий поток информации, который обрушивается на человека, настолько велик, что с ним  временами тяжело справиться. С другой – привычка жить в нем порождает  потребность в ее получении –  так возникает информационная зависимость.

Речь сейчас не идет об интернет-аддикции, когда человек испытывает потребность находиться в онлайне, а о зависимости от потребления информации, причем в любом виде – бумажном, электронном, аудио или видео (хотя следует отметить, что такая зависимость возникла именно в эпоху Интернета с его огромным информационным потоком).

Проблема сегодня состоит  еще и в том, что человеку доступно слишком много информации. Он не в состоянии воспринять всю доступную ему – объем знаний в современном мире действительно огромен, и он все время увеличивается, а современные средства делают их доступными, и у человека возникла неизвестная еще 30-40 лет назад проблема отбора необходимой информации.

Большой объем сведений, доступных конкретному человеку, привел к потере их ценности, а также  к возникновению новых умений и навыков. Современный человек  должен не столько воспринимать информацию и превращать ее в знания, сколько  работать с ней – упорядочивать, отсеивать лишнее и классифицировать. Специалисты даже изобрели термин – «информационная компетентность», означающий умение упорядочивать входящий информационный поток и выделять главное.

Преподобный авва Исаак Сирин по этому поводу говорит: «Всякую вещь красит мера. Без меры обращается во вред и почитаемое прекрасным».3

Мозг, который привык только получать, теряет способность к другим видам мыслительной деятельности –  анализу и творческой работе. Подобные ситуации приводят к усталости, в  частности являются одной из причин возникновения синдрома хронической усталости. Жизнь часто сама делает человека невольным потребителем информации: водители включают радио без согласия пассажиров, в спортивных залах или супермаркетах постоянно звучит музыка или рекламные объявления, а мозг потребляет, фиксирует и откладывает эти сведения в память помимо воли человека. У большинства людей дома часто работает в фоновом режиме радио или телевизор, что означает постоянное принудительное информационное вторжение, поэтому, если вы не можете находиться в тишине, лучше включить спокойную музыку.

Вернемся к электронной  информации и Интернету. Сколько  раз, просматривая веб-страницу, вы находили интересный заголовок и переходили по ссылке или начинали читать статью об очередной сенсации или сплетни об известных людях? Задумайтесь, сколько действительно полезной и нужной информации содержится в таких статьях. Сколько новостных сайтов и блогов вы читаете ежедневно? Теперь оцените потраченное на них время и полученную необходимую информацию. Вряд ли они сопоставимы. При этом следует помнить, что даже от чтения заголовков в мозгу фиксируется информационный мусор.

Такая информация является не просто ненужной. На ее потребление  тратится много времени, часто –  рабочего. Доступность сведений и  электронных развлечений (онлайновых игр или чатов) приводит к тому, что человек теряет на них время, а потом обнаруживает, что не успевает выполнить основную работу. Время  отдыха так же уходит на подобные вещи. Вернувшись домой после рабочего дня, можно просидеть весь вечер  в Интернете, читая новости, блоги  и форумы. После этого не стоит  удивляться плохому сну и самочувствию утром.

Решать эту проблему следует  комплексно. Прежде всего стоит оценить  важность информационного потока и  необходимость потребляемых сведений. Нужно оградить себя от лишних информационных воздействий: пересмотреть фоновые  шумы – телевизор, радио; купить плеер и записать хорошую музыку; произвести ревизию RSS–потоков и почтовых рассылок. Полезно периодически устраивать информационную тишину, например провести один день без чтения новостей, а находясь в Интернете, заниматься только работой.

Еще один чрезвычайно полезный и связанный с управлением  информацией навык – это информационный поиск. Сегодня Интернет представляет собой универсальный справочник, который содержит практически любые  сведения, однако возможностями Сети нужно уметь пользоваться. Стоит  изучить принципы поиска в Интернете, почитать страницы помощи, и поиск  станет профессиональным и быстрым.

Это же касается других видов  информационной деятельности. Овладев  современными технологиями работы с  электронной информацией, можно  работать гораздо эффективнее и  не испытывать стресса, в том числе  от информационной перегруженности.

При этом информационная перенасыщенность негативно влияет не только на нервную  систему, но и может проявляться  неожиданным образом, например как  расстройство пищеварения. При постоянных стрессах могут появиться головные боли из-за повышенного кровяного  давления. К другим возможным последствиям относятся нарушение сна, ухудшение  настроения и сексуальной жизни. Могут появиться даже фобии, когда  впечатлительные люди ежедневно  получают дозу новостей о криминале, катастрофах и прочих ужасах.  
Хотя у информационной насыщенности окружающего нас пространства есть и свои, вполне очевидные плюсы. Например, мы экономим свое время и нервы, заказывая билеты на самолет и новые «услуги» через Интернет. Знаем, чем и как быстро накормить гостей, где самые дешевые продукты в городе и самые дорогие устрицы в Европе. При возможности мы можем эту информацию использовать, а если таковая не предоставится – одним информационно перенасыщенным человеком становится больше.

Но самое интересное, что  получение все новой и новой  информации может вызывать почти  наркотическую зависимость. Задумайся, как часто ты скупаешь по нескольку  журналов только для того, чтобы, пролистав  их, купить через неделю еще одну такую же кипу. А может быть, и больше – хочется же посмотреть, «что пишут».

На самом деле, полноценно человек, конечно же, может обойтись и без всех средств связи и  информационного потока, окружающего  его сейчас со всех сторон. Жили же наши предки австралопитеки, пользуясь исключительно  палкой-копалкой и скребком, а информацию передавали посредством наскальных рисунков и прерывистых нечленораздельных  звуков. Но это они и там. А мы здесь просто потеряемся и погибнем, если нас выбросит волной из информационного  потока. Однако есть такие люди, которые  принципиально не держат дома телевизор (зато у них есть заменитель-компьютер  с выделенной линией) или не пользуются мобильным телефоном (но домашний все же имеется).

Как бы то ни было, единственным самым верным и самым правильным средством спасения от информационной усталости и перенасыщенности является правильный отбор информации – той, которая тебе необходима. И сортировка ее на нужную и ту, которая будет  только захламлять сознание и негативно  сказываться на организме в целом.

Одним из важных методов  такого отбора является и выбор своего окружения, тех людей, с которыми так или иначе нам приходится общаться. Конечно, в условиях мегаполиса это сделать трудно. Но право выбирать друзей и знакомых у нас никто  пока не отбирал! Ведь подчас именно наши близкие и те, с кем мы проводим большую часть своего времени, влияют с помощью передаваемой нам информации не только на наше психическое и  даже физическое самочувствие, но даже на нашу самооценку и мироощущение.

С церковной точки зрения необходимо еще информирование людей  не только на твердой приверженности правде, но и на заботе о нравственном состоянии личности и общества, что  включает в себя раскрытие положительных  идеалов, борьбу с распространением зла и порока. 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

1. Орлов А.М. Виртуальная  реальность. Пространство экранных  культур, как среда обитания. // Об экологии компьютерных игр.  Москва: "ГЕО", 1997, с. 208.

2. medicinform.net › comp/comp_psych8.htm

3. Авва Исаак Сирин.  Слова подвижнические. Изд-во «Правило  веры»,1993, с. 87.

4. Основы социальной концепции  РПЦ.  Изд-во МП, 2000, с.158.

 

 

 

 

 



1 Орлов А.М. Виртуальная реальность. Пространство экранных культур, как среда обитания. // Об экологии компьютерных игр. Москва: "ГЕО", 1997, с. 4.

2 medicinform.net › comp/comp_psych8.htm

3 Авва Исаак Сирин. Слова подвижнические. Изд-во «Правило веры», 1993. – С. 6.

4 Основы социальной концепции РПЦ.  Изд-во МП, 2000. С. 145-146.

 


Информация о работе Информационная зависимость и перенасыщенность