Информационное общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 18:48, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой является раскрыть тему менеджмента в организациях малого бизнеса, выявить его характерные особенности, преимущества и ограничения, описать стадии разработки и принятия стратегий в организациях.
В связи с поставленной целью необходимо решение следующих задач:
 рассмотреть теоретические основы системы менеджмента на малых предприятиях;
 проанализировать систему менеджмента на примере «…»;

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_menedzhment.doc

— 74.00 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Малый бизнес играет очень  важную роль в обеспечении процветания  экономики, в создании рабочих мест, развитии технологических инноваций. По этим причинам трудно переоценить  значение менеджмента для сектора  малого бизнеса. Изучению и анализу  этой области менеджмента лишь в недавнее время стали уделять должное внимание.

В целом суть менеджмента  состоит в том, как разрабатываются  и реализуются стратегии по управлению предприятием. С другой стороны, формирование стратегий определяется тем, каким  образом компания предпочитает определять свою стратегию и как она ее реализует посредством менеджмента. В конечном счете, именно подход к формированию стратегии определяет возможный стиль менеджмента. С другой стороны, управленческий стиль и степень эффективности высшего звена руководства могут в свою очередь оказать влияние на процесс формирования стратегий в организациях. В результате на вооружение принимается конкретный подход к менеджменту. Только после того как компания определит, каким образом она намерена формировать стратегию, можно с эффективностью следовать путем менеджмента. Разработка стратегии может быть либо формальной, либо рациональной, появляющейся или последовательно развивающейся по логически обоснованной траектории.

Для того чтобы быть эффективным, особенно на малых предприятиях, процесс менеджмента не всегда должен придерживаться строго формального порядка. Как показывают исследования, компании, которые часто прибегают к менеджменту, как правило, действуют более успешно, нежели те, кто им не пользуются. Менеджмент позволяет организации действовать превентивно, предпринимать профилактические действия, не ограничиваясь только ответными шагами, повышает ее готовность с уверенностью встретить как поддающиеся контролю, так и неконтролируемые ситуации. Менеджмент обеспечивает четкое стратегическое видение и придает смысл миссии компании. Это помогает эффективно доносить до всех работников планы организации, тем самым, обеспечивая их готовность решать организационные задачи. Менеджмент позволяет оценить сильные и слабые стороны организации и сосредоточится на стратегически важных направлениях. Оценивая эффективность реализации стратегии, организация получает необходимую информацию о том, насколько стратегия соответствует внешним условиям среды.

Актуальность темы курсовой работы в том, что в условиях современной рыночной системы эффективность работы организации зависит от разработки системы менеджмента.

Целью данной курсовой является раскрыть тему менеджмента в организациях малого бизнеса, выявить его характерные особенности, преимущества и ограничения, описать стадии разработки и принятия стратегий в организациях.

В связи с поставленной целью необходимо решение следующих  задач:

  • рассмотреть теоретические основы системы менеджмента на малых предприятиях;
  • проанализировать систему менеджмента на примере «…»;
  • разработать рекомендации по совершенствованию системы менеджмента в данной организации.

Структура работы обозначена поставленной в ней задачами.

В первой главе рассмотрены  теоретические основы системы менеджмента на малых предприятиях.

Во второй главе проанализированы система менеджмента на примере  предприятия «…» и предложены рекомендации по совершенствованию  системы менеджмента в анализируемой  организации.

Объектом исследования в данной курсовой работе является на малые предприятия, а предметом – особенности организации системы менеджмента на малых предприятиях.

Методами исследования являются: анализ литературных источников, группировки и обобщения.

Теоретической базой  курсовой работы являются труды отечественных ученых в области системы менеджмента.

1Теоретические  основы системы менеджмента на  малых предприятиях

1.1 Сущность  системы менеджмента на малых предприятиях

Менеджмент - управление организацией в долгосрочной перспективе, направленное на обеспечение её конкурентных преимуществ с учетом условий организационной среды.

Стратегия - генеральный  курс (направление действия, движения) организации по достижению поставленных целей, конкретная программа действий.

Система стратегий включает в себя следующие виды:

  1. корпоративная стратегия:
  2. Портфельная (два вида узкопрофильная и многопрофильная );
  3. стратегия развития (три вида: стратегия роста, стратегия сокращения и стратегия развития);
  4. деловые стратегии:
  5. конкурентная стратегия (повышение конкурентоспособности);
  6. стратегия конкурентного поведения;
  7. функциональная стратегии:
  8. повышение эффективности различных внутрифирменных видов деятельности, при этом учитываются 3 параметра: время, затраты и качество;
  9. оптимизация использования различных видов ресурсов: финансовых, материальных, человеческих, информационных;
  10. операционная стратегия.
  11. как утверждают специалисты, доктрина менеджмента содержит следующие основные элементы.
  12. смотреть в будущее. Следует знать, на каких рынках вы действуете в настоящий момент и на какие хотите попасть в будущем.
  13. уделять неослабевающее внимание внешним факторам - технологическим, экономическим, политическим и социальным.
  14. следует установить и поддерживать равновесие между этими внешними факторами и внутренними показателями организации.

Всегда следует помнить, что менеджмент - это интерактивный процесс. Это не то, что можно сделать в самом начале работы, а потом забросить; менеджмент предполагает обратную связь и постоянное накопление знаний.

Может показаться, что эти основные положения на уровне здравого смысла, но это не означает, что их легко придерживаться. Управление стратегией - не единичное событие, а процесс, и для успешного выполнения этой задачи требуются действия с дополнительными сопровождающими мероприятиями и последующей доводкой. Следовательно, менеджмент касается тех решений, которые связаны с выбором подходящего рынка или продукта. Он помогает стратегам компании лучше понять текущую ситуацию и выработать цели и задачи компании. Сначала становится вопрос, каково положение компании в настоящий момент. Второй вопрос - каково ее желательное положение. Например, на каком рынке и в рамках, каких характеристик внешней среды действует компания? Затем следует определить, каково будет ее положение через определенный период времени, например, через год, три года или через пять лет. Наконец, следует подготовить набор средств для выполнения намеченных задач и достижения целей организации.

Малое предприятие - это не организационно-правовая форма, термин «малое» характеризует  лишь размер предприятия, а критериями отнесения предприятия к малым являются численность работающих и доля государственной, муниципальной собственности и собственности общественных объединений в уставном капитале этих предприятий, которая должна составлять не более 25%. Численность работающих на малых предприятиях определяется по среднесписочной численности основного производственного персонала и сотрудников, работающих по договорам и совместительству. К малому бизнесу относятся предприятия с численностью работающих не более 200 человек в промышленности и строительстве, до 100 человек - в науке и научном обслуживании, до 50 человек - в других отраслях производственной сферы, до 15 человек - в непроизводственной сфере.

Организационно-правовая форма малого предприятия устанавливается в  соответствии с Законом «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Они могут существовать в виде индивидуальных (семейных) частных предприятий, товариществ, акционерных обществ, государственных (муниципальных) предприятий.

Малое предприятие как хозяйствующий субъект обладает самостоятельностью в осуществлении своей хозяйственной деятельности, распоряжении выпускаемой продукции, прибылью, оставшейся после уплаты налогов и других обязательных платежей. Малое предприятие, как и любое другое предприятие, действует на основании устава, где определены организационно-правовая форма предприятия, его наименование, местонахождение, предмет и цели деятельности, органы управления и контроля, порядок образования имущества предприятия, его выкупа (если оно приватизируется), условия реорганизации и прекращения деятельности и др.

Предприятия, осуществляющие несколько  видов хозяйственной деятельности (многопрофильные), относятся к малым  по тому виду деятельности, который  занимает наибольшую долю в объеме реализации продукции (работ, услуг).

Можно определить три пути создания малых предприятий:

    1. переход малых предприятий из государственной в частную собственность путем приватизации;
    2. выделение малых предприятий из крупных путем демонополизации, разукрупнения и приватизации;
    3. создание новых малых предприятий.

В современных условиях первый путь является основным, так  как практически все действующие  малые предприятия были созданы  в рамках государственной собственности, и механизм их преобразования в частную  собственность определен законодательством о приватизации. Второй путь тесно связан с первым, но также определяется темпами демонополизации в различных сферах деятельности. Третий - сдерживается незаинтересованностью предпринимателей в инвестировании, что связано с неблагоприятной общей экономической ситуацией.

Для того чтобы быть эффективным, особенно на малых предприятиях, процесс  стратегического менеджмента не всегда должен придерживаться строго формального порядка. Как показывают исследования, компании, которые часто прибегают к менеджменту, как правило, действуют более успешно, нежели те, кто им не пользуются. Менеджмент позволяет организации действовать превентивно, предпринимать профилактические действия, не ограничиваясь только ответными шагами, повышает ее готовность с уверенностью встретить как поддающиеся контролю, так и неконтролируемые ситуации. Менеджмент обеспечивает четкое стратегическое видение и придает смысл миссии компании. Наличие ясного видения создает синергию и объединяет в один поток всю энергию организации. Это помогает эффективно доносить до всех работников планы организации, тем самым, обеспечивая их готовность решать организационные задачи. Менеджмент позволяет оценить сильные и слабые стороны организации и сосредоточится на стратегически важных направлениях. Оценивая эффективность реализации стратегии, организация получает необходимую информацию о том, насколько стратегия соответствует внешним условиям среды; это позволяет понять природу происходящих во внешней деловой среде изменений и привнести в стратегический процесс этические аспекты и корпоративную социальную ответственность.

1.2 Роль менеджмента в малом бизнесе

Управление — это умение добиваться поставленных целей, направляя труд и интеллект работников и создавая мотивацию поведения людей, работающих в организации. Осознание роли менеджмента совпадает по времени с выделением предпринимательской способности как важного объединяющего фактора производства. Факторы производства — это не ресурсы, которые необходимы для осуществления процесса производства (труд, капитал, земля и другие природные ресурсы, информация). Предпринимательство — это особый фактор производства, соединяющий в процессе производства все остальные факторы в единую систему. Предпринимательская способность - это способность принятия решений и способность рисковать. Именно предприниматели в рыночной экономике решают на свой страх и риск, главные вопросы, заключающиеся в выборе сферы, направлений и методов деятельности, и принимают наиболее ответственные решения. Специфика успешного предпринимательства в малом бизнесе заключается в многогранной деятельности бизнесмена, рискнувшего открыть вести свой бизнес и готового отвечать за результаты своей деятельности. Предприниматель (он же собственник) является одновременно менеджером, экономистом, маркетологом, финансистом, производственником, юристом и должен уметь самостоятельно принимать решения с учетом каждой из перечисленных ролей.

 Предприниматель и менеджер (также как и предпринимательство, и менеджмент) не являются словами-синонимами. Многие предприниматели (особенно в малом бизнесе) являются одновременно и менеджерами. Однако даже удачные предприниматели могут оказаться посредственными управляющими, а предприимчивый, профессиональный менеджер может добиваться эффективных изменений. Предприимчивость требуется на каждом уровне управления, и если на среднем или нижнем уровнях менеджеры не могут или не хотят рисковать, реализовывать новые идеи (технологии), то это в значительной мере снижает предпринимательский потенциал предприятия.

Организационно-управленческая деятельность предполагает наличие у менеджера профессиональных знаний, навыков и опыта работы. Если личностные и профессиональные качества предпринимателя отвечают требованиям, предъявляемым к менеджеру, то он может успешно выполнять функции менеджера и быть предпринимателем. В противном случае предприниматель, являясь собственником (хозяином или держателем контрольного пакета акций), передает функции управления профессиональному менеджеру. Мировая практика подтверждает, что количество людей, склонных к предпринимательству, не превышает 7—8% от числа работающих.

Предприниматель, являясь собственником и представляя фирму в различных инстанциях, взаимодействует с различными элементами внешней среды, к которой относятся покупатели, поставщики, кредиторы, арбитражные суды, местные органы власти, законодательные и правовые органы, местное общество, а также образовательные учреждения (школы, вузы и т. д.), сотрудники фирмы и др. Каждый из вышеперечисленных элементов внешней среды требует от предпринимателя выработки соответствующей тактики поведения (стратегического, тактического, оперативного), от которого будет зависеть как краткосрочный, так и долгосрочный успех фирмы.

Для малого бизнеса характерны такие же управленческие процессы, как и для крупных предпринимательских объединений (структур). Однако они имеют отличия, обусловленные размером предприятия и объемом производственных мощностей. При решении проблем управления объектом предприниматель (менеджер) должен, прежде всего, хорошо представлять основные функции управления и с этих позиций рассматривать объект управления, т. е. проводить его анализ, планировать результаты, принимать решения по их достижению, организовывать эффективную деятельность структурных подразделений, контролировать ход выполнения плановых заданий, корректировать решения и стимулировать работников.

Малый бизнес весьма многообразен. Он различается по целому ряду факторов, и каждый из них в той или иной степени влияет на особенности управления конкретной фирмой. Среди таких факторов - размер предприятия, численность и состав работающих, форма собственности, отрасль деятельности, объем и ассортимент выпускаемой продукции  и услуг, организационная структура предприятия, особенности спроса и потребления, производства и предоставляемых услуг.

Информация о работе Информационное общество