Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 15:38, лекция
Информационная система (ИС) представляет собой коммуникационную систему по сбору, передаче, переработке информации об обьекте, снабжающую работника любой профессии информацией для реализации функции управления. Информационная система – это упорядоченная совокупность документированной информации и информационных технологий.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ
Информационная система (ИС) представляет собой коммуникационную систему по сбору, передаче, переработке информации об обьекте, снабжающую работника любой профессии информацией для реализации функции управления. Информационная система – это упорядоченная совокупность документированной информации и информационных технологий.
означает, что систему можно представлять из различных самостоятельных составных частей – подсистем. Возможность выделения подсистем упрощает анализ, разработку, внедрение и эксплуатацию ИС. Свойство целостности указывает на согласованность функционирования подсистем в системе в целом.
Информационная система включает в себя информационную среду и информационные технологии.
Первые информационные системы появились в 50-х гг. В эти годы они были предназначены для обработки счетов и расчета зарплаты, а реализовывались на электромеханических бухгалтерских счетных машинах. Это приводило к некоторому сокращению затрат и времени на подготовку бумажных документов.
60-с гг. знаменуются изменением отношения к информационным системам. Информация полученная из них, стала применяться для периодической отчетности по многим параметрам. Для этого организациям требовалось компьютерное оборудование широкого назначения, способное обслуживать множество функций, а не только считать зарплату, как было ранее.
В 70-х - начале 80-х гг. информационные системы начинают широко использоваться в качестве средства управленческого контроля, поддерживающего и ускоряющего процесс принятия решений). Тoгдa пoявилacь кoнцeпция cиcтeм пoддepжки пpинятия peшeний (decision support systems - DDS). Эти cиcтeмы должны были oбecпeчить мeнeджepoв спeциaлизиpoвaннoй и интepaктивнoй пoддepжкoй пpoцeccoв принятия yникaльныx peшeний пpoблeм в peaльнoм, быcтpoизмeняющeмcя миpe.
К концу 80-х гг. концепция использования информационных систем вновь изменяется. Развитие мощности (быстродействия) микро-ЭВМ, пакетов прикладных программ и телекоммуникационных ceteй далo тoлчoк к пoявлeнию фeнoмeнa кoнeчнoгo пoльзoвaтeля (end user computing).Они становятся стратегическим источником информации и используются на всех уровнях организации любого профиля. Информационные системы этого периода, предоставляя вовремя нужную информацию, помогают организации достичь успеха в своей деятельности, создавать новые товары и услуги, находить новые рынки сбыта, обеспечивать себе достойных партнеров, организовывать выпуск продукции по низкой цене и многое другое.
Инфopмaциoнныe cиcтeмы, пpeднaзнaчeнныe
для oбecпeчeния мeнeджepoв
Информационные системы – направление информатики, получившее свое название от объектов исследования – информационных систем – хранилищ информации, снабженных процедурами ввода, поиска, размещения и выдачи информации. Начало этому направлению положили исследования в области документалистики и анализа научно-технической информации, которые проводились еще до появления компьютеров. Но своего истинного развития информационные системы достигли лишь тогда, когда компьютеры прочно вошли в их состав. В настоящее время в рамках этого направления решаются следующие задачи.
А) Анализ и прогнозирование разнообразной информации, перемещающихся в обществе. Изучаются потоки документов с целью их минимизации, стандартизации и приспособления для эффективной обработки на вычислительных машинах, а также особенности потоков информации, протекающей через журналы, газеты, радиоканалы, телевизионные каналы и другие каналы распространения информации. Оценивается влияние распространяемой информации на научно-технический прогресс и состояние общества.
Б) Исследование способов представления и хранения информации, создание специальных языков для формального описания информации различной природы, разработка специальных приемов сжатия и кодирования информации, аннотирования объемных документов и реферирования их. В рамках этого направления развиваются работы по созданию банков данных большого объема, хранящих информацию из различных областей знаний в форме, доступной для вычислительных машин.
В) Построение различных процедур и технических средств для их реализации, с помощью которых можно автоматизировать процесс извлечения информации из документов, не предназначенных для вычислительных машин, а ориентированных на восприятие их человеком. Эти исследования тесно связаны с проблемой извлечения смысла (содержания) тех или иных документов при вводе их в банки данных и другие информационные хранилища, ориентированные на компьютеры.
Г) Создание информационно-поисковых систем, способных воспринимать запросы к информационным хранилищам, сформулированные на естественном человеческом языке, а также специальных языках запросов для систем такого типа.
Д) Создание сетей хранения, обработки и передачи информации, в состав которых входят информационные банки данных, терминалы, обрабатывающие центры и средства связи.
Работы в области
В комплекс работ в области
информационных систем входят исследования,
связанные с
Основу такой системы составляет банк данных, в котором хранится большая по объему информация о какой-либо области человеческих знаний. Территориально этот банк может быть распределенным. Примером может служить система библиотек, находящихся в разных городах страны, связанных между собой системой межбиблиотечного обмена. Важно лишь то, что для пользователя этот банк представляется как единое хранилище информации, куда он может обратиться с запросом. Примером запроса может быть требование на нужную книгу, оформленное на специальном бланке.
В неавтоматизированных информационных системах запрос обрабатывается человеком (например, библиотекарем, который по шифру книги находит ее на определенной полке). В АИС запросы обрабатывают с помощью специальных программ, реализуемых на компьютере. Для того чтобы это стало возможным, необходим специальный язык запросов, понимаемый АИС. Для пользователя желательно, чтобы язык запросов был как можно ближе к обычному естественному языку. В этом случае АИС должна обладать системой понимания текстов на естественном языке или языке, близком к нему. В таких АИС возникает реализованная в полной мере диалоговая система.
Устройства блока расшифровки
запроса зависит от выбранного языка
запроса. После расшифровки запроса,
по информации, содержащейся в нем,
формируется поисковое
Общая структура автоматизированных информационных систем
Банк данных требует постоянного обновления, пополнения и чистки. Для этого используется специальный входной канал, которым пользуется администратор банка данных.
Системы, подобные описанной, могут использоваться в самых разных целях, но их принципиальная схема, показанная на рисунке, сохраняется неизменной. Частным случаем АИС являются информационно-поисковые системы, предназначенные как для коллективного, так и для индивидуального (индивидуальная ИПС) пользования.
АИС играют большую роль в инфраструктуре общества и являются одним из обязательных звеньев новых информационных технологий
ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ
Под системой понимают любой объект, который одновременно рассматривается и как единое целое, и как объединенная в интересах достижения поставленных целей совокупность разнородных элементов. Системы значительно отличаются между собой как по составу, так и по главным целям.
В информатике понятие "система" широко распространено и имеет множество смысловых значений. Чаще всего оно используется применительно к набору технических средств и программ. Системой может называться аппаратная часть компьютера. Системой может также считаться множество программ для решения прикладных задач, дополненных процедурами ведения документации и управления расчетами.
Добавление к понятию "система" слова "информационная" отражает цель ее создания и функционирования. Информационные системы обеспечивают сбор, хранение, обработку, поиск, выдачу информации, необходимой в процессе принятия решений задач из любой области. Они помогают анализировать проблемы и создавать новые продукты.
Информационная система (ИС) — это система, реализующая информационную модель предметной области, чаще всего — какой-либо области человеческой деятельности. ИС должна обеспечивать: получение (ввод или сбор), хранение, поиск, передачу и обработку (преобразование) информации.
Информационной системой (или информационно-вычислительной системой) называют совокупность взаимосвязанных аппаратно-программных средств для автоматизации накопления и обработки информации. В информационную систему данные поступают от источника информации. Эти данные отправляются на хранение либо претерпевают в системе некоторую обработку и затем передаются потребителю.
Современное понимание информационной системы предполагает использование в качестве основного технического средства переработки информации персонального компьютера. В крупных организациях наряду с персональным компьютером в состав технической базы информационной системы может входить мэйнфрейм или суперЭВМ. Кроме того, техническое воплощение информационной системы само по себе ничего не будет значить, если не учтена роль человека, для которого предназначена производимая информация и без которого невозможно ее получение и представление.
Необходимо понимать разницу между компьютерами и информационными системами. Компьютеры, оснащенные специализированными программными средствами, являются технической базой и инструментом для информационных систем. Информационная система немыслима без персонала, взаимодействующего с компьютерами и телекоммуникациями.
Информационная система
состоит из баз данных, в которых
накапливается информация, источника
информации, аппаратной части информационных
систем, программной части
По мнению одних авторов, информационная система включает в себя персонал, её эксплуатирующий, по мнению других — нет.
ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ
2.1. Классификация информационных систем по степени автоматизации
1. Ручные информационные системы характеризуются отсутствием современных технических средств переработки информации и выполнением всех операций человеком. Например, о деятельности менеджера в фирме, где отсутствуют компьютеры, можно говорить, что он работает с ручной ИС;
2. Автоматизированные
3. Автоматические информационные системы выполняют все операции по переработке информации без участия человека, различные роботы. Примером автоматических информационных систем являются некоторые поисковые машины Интернет, например Google, где сбор информации о сайтах осуществляется автоматически поисковым роботом и человеческий фактор не влияет на ранжирование результатов поиска.
Обычно термином ИС в наше время называют автоматизированные информационные системы.
2.2. Классификация информационных систем по характеру использования информации
1. Информационно-поисковые
2. Информационно-аналитические
системы — класс
3. Информационно-решающие
системы — системы,
- управляющие информационные системы с использованием баз данных и прикладных пакетов программ,
- советующие экспертные
информационные системы,
4. Ситуационные центры (информационно-аналитические комплексы).
2.3. Классификация информационных систем по архитектуре
1. Локальные ИС (работающие на одном электронном устройстве, не взаимодействующем с сервером или другими устройствами);
2. Клиент-серверные ИС (работающие в локальной или глобальной сети с единым сервером);
3. Распределенные ИС (децентрализованные системы в гетерогенной многосерверной сети).
2.4. Классификация информационных систем по сфере применения