Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 13:26, доклад
В последнее время психологами и психотерапевтами выделен еще один вид зависимости – компьютерная зависимость.
Компьютерная зависимость
Вместе с несомненным положительным значением компьютеризации, следует отметить негативные последствия этого процесса, влияющего на социально - психологическое здоровье детей и подростков. В последнее время психологами и психотерапевтами выделен еще один вид зависимости – компьютерная зависимость. По определению Короленко и Сигала аддиктивное поведение характеризуется стремлением ухода от реальности посредством изменения своего психического состояния. Происходит процесс, во время которого человек не только не решает важных для себя проблем, но и останавливается в своём личностном развитии Поскольку в основе такого расстройства лежит стремление к уходу от реальности, оно сопоставимо с патологическим влечением при алкоголизме, наркомании, тяге к азартным играм, за исключением того, что, в отличие от алкоголя и наркотиков, компьютерная зависимость не вызывает физиологического привыкания. С точки зрения психологии, наиболее интересными и опасными для детей являются ролевые игры. Именно ролевые игры способны больше всех остальных сформировать устойчивую психологическую зависимость. Только в случае с ролевыми играми можно пронаблюдать эго - распад на «Я идеальное» и «Я реальное», нарастание между которыми влечет усиление дезадаптации и нарушение в сфере психических состояний. Подобные игры могут сильно повлиять на формирование личности в период активной социализации, социально-психологической адаптации, усвоения социальных ролей, ролевой идентификации личности. Еще более усиливают подростковую компьютерную зависимость глобальные сети, где подросток играет уже не с компьютером, а с миллионами живых людей, которых он не идентифицирует за печатными текстами. Здесь «играющий» придумывает своего персонажа, т.е. самого себя, выдавая себя придуманного тысячам собеседников за себя реального. В большей степени компьютерными аддиктами становятся дети и подростки, имеющие нестабильные и конфликтные семейные или школьные отношения, не приверженные никаким серьезным увлечениям. Именно они находят в виртуальном мире отдушину и считают свое пребывание в сети или успехи в компьютерной игре достаточными для самоутверждения и для улучшения психического состояния. Дети и подростки нуждаются в самовыражении. За неимением других средств выражения своих мыслей и энергии они обращаются к компьютеру и компьютерным играм, которые создают иллюзию реальности безграничных возможностей, лишенной ответственности. Такая иллюзия оказывает разрушительное действие на психику ребенка и нарушает его связь с родителями и сверстниками. Причины возникновения компьютерной зависимости у детей и подростков это прежде всего: неуверенность в себе и отсутствие возможности самовыражения. Проблема компьютерной зависимости широко освещалась в исследованиях зарубежных психологов М. Шоттон, Ш. Текл и К.Янг. Основными симптомами компьютерной зависимости, по мнению вышеуказанных авторов являются: · нежелание отвлечься от работы или игры с компьютером; · неспособность спланировать окончание работы или игры с компьютером; · равнодушие к семейным контактам, успешности в учебе, школьным и внешкольным мероприятиям; · пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном; · ощущение эмоционального подъема во время работы с компьютером; · чрезмерно длительное пребывание за компьютером; · «выпадение» из режима реального времени; · неоправданно быстро появляющаяся усталость, раздражительность, перепады настроения, агрессивность, подавленное настроение, повышенная тревожность, повышенная чувствительность к внешним раздражителям; · погружение в Internet как средство ухода от проблем, от плохого настроения, чувства потерянности, тревоги, подавленности; · нарушение обещания в отсутствие взрослых не входить в Internet; · обсуждение компьютерной тематики со всеми мало-мальски сведущими в этой области людьми; · отрицание компьютерной зависимости В результате продолжительного пребывания за компьютером в ущерб общению с близкими, сверстниками деформируется психика ребенка, ухудшается его физическое состояние, продуктивность его учебной, социальной, коммуникативной деятельности. Рекомендации взрослым по профилактике компьютерной зависимости у детей и подростков: 1. Будьте внимательны: вовремя заметить и предупредить появление и развитие компьютерной зависимости легче, нежели потом с ней бороться. 2. Постоянно проявляйте внимание к развитию интересов и склонностей ребёнка, поощряйте его творческие начинания. 3. Следует помнить, что компьютерная зависимость реже появляется у подростков, занимающихся спортом, поэтому постоянно следите, чтобы ребёнок должное время уделял физическим нагрузкам. 4. Культивирование чувства семейной, коллективной общности. 5. Корректно используйте свое право на запрет, так как «запретный плод всегда сладок». 6. Всегда ищите возможность подчеркнуть полноту жизненных проявлений в реальности и однобокость переживаний в режиме on-Iine. В заключение следует отметить, что в силу развития научно-технического прогресса овладение компьютерными технологиями становится необходимым в современном обществе. Потому стоит вопрос о грамотном построении процесса общения ребенка с компьютером, сводя к минимуму его отрицательное влияние на здоровье ребёнка. Решение проблемы кроется в комплексном подходе: внимание родителей, участие педагогов и своевременная первичная помощь психологов могут уберечь ребят от новой формы зависимости. Основной мерой предотвращения возникновения зависимости любого типа у детей является правильное воспитание ребенка. При этом важно не ограничивать детей в их действиях (например, запрещать те или иные игры), а объяснять, почему то или иное занятие или увлечение для него не желательно. Говоря о профилактике компьютерной зависимости у детей, следует обратить внимание на то, что воспитание ребенка должно сводиться по большей части к тому, что компьютер - это лишь часть жизни, а не самый главный подарок за хорошее поведение. Единственным на настоящий момент проверенным способом не дать ребёнку оказаться в зависимости от компьютера - это привлечь его в процессы, не связанные с компьютерной деятельностью, чтобы электронные игры и процессы не стали заменой реальности. Показать растущему человеку, что существует масса интересных развлечений помимо компьютера, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние Для того чтобы избежать возникновения привязанности ребенка к компьютеру нужно разнообразить круг его интересов и занятий. Этого можно достичь, например, при обращения внимания ребенка на спорт или различные виды искусств. Нет смысла игнорировать компьютерные возможности, необходимо их использовать по мере необходимости, а развлечения в виде компьютерных игр, необходимо сопрягать с реальными активными действиями в реальном мире.