Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 16:52, контрольная работа
Какие символы входят в алфавит языка Pascal?
Расскажите о стандартных типах языка.
Каковы правила записи арифметического выражения.
Какова последовательность действий при выполнении арифметического оператора присваивания?
Чем отличаются процедуры read и readln?
В чем разница между полной и сокращенной формами записи условного оператора?
Контрольная работа №1
Задание №1
Контрольные вопросы
Символы языка- это основные неделимые знаки, в терминах которых пишутся все тексты на языке. Символы языка паскаль не отличаются от символов обычного разговорного языка. Язык паскаль включает в себя следующие символы
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y
Z
a b c d e f g h i j k l m n o p q r s t u v w x y z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
+ - * / = <> < > <= >= := @
. , ' ( ) [ ] (. .) { } (* *) .. : ;
^ # $
Тип переменной определяет диапазон допустимых значений, принимаемых величинами этого типа, набор операций, допустимых над данной величиной и объём памяти, отводимый под эту переменную.
Константа целого типа - любое число, записанное без точки. Формат объявления констант: CONST имя = значение;
Переменные, которые принимают в качестве значений константы целого типа, также относятся к целому типу. Для описания переменных целого типа используется слово INTEGER. Чтобы описать в разделе переменных переменную, относящуюся к целому типа нужно соблюдать такой формат:
Var имя:тип
В данном примере объявлены переменные a и b. Они принадлежат к целому типу. Над данными целого типа можно выполнить следующие арифметические операции:
Над данными целого типа недопустима такая операция как деление (\) ! |
В языке паскаль они могут быть двух видов:
Например число 4*10-5 записывается так: 4E-5;
0,62*104 -------> 0.62E+4
Над данными действительного типа можно выполнить все арифметические операции, дающие действительный результат.
В языке Pascal имеются две логические константы: ИСТИНА(FALSE) и ЛОЖЬ(TRUE). Для их описания в разделе переменных используется слово Boolean:
Var a,b,c: boolean; |
В данном примере объявлены переменные a, b и с. Они принадлежат к логическому типу.
Для сравнения логических данных предусмотрены следующие операции:
Над логическими данными допускаются следующие операции:
Таблица вычисления результата логического выражения:
A |
true |
true |
false |
false |
B |
true |
false |
true |
false |
not A (B) |
false (true) |
false (true) |
true (false) |
true (false) |
A or B |
true |
true |
true |
false |
A and B |
true |
false |
false |
false |
Литераня константа - любой символ языка, заключенный в апострофы. Для объявления переменных символьного типа в разделе переменных используется слово CHAR. Пример:
var k1: char |
К символьным данным применимы операции сравнения, т.к. символы языка Pascal упорядочены.
Запись арифметических выражений на Паскале похожа на обычную математическую запись. В отличие от математики, где часто пропускается знак умножения (например, пишут 2А), в Паскале этот знак пишется обязательно: 2*А. Например, математическое выражение
А2 + В2 - 12С
на Паскале записывается так:
А*А + В*В - 12*С
Это же выражение можно записать иначе:
SQR(A) + SQR(B) - 12*С
Здесь использована функция возведения в квадрат - SQR. Аргументы функций всегда пишутся в круглых скобках.
Последовательность выполнения операций определяется по их приоритетам (старшинству). К старшим операциям относятся умножение (*) и деление (/). Операции сложения и вычитания - младшие. В первую очередь выполняются старшие операции. Несколько операций одинакового старшинства, записанные подряд, выполняются в порядке их записи слева направо. Приведенное выше арифметическое выражение будет вычисляться в следующем порядке (порядок вычислений указан цифрами сверху):
|
Круглые скобки в арифметических выражениях влияют на порядок выполнения операций. Как и в математике, в первую очередь выполняются операции в скобках. Если имеются несколько пар вложенных скобок, то сначала выполняются операции в самых внутренних скобках. Например:
|
Последовательность выполнения операций определяется по их приоритетам (старшинству). К старшим операциям относятся умножение (*) и деление (/). Операции сложения и вычитания - младшие. В первую очередь выполняются старшие операции. Несколько операций одинакового старшинства, записанные подряд, выполняются в порядке их записи слева направо. Приведенное выше арифметическое выражение будет вычисляться в следующем порядке (порядок вычислений указан цифрами сверху):
|
Круглые скобки в арифметических выражениях влияют на порядок выполнения операций. Как и в математике, в первую очередь выполняются операции в скобках. Если имеются несколько пар вложенных скобок, то сначала выполняются операции в самых внутренних скобках. Например:
|
Оператор присваивания - основной оператор любого языка программирования. Общая форма записи оператора:
имя величины := выражение
Например, V:=A; или V:=A+1;
При помощи оператора присваивания переменной могут присваиваться константы и выражения, значения переменных любого типа.
Как только в программе встречается переменная, для неё в памяти отводится место. Оператор присваивания помещает значение переменной или значение выражения в отведённое место.
Арифметические выражения должны быть записаны в так называемой линейной записи согласно следующим правилам:
НАЗВАНИЕ ОПЕРАЦИИ |
ФОРМА ЗАПИСИ |
сложение |
x + y |
вычитание |
x - y |
умножение |
x * y |
деление |
x / y |
Порядок выполнения операций при вычислении арифметических выражений можно регулировать при помощи скобок по обычным правилам. Там, где скобки отсутствуют, ЭВМ выполняет операции в следующем порядке:
Вывод результатов происходит по оператору write (write - писать) или writeln (write line - писать в строку):
write(<список вывода>);
или writeln(<список вывода>);
При выполнении команды ввода компьютер ожидает действий пользователя. Пользователь набирает на клавиатуре значения переменных в том порядке, в каком они указаны в списке, отделяя их друг от друга пробелами. Одновременно с набором данных на клавиатуре они появляются на экране. В конце нажимается клавиша <ВВОД> (<Еnter>). Разница в выполнении операторов writeln и write состоит в том, что после выполнения ввода по оператору writeln экранный курсор перемещается в начало новой строки, а по оператору write этого не происходит.
Буквы ln добавляются в конце оператора для того, чтобы курсор автоматически переходил на следующую строку при выводе на экран текстов или результатов выполнения программы.
Ввод исходных данных с клавиатуры происходит по оператору read (read - читать) или readln (read line - читать строку):
read(<список переменных>);
или readln(<список переменных>);
При выполнении команды ввода компьютер ожидает действий пользователя. Пользователь набирает на клавиатуре значения переменных в том порядке, в каком они указаны в списке, отделяя их друг от друга пробелами. Одновременно с набором данных на клавиатуре они появляются на экране. В конце нажимается клавиша <ВВОД> (<Еnter>). Разница в выполнении операторов readln и read состоит в том, что после выполнения ввода по оператору readln экранный курсор перемещается в начало новой строки, а по оператору read этого не происходит.
Буквы ln добавляются в конце оператора для того, чтобы курсор автоматически переходил на следующую строку при выводе на экран текстов или результатов выполнения программы.
Задание №2
Контрольные вопросы
Условные операторы позволяют выбирать для выполнения те или иные части программы в зависимости от некоторых условий. Если, например, в программе используются вещественные переменные x и z, и на каком-то этапе решения задачи требуется вычислить z=max(x, y), то желаемый результат получается в результате выполнения либо оператора присваивания z:=x, либо оператора присваивания z:=y. Поскольку значения переменных x и y заранее неизвестны, а определяются в процессе вычислений, то в программе необходимо предусмотреть оба эти оператора присваивания. Однако на самом деле должен выполниться один из них. Поэтому в программе должно содержаться указание о том, в каком случае надо выбирать для исполнения тот или иной оператор присваивания.