Концепции электронного государства в России и за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 15:04, реферат

Краткое описание

«Электронное государство» стало формироваться на рубеже веков. По сути ,оно означает новый этап развития конституционного государства. Возникнув около трехсот лет назад, конституционное государство не только стало общецивилизационной моделью, признанной странами с разными правовыми и политическими традициями, но продемонстрировало свой значительный потенциал, способность перестраиваться с изменением социально-экономической среды. Как правовое государство оно сформировалось в доиндустриальную эпоху, как социальное в эпоху индустриальной экономики, и, наконец, как электронное – с переходом к информационной экономике.

Содержание

Введение......................................................................................................................3
Глава 1. Концепция электронного государства и правительства..........................4
1.1 Понятие и сущность электронного правительства и государства...................4
Глава 2. Формирование "электронного правительства" в России.........................5
2.1 Нормативно-правовая база..................................................................................5
Глава 3. Электронное правительство в зарубежных странах.................................8
Заключение................................................................................................................
Список литературы...................................................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

Итюд.Интернет.doc

— 70.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Кафедра информационного права

 

Реферат на тему:

«Концепции электронного государства в России и за рубежом»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Екатеринбург,2013

Содержание

Введение......................................................................................................................3

Глава 1. Концепция электронного государства и правительства..........................4

1.1 Понятие и сущность  электронного правительства и  государства...................4

Глава 2. Формирование "электронного правительства" в России.........................5

2.1 Нормативно-правовая база..................................................................................5

Глава 3. Электронное правительство в зарубежных странах.................................8

Заключение................................................................................................................

Список литературы...................................................................................................

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

«Электронное государство» стало формироваться на рубеже веков. По сути ,оно означает новый этап развития конституционного государства. Возникнув около трехсот лет назад, конституционное государство не только стало общецивилизационной моделью, признанной странами с разными правовыми и политическими традициями, но продемонстрировало свой значительный потенциал, способность перестраиваться с изменением социально-экономической среды. Как правовое государство оно сформировалось в доиндустриальную эпоху, как социальное в эпоху индустриальной экономики, и, наконец, как электронное –  с переходом к информационной экономике.

Каждый переход к новому качеству проходил сложно, зачастую сопровождаясь серьезными кризисами. Исходя из этого опыта, важно, чтобы государство смогло вовремя перестроить характер и способы управления, модернизировать их, с тем, чтобы избежать серьезных социально-экономических потрясений. От государства требуется выработка программы, определяющей пути перехода на новый этап. Именно такой переход демонстрируют страны со сложившимися демократическими традициями. Вместе с тем зарубежная практика показывает схожий характер первых шагов.

В своё время именно государство стало инициатором исследований, результаты которых легли в основу современных коммуникационных технологий, в том числе, таких как Интернет. Поэтому достаточно парадоксально констатировать значительное отставание государства от частных организаций в области информационных технологий. В связи с этим формирование электронного правительства имеет колоссальное значение в сфере информационных отношений между государством, гражданами и организациями, а так же между различными ветвями власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Концепция электронного государства и правительства.

1.1 Понятие и  сущность электронного правительства  и государства.

В современном информационном обществе возникает потребность в новой организации взаимоотношений государства и гражданина.

Понятие «электронное государство» наиболее соответствует английскому понятию    e-government. В некоторых случаях оно переводится как «электронное правительство». Такой перевод допустим, только это одно из его значений. В современных международно-правовых документах, в частности в решениях Европейского суда по правам человека,                  термин   government     применяется для обозначения государства в целом. В таком значении его следует применять и в данном случае. 1

Например, в США, к правительству относят все три ветви власти (законодательную, исполнительную и судебную). Однако, на практике реализуемая сейчас стратегия построения электронного правительства в США охватывает только исполнительную власть. В России сейчас существуют два понятия - электронное правительство и электронное государство. Первое охватывает только исполнительную власть, а второе - три ветви власти. Поэтому использовать понятия электронное правительство и электронное государство как синонимы не совсем правильно. В России реализуются проекты для всех государственных органов.

Электронное правительство - это концепция осуществления государственного управления, присущая информационному обществу. Данная концепция основывается на возможностях информационно-телекоммуникационных технологий и ценностях открытого гражданского общества.

Во многих странах "электронное правительство" только создается, а в некоторых странах оно давно и успешно функционирует. Однако сегодня "электронное правительство", за редким исключением, пока еще не стало реальностью. Так, активно реализуют проекты "электронного правительства" в США, Великобритании, Канаде, Австралии, Сингапуре и других странах. С начала 2000 г. к реализации такого проекта приступили правительства Японии, Дубай и Катар.2

Глава 2. Формирование "электронного правительства" в России.

2.1Нормативно-правовая база.

Формирование "электронного правительства" находится в неразрывной связи со всем процессом российских реформ, особенно с повышением эффективности государственной службы на основе современных методов управления.3

В России отсутствует базовый закон, посвященный проблемам электронного государства, но отдельные его элементы уже закреплены в праве.

Правовые основы формирования электронного государства в России составляют ряд подзаконных актов, принятых для реализации концепций, направленных на становление электронного государства. Прежде всего, такие правовые акты носят программный характер, так как в целях создания какой-либо системы требуется совокупность определенных мероприятий. В условиях информатизации такие мероприятия должны быть отражены в праве.

  • В 2001 году начала действовать программа "Электронная Россия", первоначально она была направлена исключительно на преодоление "цифрового неравенства" в регионах, закономерным итогом ее реализации стала информатизация школ, которая в результате была завершена в ходе нацпроекта по развитию образования.
  • В 2001 году по поручению Президента №МК-П44-11243 от 27 июня 2001 года Правительством был подготовлен и утверждён «Перечень регулярной обязательной информации для размещения федеральными органами исполнительной власти в российском сегменте Интернет».
  • С 2002 года формирование электронного правительства было объявлено приоритетным проектом ФЦП «Электронная Россия 2002-2010». В 2007 году начали реализовываться первые проекты в рамках этой программы, однако в 2008-м началась реорганизация правительства, и процесс вновь встал. В 2009 году президент своей критикой дал мощный импульс процессу. После этого курировать проект стал Руководитель Аппарата Правительства Сергей Собянин.
  • В июне 2009 года Минкомсвязи утвержден перечень электронных госуслуг. С учетом европейского опыта и наработок ООН было решено включить в перечень 76 первоочередных услуг (услуги ГИБДД, регистрация недвижимости, налоговые выписки и подача деклараций).

Целями формирования в Российской Федерации электронного правительства являются:4

  • повышение качества и доступности, предоставляемых гражданам и организациям, государственных услуг, упрощение процедуры и сокращение сроков их оказания, снижение административных издержек со стороны граждан и организаций, связанных с их получением, внедрение единых стандартов обслуживания граждан;
  • повышение открытости информации о деятельности органов государственной власти, расширение возможности доступа к ней и непосредственного участия граждан, организаций и институтов гражданского общества в процедурах формирования и экспертизы решений, принимаемых на всех уровнях государственного управления;
  • повышение качества административно-управленческих процессов; совершенствование системы информационно-аналитического обеспечения принимаемых решений на всех уровнях государственного управления, обеспечение оперативности и полноты контроля за результативностью деятельности органов государственной власти, обеспечение требуемого уровня информационной безопасности электронного правительства при его функционировании.

 

На пути реализации в жизнь концепция натолкнулась на ряд существенных проблем.  Одной из таких проблем является так называемое цифровое неравенство. Только 60% населения страны имеет бесперебойный доступ к сети интернет, и этот разрыв все больше увеличивается в субъектах – там, где удаленность административных центров вызывает существенную проблему в обращении граждан в ОИВ. Отчасти это вина самих граждан, в нежелании пользоваться ставшими общедоступными технологиями, можно сказать тут дело в особом менталитете старшего поколения, составляющем большинство населения страны. Решение этой проблемы можно добиться пропагандой ИКТ их удобства и доступности. Второй немало важной проблемой является то, что в нашем государстве до сих пор не существует четкого законодательного регулирования в сфере предоставление государственными органами гражданам информации в электронном виде. Без решения этой проблемы невозможно построения киберпространства. Следующей проблемой является нежелание государства инвестировать крупномасштабные проекты внедрения концепции электронного правительства в жизнь, бюджет же распределяется в традиционные подходы в сфере административного управления. Решение этой проблемы лежит в полномасштабной государственной оценки и преимуществ электронного правительства и получаемой в результате его функционирования экономии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Электронное правительство в зарубежных странах.

В общественной жизни любой страны существует три основных субъекта - государство, граждане и коммерческие организации. Поэтому в идеале электронное правительство должно состоять из трех основных модулей: G2G (government to government) - правительство правительству; G2B (government to business) - правительство бизнесу; G2C (government to citizens) - правительство гражданам.

Электронное правительство содержит он-лайновые сервисы для граждан и бизнесов на едином портале, электронный документооборот в правительственных и парламентских структурах, общую для разных правительственных структур базу данных для предотвращения дублирования информации и повторных затрат, часто - закрытую специализированную информационную сеть для внутриправительственных трансакций (например, Govnet), разветвленную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру, системы криптографии и прочие способы защиты информации, в том числе и персональных данных, цифровую подпись, электронный ключ, смарт-карты, другие средства санкционирования доступа к информации и операций с ней.

Таким образом, "электронное правительство" дает возможность правительственным органам использовать новые технологии, чтобы предоставить людям более удобный доступ к правительственной информации и услугам, повысить качество этих услуг и в большей мере обеспечить возможность участия в работе демократических институтов.

На заседании рабочей группы по разделу "Электронное правительство" 15 декабря 2000 г. было принято решение о том, что государства - члены ЕС должны представить списки из 25 основных государственных услуг, оказываемых гражданам и предприятиям. На основе полученной информации и обсуждений на заседании группы 12 февраля 2001 г. был предложен перечень из 20 базовых государственных услуг, 12 - для граждан и 8 - для предприятий.

Государственные услуги для граждан:

1. Подоходные налоги: декларация, извещение о проверке

2. Услуги по поиску  работы агентствами занятости

3. 1Пособия по социальному обеспечению (3 из следующих 4)

3.2 Пособия по безработице

3.3 Пособия на детей

3.4 Медицинские расходы (возмещение или прямые расчеты)

3.5 Студенческие гранты

4. Личная документация (паспорт  и водительские права)

5. Регистрация транспортного  средства (нового, подержанного, импортированного)

6. Заявление на разрешение  строительства

7. Заявление в полицию (например, в случае кражи)

8. Общественные библиотеки (наличие каталогов, инструменты  поиска)

9. Свидетельства (о рождении  и регистрации брака): запрос и  доставка

10. Поступление в высшие  учебные заведения / университеты

11. Объявление о переезде (изменения адреса)

12. Услуги, связанные со  здравоохранением (интерактивные консультации  по наличию услуг в различных  ЛПУ; запись на прием)

Государственные услуги для предприятий:

1. Социальные взносы на  работников

2. Корпоративные налоги: декларация, извещение

3. НДС: заявление, извещение

4. Регистрация новой компании

5. Подача данных в статистические  бюро

6. Таможенная декларация

7. Разрешения от экологических  служб (включая отчетность)

8. Закупки для государственных  нужд

Инициатива формирования и развития электронного правительства, как и других компонентов информационного общества, принадлежит трем общественным секторам - бизнесу, общественности и правительству. Основным источником финансирования внедрения электронного правительства является государственный бюджет. Дополнительное финансирование может поступать от отечественного и транснационального бизнеса, неправительственных учреждений и организаций, международных структур.

Главное в электронном правительстве - прозрачность государственного управления, контроль над исполнительной дисциплиной и над принимаемыми решениями.

Если говорить о результатах, которых зарубежные страны добились в деле создания "электронных правительств, то следует отметить, что начиная с 2001 г. Канада прочно удерживает первое место. Чуть отстает от лидера Сингапур, а за ним следуют США.

Информация о работе Концепции электронного государства в России и за рубежом