Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 15:09, курсовая работа
Основной целью исследования является разработка и теоретическое обоснование содержания и методики применения на практике компьютерного математического моделирования.
Объектом исследования является процесс изучения приемов и способов компьютерного математического моделирования для использования в практической деятельности.
Введение
Общие понятия в технологии моделирования
1.1 Основные сведения о компьютерном моделировании
1.2 Области применения компьютерного моделирования
1.3 Случайные числа. Получение случайных чисел с заданным законом распределения
Моделирование простейших случайных воздействий
2.1 Тестирование генератора случайных чисел (ГСЧ)
2.2 Моделирование случайных событий
Моделирование случайных векторов и процессов
3.1 Моделирование в рамках многомерных распределений
3.2 Моделирование случайных векторов
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Версия шаблона |
2.1 |
Филиал |
Троицкий |
Вид работы |
Курсовая работа |
Название дисциплины |
Информационные технологии |
Тема |
Моделирование случайных процессов на ЭВМ |
Фамилия студента |
|
Имя студента |
|
Отчество студента |
|
№ контракта |
04400100609001 |
Введение |
3 | ||
1 |
Общие понятия в технологии моделирования |
5 | |
1.1 |
Основные сведения о компьютерном моделировании |
5 | |
1.2 |
Области применения компьютерного моделирования |
9 | |
1.3 |
Случайные числа. Получение случайных чисел с заданным законом распределения |
11 | |
2 |
Моделирование простейших случайных воздействий |
14 | |
2.1 |
Тестирование генератора случайных чисел (ГСЧ) |
14 | |
2.2 |
Моделирование случайных событий |
15 | |
3 |
Моделирование случайных векторов и процессов |
18 | |
3.1 |
Моделирование в рамках многомерных распределений |
18 | |
3.2 |
Моделирование случайных векторов |
19 | |
Заключение |
23 | ||
Глоссарий |
25 | ||
Список использованных источников |
26 | ||
Приложение А |
27 | ||
Приложение Б |
28 | ||
Приложение В |
29 |
Компьютерное моделирование с использованием ЭВМ - вербальное, информационное, математическое - в наши дни стало одной из информационных технологий, в познавательном плане исключительно мощной. Изучение компьютерного моделирования открывает широкие возможности для осознания связи информатики с математикой и другими науками - естественными и социальными.
Математическое моделировани в наше время гораздо более всеобъемлющ, нежели моделирования натурного. Огромный толчок развитию математического моделирования дало появление ЭВМ, хотя сам метод зародился одновременно с математикой тысячи лет назад.
В данной курсовой работе показаны некоторые типичные задачи компьютерного математического моделирования. Их решение способствует выработке тех навыков, которые необходимы специалисту в области информатики.
Метод математического моделирования является с давних времен одним из фундаментальных методов познания, а появление и развитие ЭВМ дало новый толчок его совершенствованию. Чтобы получить полноценное научное мировоззрение, развить свои творческие способности, студенты должны овладеть основами компьютерного математического моделирования, уметь применять полученные знания в учебной и профессиональной деятельности.
Таким образом, актуальность исследования очевидна.
Основной целью исследования является разработка и теоретическое обоснование содержания и методики применения на практике компьютерного математического моделирования.
Объектом исследования является процесс изучения приемов и способов компьютерного математического моделирования для использования в практической деятельности.
Предмет исследования составляют принципы, методы и способы компьютерного математического моделирования.
Задачи исследования:
• анализ понятий, связанных с компьютерным математическим моделированием;
• изучение и использование математических методов и приемов для решения прикладных задач с использованием компьютерной техники ;
• разработка методики проведения исследования объектов (процессов) с построением математической модели и дальнейшим компьютерным экспериментом;
Для решения сформулированных задач применялись такие методы исследования как изучение и анализ методической и специальной литературы по теме исследования курсовой работы.
В данной курсовой работе показаны некоторые типичные задачи компьютерного математического моделирования. Их решение способствует выработке тех навыков, которые необходимы специалисту в области информатики.
1.1. Основные сведения о компьютерном моделировании
Компьютерное моделирование
Компьютерное математическое моделирование в разных своих проявлениях использует практически весь аппарат современной математики. Математические модели - очень широкий класс знаковых моделей (основанных на формальных языках над конечными алфавитами), широко использующих те или иные математические методы. Математической моделью другого рода являются, например, математические соотношения, позволяющие рассчитать оптимальный (наилучший с экономической точки зрения) план работы какого-либо предприятия. Математическая модель выражает существенные черты объекта или процесса языком уравнений и других математических средств. Собственно говоря, сама математика обязана своим существованием тому, что она пытается отразить, т.е. промоделировать, на своем специфическом языке закономерности окружающего мира.
Математическое моделирование как таковое отнюдь не всегда требует компьютерной поддержки. Каждый специалист, профессионально занимающийся математическим моделированием, делает все возможное для аналитического исследования модели. Аналитические решения (т.е. представленные формулами, выражающими результаты исследования через исходные данные) обычно удобнее и информативнее численных. Возможности аналитических методов решения сложных математических задач, однако, очень ограниченны и, как правило, эти методы гораздо сложнее численных. В данной главе доминируют численные методы, реализуемые на компьютерах. Это связано с тем, что моделирование здесь рассматривается под углом зрения компьютерных (информационных) технологий. Такой подход несколько сужает возможности метода в целом; его достоинство - некоторое снижение барьера необходимой математической подготовки (хотя, разумеется, и в численные методы при профессиональном занятии математическим моделированием приходится углубляться настолько, что при этом требуется значительное математическое образование).
Наконец, отметим, что понятия «аналитическое решение» и «компьютерное решение» отнюдь не противостоят друг другу, так как:
а) все чаще компьютеры при математическом моделировании используются не только для численных расчетов, но и для аналитических преобразований;
б) результат аналитического исследования математической модели часто выражен столь сложной формулой, что при взгляде на нее не складывается восприятия описываемого ей процесса. Эту формулу (хорошо еще, если просто формулу!) нужно протабулировать, представить графически, проиллюстрировать в динамике, иногда даже озвучить, т.е. проделать то, что называется «визуализацией абстракций» . При этом компьютер - незаменимое техническое средство.
Модель – материальный объект, система математических зависимостей или программа, имитирующая структуру или функционирование исследуемого объекта.
Моделирование – представление различных характеристик поведения физической или абстрактной системы с помощью другой системы.
Математическое моделирование – метод исследования процессов и явлений на их математических моделях.
Цели, средства и этапы компьютерного моделирования
Компьютерное моделирование состоит из шести этапов.
Первый этап - определение целей моделирования и формирование целевой функции. Основные цели формулируются следующим образом:
1) модель нужна для того, чтобы понять, как устроен конкретный объект, какова его структура, основные свойства, законы развития и взаимодействия с окружающим миром (понимание);
2) модель нужна для того, чтобы научиться управлять объектом (или процессом) и определить наилучшие способы управления при заданных целях и критериях (управление);
3) модель нужна для
того, чтобы прогнозировать прямые
и косвенные последствия
Второй этап – составление списка переменных и ранжировка их по степени влияния на целевую функцию рассматриваемого объекта моделирования.
Составим список величин, от которых зависит поведение объекта или ход процесса, а также тех величин, которые желательно получить в результате моделирования. Обозначим первые (входные) величины через х1, x2, .... хn; вторые (выходные) через y1,y2, … ,yk. Символически поведение объекта или процесса можно представить в виде:
уj = Fj (x1, х2,....xn) (j=1,2,..., k),
где Fj - те действия, которые следует произвести над входными параметрами, чтобы получить результаты. Хотя запись F (x1, x2, ..., хn) напоминает о функции, мы здесь используем ее в более широком смысле.
Входные параметры xi могут быть известны «точно», т.е. поддаваться (по крайней мере, в принципе) измерению однозначно и с любой степенью точности - тогда они являются детерминированными величинами.
Однако, в природе и обществе гораздо чаще встречаются процессы иного рода, когда значения входных параметров известны лишь с определенной степенью вероятности, т.е. эти параметры являются вероятностными (стохастическими), и, соответственно, таким же является процесс изменения системы (случайный процесс).
Важнейшим этапом моделирования является разделение входных параметров по степени важности влияния их изменений на выходные. Такой процесс называется ранжированием (разделением по рангам). Чаще всего невозможно (да и не нужно) учитывать все факторы, которые могут повлиять на значения интересующих нас величин yj. От того, насколько умело выделены важнейшие факторы, зависит успех моделирования, быстрота и эффективное гь достижения цели.
Третий этап – составление математического описания рассматриваемого объекта исследования, Математическую модель составляют с помощью математического программирования либо используют методы и приемы математической статистики. На этом этапе необходимо перейти от абстрактной формулировки модели к формулировке, имеющей конкретное математическое наполнение. В этот момент модель предстает перед нами в виде уравнения, системы уравнений, системы неравенств, дифференциального уравнения или системы таких уравнений и т.д.
Четвертый этап – подбор математического метода решения. Когда математическая модель сформулирована, выбираем метод ее исследования. Как правило, для решения одной и той же задачи есть несколько конкретных методов, различающихся эффективностью, устойчивостью и т.д. Успех этой работы зависит от того, насколько хорошо исследователь знает численные методы и ориентируется в них достаточно свободно.
Пятый этап - разработка алгоритма и составление программы для ЭВМ. В настоящее время при компьютерном математическом моделировании наиболее распространенными являются приемы процедурно-ориентированного (структурного) программирования.
Шестой этап – идентификация математической модели на ЭВМ, проведение серии испытаний, фиксация результатов. При проведении вычислительного эксперимента выясняется, соответствует ли модель реальному объекту (процессу). Модель адекватна реальному процессу, если некоторые характеристики процесса, полученные на ЭВМ, совпадают с экспериментальными с заданной степенью точности. В случае соответствия модели реальному процессу составляется отчет о проделанной работе, нарабатываются рекомендации.
1.2 Области применения компьютерного моделирования
Физика
Физика – наука, в
которой математическое моделирование
является чрезвычайно важным методом
исследования. Наряду с традиционным
делением физики на экспериментальную
и теоретическую сегодня уверен
Численное моделирование (как и лабораторные эксперименты) чаще всего является инструментом познания качественных закономерностей природы. Важнейшим его этапом, когда расчеты уже завершены, является осознание результатов, представление их в максимально наглядной и удобной для восприятия форме. Забить числами экран компьютера или получить распечатку тех же чисел не означает закончить моделирование (даже если числа эти верны). Тут на помощь приходит другая замечательная особенность компьютера, дополняющая способность к быстрому счету, – возможность визуализации абстракций. Представление результатов в виде графиков, диаграмм, траекторий движения динамических объектов в силу особенностей человеческого восприятия обогащает исследователя качественной информацией.
Экология
Математические модели в экологии используются практически с момента возникновения этой науки. И хотя поведение организмов в живой природе гораздо труднее адекватно описать средствами математики, чем самые сложные физические процессы, модели помогают установить некоторые закономерности и общие тенденции развития отдельных популяций, а также сообществ.
Информация о работе Моделирование случайных процессов на ЭВМ