Системы поддержки принятия управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 13:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного программированного задания – рассмотреть основные задачи построения системы поддержки принятия решений в организации.
Объектом исследования является ООО «Автогид», предметом же будут выступать системы поддержки принятия решений на ООО «Автогид».

Вложенные файлы: 1 файл

ИСЭ.doc

— 49.00 Кб (Скачать файл)


Нижегородский институт менеджмента и бизнеса

 

 

 

        Практическое задание

         по дисциплине: «Информационные технологии управления»

на тему: «Системы поддержки принятия управленческих решений»

 

 

 

                Выполнил: студент V курса, ФММ

          спец.: Менеджмент организации

Семенов Александр Александрович

Преподаватель: Карпычев В.Ю.

 

 

 

 

 

  

 

 

 

Нижний Новгород

                                                           2012


Оглавление

Общая характеристика ООО «Автогид»

 

              ООО «Автогид» это транспортная организация, существующая на рынке транспортных услуг уже более четырех лет. Одним из основных направлений деятельности данной организации – это служба такси в г. Нижнем Новгороде. За 2,5 года работы службы было привлечено к сотрудничеству более десяти корпоративных клиентов, в их числе Администрация г. Нижнего Новгорода, г-т «Ордер», Государственный институт травматологии и ортопедии (ГИТО), торговые магазины сети «SPAR», Консерватория им. Глинки и другие организации.

              Основная информация ООО «Автогид»:

- дата регистрации: 11 января 2006г.;

- основное направление деятельности: Пассажирские перевозки;

- количество трудоустроенного персонала: 10 человек (в числе них операторы ЦДС, менеджеры и руководители)

- количество фактически работающего персонала: около 40 человек (многие водители имеют статусы индивидуальных предпринимателей и в трудоустройстве не нуждаются)

- придаточные направления деятельности: междугородние пассажирские перевозки посредством автобусов и микроавтобусов, организация транспортных услуг для свадебных и корпоративных мероприятий и др.

Целью данного программированного задания – рассмотреть основные  задачи построения системы поддержки принятия решений в организации.

Объектом исследования является ООО «Автогид», предметом же будут выступать системы поддержки принятия решений на ООО «Автогид».

Актуальность состоит в том, что принятие решений используется абсолютно в любой организации , не важно в какой отрасли она занята, в какой стране ее местонахождение и сколько сотрудников числится в ее штате и т.д.


Глава 1. Процесс принятия решений в ООО «Автогид»

 

              Принять решение – значит выбрать конкретный вариант действий из некоторого множества вариантов. Во всех случаях выбирается наилучший вариант.

              Существует бесконечное множество примеров в принятии решений в самых разных областях деятельности, но так как мы рассматриваем конкретно управленческую, то тут можно выделить следующие основые виды:

1.       выбор стратегии развития фирмы;

2.       выбор инвестиционных направлений;

3.       выбор подрядчика на основе тендера;

4.       выбор партнеров;

5.       подбор и оценка персонала;

6.       определение приоритетных разработок;

7.       принятие решений менеджером и др.

В качестве объекта исследования для данного программированного задания будет ООО «Автогид» - это транспортная организация, существующая на рынке транспортных услуг уже более четырех лет.

Основным направлением деятельности ООО «Автогид» являются пассажирские перевозки по г.Нижнему Новгороду, области, РФ.

Данная организация будет служить нам объектом для подробного рассмотрения систем поддержки принятия управленческих решений и процесс для их осуществления.

Вообще процесс – это совокупность исследовательских действий для достижения цели и в процессе принятия решений могут использоваться два класса процедур: алгоритм и эвристика.

Алгоритм есть ни что иное как точное предписание порядка выполнения операций для решения задачи, а вот эвристика – это метод выработки решений на основе неформальных, интуитивных соображений, на опыте решения аналогичных задач.

Рассмотрим процесс принятия решения на конкретном примере, а именно участие ООО «Автогид» в тендере на предоставление транспортных услуг сроком на шесть месяцев для крупной инжиниринговой компании г.Нижнего Новгорода:

1.                          Получение и восприятие данных (другими словами получение конкурсной документации по выбору поставщика услуг);

2.                          Фильтрация данных (обработка и анализирование полученной информации, подготовка к выбору решения, определение класса автомобиля, подготовка к просчету стоимости предоставления услуг);

3.                          Описание текущей ситуации и определение целей (цель – выиграть тендер на предоставление транспортных услуг путем анализа расчета стоимости затрат и прибыли, подбор автомобилей, переговоры с водителями и менеджерами и др.);

4.                          Принятие решения (выставление стоимости транспортных услуг для инжиниринговой компании, обозначение марки и класса автомобилей, другими словами полная передача обработанной и конечной информации для компании, переговоры).

 

Глава 2. Инструментарий выработки рекомендаций

 

              Инструментарий позволяет поддерживать принятие решения на основе нескольких вариантов (моделей):

1.          критериальный вариант предполагает выполнение следующих процедур:

- формирование множества альтернативных вариантов решения;

- формирование множества критериев оценки альтернатив;

- получение оценки альтернатив;

- выбор лучшей альтернативы.

2. вариант без использования критериев оценки альтернатив предполагает выполнение следующих процедур:

- формирование множества альтернативных вариантов решения;

- получение результатов сравнения альтернатив;

- выбор лучшей альтернативы.

Но этот вариант всегда требует умения собирать и обрабатывать экспертную информацию, в которой особое место принадлежит предпочтениям ЛПР.

Необходимо отметить, что основные проблемы будут возникать при проведении коллективных экспертиз альтернатив. Возможны различия в экспертных оценках – как одна из проблем.

Вообще экспертная система является средством поддержки принятия решений, с функциональной точки зрения это программно-аппаратный комплекс, использующий знания специалистов в конкретной узкоспециализированной области.

              Идеальная экспертная система должна обладать способностью:

- к рассуждению на основе символьных преобразований;

- использовать как общие, так и частичные схемы рассуждения;

- решать трудные задачи из сложных, реальных, предметных областей;

- переформулировать вопросы и задачи;

- к рассуждениям о собственной работе и структуре.

В составе экспертной системы должно присутствовать наличие базы знаний и некоторой схемы рассуждений, подсистемы приобретения знаний, отображения и принятия решений.

Рассмотрим типовую схему экспертной системы.

 

Модуль приобретения знаний

 

 

База знаний

 

Машина

логического

вывода

 

Интерфейс пользователя

Модуль отображения и объяснения решений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              База знаний предназначена для хранения в символьном виде общей информации о том, что известно о предметной области.              Основу базы знаний экспертной системы составляют долгосрочные данные (факты) и правила, описывающие целесообразные преобразования данных в предметной области.

              Машина логического вывода формирует решение задачи на основе входных данных и знаний о проблемной области. Достигая цели, субъект не только приходит к решению поставленной задачи, но и приобретает новые знания.

              Интерфейс пользователя осуществляет преобразования естественно-языковых данных параметров ситуации в представлении на внутреннем языке системы.

              Необходимо отметить, что в инструментарии имеется своя модель выбора: «альтернативы + критерии + оценки», по данной модели и осуществляется выбор в принятии решения.

Глава 3. Ситуационные центры в ООО «Автогид»

Общее назначения ситуационных центров:

1.       интеграция возможностей современных средств сбора, аналитической обработки информации;

2.       прогнозирование и построение возможных моделей развития;

3.       визуальное представление информации;

4.       поддержка групповой деятельности экспертов.

              Ситуационный центр – есть не что иное как инструмент для топ-менеджера предприятия, который обязан видеть картину подчиненного предприятия в целом, уметь оценивать текущую ситуацию и принимать оптимальное решение.

              Не всегда компьютеризация является основой для ситуационного центра. Это может быть и помещение где для решения какой-либо задачи собрались специалисты в данной области.

              Главное в СЦ – правильно подобрать информацию и организовать интеллектуальную активность специалистов. Эффективность же компьютеризации в СЦ во многом зависит от развитости используемых методов сбора информации, структурирования данных, построения сценариев и применяемых технологий.

              В ООО «Автогид» ситуационные центры используются часто, ведь при решении какой-либо задачи (проблемы) необходимо собрать достаточно много информации и выслушать мнения специалистов и сотрудников, это чем то напоминает «мозговой штурм».

              Ситуационный центр имеет пять базовых характеристик:

1.       предоставляет руководителю обобщенную информацию;

2.       позволяет анализировать статистическую картину предприятия и выявлять тенденции его развития;

3.       основная особенность – ситуационное моделирование, другими словами получить ответ на вопрос: «Что, если?»;

4.       помогает руководителю выбрать оптимальное решение;

5.       позволяет проводить оценку рисков, оценивать вероятность реализации прогноза.

              В ООО «Автогид» под ситуационным центром, скорее всего, будет пониматься не что иное, как совещание или собрание для обсуждения вопросов, касающихся, непосредственно, деятельность организации в целом. Ситуационный центр проводится исключительно по указанным выше пяти пунктам, но для начала необходимо, чтоб каждый сотрудник собрал нужную информацию по касающимся вопросам в ходе обсуждения.

У любого ситуационного центра существует три режима работы:

1. режим проблемного мониторинга, состоящего в наглядном отображении на экране текущей актуальной информации;

2. режим планового заслушивания и обсуждения аналитических докладов по проблемным ситуациям;

3. режим оперативного принятия и контроля исполнения решений.


Заключение

 

              В ходе работы над данным программированным заданием было проведено исследование систем поддержки принятия решений на ООО «Автогид», что дало следующие выводы:

              1. ООО «Автогид» больше использует алгоритмические методы принятия решения нежели эвристические. Это доказывается тем, что для принятия какого либо решения не достаточно всего лишь мнения и догадок, здесь необходим просчет и творческий подход (на примере было рассмотрено участие в тендере крупной инжиниринговой компании для поиска поставщика транспортных услуг);

              2. Организация использует максимум возможностей при анализе экспертных систем, полностью используя инструментарий выработки рекомендаций (в пределах своих возможностей);

              3. В ООО «Автогид» под ситуационным центром, скорее всего, будет пониматься не что иное, как совещание или собрание для обсуждения вопросов, касающихся, непосредственно, деятельность организации в целом. Ситуационный центр проводится исключительно по указанным выше пяти пунктам, но для начала необходимо, чтоб каждый сотрудник собрал нужную информацию по касающимся вопросам в ходе обсуждения.

             



Информация о работе Системы поддержки принятия управленческих решений