Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 21:12, лекция
Эффективность ИТ – это показатель, определяющийся совокупностью эффективностей технического, экономического и социального характера при использовании ИТ.
ФИНАНСОВАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В БИЗНЕСЕ
Основные вопросы:
Эффективность ИТ – это показатель, определяющийся совокупностью эффективностей технического, экономического и социального характера при использовании ИТ.
Решение вопроса об окупаемости инвестиций в ИТ зависит от места ИТ в бизнес-процессах предприятия:
В первом случае затраты на ИТ сопоставляются с увеличением прибыли от выпуска продукции и принятие решения ничем не отличается от принятия решения по инвестициям в модернизацию основных технологических процессов.
Во втором случае инвестиции в ИТ учитываются в составе затрат на процесс и окупаемость оценивается для всего технологического процесса, и задача оценки окупаемости изолированных инвестиций в ИТ некорректна.
Дополнительным обоснованием для осуществления инвестиций в ИТ являются:
При оценке окупаемости ИТ необходимо учитывать эффект запаздывания в получении экономического эффекта за счёт правильного выбора периода анализа окупаемости: необходимо учитывать проблемы освоения новой технологии; обучения персонала и получения им профессиональных навыков; проблемы инерции рынка, проявляющейся в запаздывании реакции на происходящие изменения.
Управление капиталовложениями в сфере информатизации
Средства информатизации (СИ) предприятия, как правило, поглощают значительные капиталовложения, в особенности СИ, построенные на основе наиболее передовых и дорогостоящих средств. Они являются неотъемлемой частью технологического оснащения, входят в состав основных фондов или базового оборудования и могут существенно повлиять на затраты предприятия по выпуску продукции, то есть на цену товаров или услуг. Это означает, что СИ необходимо рассматривать аналогично всем другим основным средствам предприятия и оценивать их использование по тем же критериям, в частности, в отношении эффективности капиталовложений.
Определить эффективность
Исчисление затрат на СИ, как правило, начинают с учёта затрат на их приобретение (цена приобретения), поскольку обычно требует существенных средств единовременно (в случае приобретения) или долями (в случаях аренды или лизинга).
Однако цена приобретения никогда не исчерпывает всех затрат, связанных с использованием СИ, а в ряде случаев может оказаться даже и неосновной их статьей. В связи с этим уместно использовать полную стоимость, или цену владения.
Цена владения – это все затраты, связанные с обеспечением работоспособности, эффективности и просто использованием СИ:
Решения по эффективности использования СИ требуют определения их доли в складывающейся цене продукции. При этом могут использоваться обобщённые показатели деятельности сферы обработки информации на предприятии, аналогичные показателям эффективности других основных фондов:
фондоотдача = годовой объём / среднегодовая стоимость ОФ;
фондоёмкость – это величина обратная фондоотдаче;
фондовооружённость = среднесписочная численность / реднегодовая стоимость ОФ;
производительность труда = годовой объём / среднесписочная численность;
эластичность = приращение производительности труда / приращение фондовооружённости
где
годовой объём – объём работ, выполненных на предприятии в течение года по обработке информации в денежном выражении;
среднегодовая стоимость ОФ – данные учёта стоимости основных фондов с учётом их движения (убытия, списания, приобретения и т.д.);
среднесписочная численность – численность работников в сфере обработки информации, усреднённая по году.
В настоящее время производители СИ идут на смягчение условий оплаты их продукции с целью укрепления связей с потребителями, поэтому стратегическая задача выбора между приобретением ИС, их арендой или оплатой на основе лизингового соглашения становится особо актуальной.
Особенности ценообразования на информационные продукты и услуги
Формирование цены на информационные продукты и услуги как на товар происходит по-разному, в зависимости от того, предназначен ли этот товар для отпуска внешнему потребителю, либо этот товар является выходным продуктом (элементом) технологического процесса, отпускаемым смежнику по этому процессу в порядке технологической кооперации внутри предприятия.
В первом случае, естественно, должна формироваться рыночная цена на основе спроса, предложения и с учётом регуляторов, действующих в соответствующей модели рынка. Эта «внешняя» цена даёт достаточные основания для управления эффективностью производства рассматриваемого продукта, то есть для формирования «внутренней» цены или издержек, возникающих на предприятии при производстве этого продукта.
В данном случае в этом нет принципиальной между издержками и себестоимостью, поэтому оба эти понятия можно использовать как равнозначные. Для анализа издержек требуется модель, включающая факторы, участвующие в их формировании. В связи с этим весьма полезна расчётная модель издержек на основе калькуляции затрат всех используемых ресурсов.
В качестве базовой для расчёта цены на основе потребления ресурсов можно использовать следующую формулу:
где R – расчётный норматив рентабельности рассматриваемой услуги при решении и передаче пользователю результатов конкретной задачи в виде услуги;
Tj – объективно необходимые затраты вычислительных, трудовых и материальных ресурсов;
j – текущий индекс используемых ресурсов;
– символ, обозначающий «по всем»;
qj – тариф на расчётную единицу услуг при потреблении j–го ресурса или группы ресурсов (например, комплекса средств вычислительной техники) при нормативе рентабельности, равном нулю.
Норматив R формируется под влиянием ряда факторов, в том числе, периодичности, срочности и других.
При организации взаимных расчётов между подразделениями внутри предприятия по информационным услугам эта формула может использоваться, например, при естественном предположении, что R = 0, то есть во внутренних расчётах прибыль в одном подразделении за счёт других подразделений формироваться не будет. В то же время относительная ценность той или иной услуги или того или иного ресурса и в этой формуле может быть учтена путём введения соответствующих весовых коэффициентов.
По данной формуле можно определить ориентировочно все цены на услуги самого разного состава и свойства. Эти цены можно взять за основу для дальнейшего их совершенствования в ходе практического использования.
Можно сопоставить цены на информационные продукты и услуги с уровнем оплаты труда занятых в их производстве работников. Это сравнение даёт интересную информацию к размышлению: даже весьма мощные рабочие станции (ценой 5-6 тыс. долл.) в настоящее время стоят не дороже оплаты труда одного не самого высококвалифицированного работника в течение одного месяца, а годовой доход профессора или среднего менеджера равен фактически стоимости не самого «слабого» мейн-фрейма. В нашей стране зарплата работника часто существенно ниже цен на компьютерную технику. Отсюда следует, что одна из проблем масштабной информатизации в стране – низкая зарплата работников во всех сферах.
Информация о работе Финансовая составляющая информационных технологий в бизнесе