Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2013 в 20:12, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Информатика".
Термин «информация» (от лат. informatio — разъяснение, изложение) до начала XX в. означал сведения, передаваемые между людьми устным, письменным или иным способом. Аналогично толкуется это понятие и сейчас на бытовом уровне. Формы информации: биологическую (органическую), машинную (неорганическую), социальную. Виды социальной информации: Политическая информация—Экономическая информация—Информации о гражданах. Основные признаки информации:
Необходимо отличать обыденное содержание понятия «информация» от понятия «информация» как правовой категории. Правовое понятие информации закреплено в гл. I закона РБ от 6 сентября 1995 г. «Об информатизации»: информация — это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах. В правовой системе информация находится в гражданском, административном или уголовном общественном обороте. Различные виды информации имеют свои особенности, в зависимости от которых по-разному регулируются и общественные отношения, возникающие по поводу или в связи с их оборотом. Инф-ция в НПА: Документированная информация (документ) - зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать (ст. 1 закона «Об информатизации»). Электронный документ - информация, зафиксированная на машинном носителе и соответствующая требованиям, установленным законом Республики Беларусь «Об электронном документе». Под массовой информацией, согласно ст. 1 закона Республики Беларусь от 13 января 1995 г. «О печати и других средствах массовой информации», понимаются печатные, аудио-, аудиовизуальные и другие сообщения и материалы, публично распространяемые через средства массовой информации. Научно-техническая информация - сведения о документах и фактах, получаемых в ходе научной, научно-технической, инновационной и общественной деятельности. Документир-я научно-техническая информация — зафиксированная ни материальном носителе научно-техническая информация с реквизитами, мо'шоляющими ее идентифицировать. Разведывательная информация, согласно указу президента от 25 марта 2003 г. № 116 «О вопросах внешней разведки», - добытые в рез-те внешней разведки данные о реальных и потенциальных имеющихся угрозах нац. без-ти РБ, а также иные сведения, представляющие интерес для РБ |
Охраняемой в широком смысле можно считать любую информацию, на засекречивание, разглашение или использование которой наложены ограничения. К охраняемой информации относится:
- несекретные информационные ресурсы, имеющие гос-е значение; - объекты промышленной собственности; - объекты авторского права.
Государственные секреты (информация, которая находится в закрытом обороте, отношение к этой информации регулируется специальным законодательством):
Гос-я тайна—гос-е секреты, разглашение или утрата которых может повлечь тяжкие последствия для нац-ной без-ти РБ, а также создать угрозу безопасности граждан либо их конст-ным правам и свободам. Служебная тайна—гос-ные секреты, разглашение или утрата которых могут причинить существенный вред нац-ной безо-ти РБ, а также конст-ным правам и свободам граждан. Инф-я коммерческого характера (коммерч. тайна):
Коммерческую тайну составляют преднамеренно скрываемые экономические интересы и информация о различных сторонах и сферах производственно-хозяйственной, управленческой, научно-технической, финансовой деятельности субъекта хозяйствования, охрана которых обусловлена интересами конкуренции и возможной угрозой экономической безопасности субъекта хозяйствования. Ответственность за разглашение коммерческой тайны устанавливается ст. 255 УК Республики Беларусь. Информация о гражданах:
Тайна личной жизни — тайна корреспонденции, телефонных и иных сообщений, тайна голосования. Профессиональные тайны составляют сведения, которые становятся известны в процессе выполнения профессиональных функций и распространение которых необходимо ограничить. • Адвокатская тайна • Тайна нотариальных действий • Тайна исповеди • Врачебная тайна Информацию разграничивают по режиму доступа: — открытая информация (без ограничения); — информация, доступ к которой запрещено ограничивать; — информация с ограниченным доступом: (государственные секреты, информация коммерческого характера (коммерческая тайна); информация о гражданах) |
Правовая информация создается в результате правотворческой, правоприменит., правоохранит., научной, иной юридической деятельности. В широком смысле под правовой информацией следует понимать содержание данных (сообщений), использование которых предопределяет решение той или иной правовой задачи или способствует ее решению. Правовая информация зарождается, прежде всего, в процессе правотворчества. Ее источником являются такие формы проявления правовой активности, как толкование правовых норм и обобщение правовой практики (например, судебной). Дополнительную информацию дает логическое и систематическое толкование. Процесс создания информации продолжается в правоприменительной деятельности. В ходе конституционного, гражданского, уголовного производства создается особый вид правовой информации - судебное доказательство, служащее основой для принятия решения. В результате этой деятельности создаются процессуальные документы, несущие информацию о принятом решении. Правовую информацию в зависимости от того, кто является ее «автором» можно разделить на: — официальная правовая информация; — неофициальная правовая информация; — информация индивидуально-правового характера, имеющая юридическое значение. Официальная правовая информация - это информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений. К официальной правовой информации относятся тексты правовых актов, составляющие законодательство РБ. Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 г. № 361-3 «О НПА» устанавливает порядок подготовки, оформления, принятия (издания), опубликования, действия, толкования (разъяснения) и систематизации прав. актов Нормативный правовой акт - официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение. Неофициальная правовая информация — это материалы и сведения о законодательстве и практике его осуществления (применения), не влекущие правовых последствий и обеспечивающие эффективную реализацию правовых норм. К неофициальной правовой информации можно отнести:
Информация
индивидуально-правового Информация индивидуально- - договоры (сделки); - жалобы, заявления |
Важную роль в развитии социального общества и в жизни отдельно взятой личности играют информационные процессы - процессы движения информации, включающие в себя возникновение (производство), передачу, потребление, сохранение и трансформацию информации. Информационные процессы происходят в различных сферах жизнедеятельности общества: производстве, образовании, науке, культуре и т. д. Они связывают различные сферы общества между собой, придавая функционированию социума целостность и многомерность. Имеют значение информационные процессы и во взаимодействии различных социальных субъектов (организаций, общностей, личностей и т. д.). К информационным процессам относится чтение книг и периодических изданий, прослушивание радиопередач, просмотр телепрограмм, общение, в том числе с использованием новейших средств передачи информации, и многие другие виды деятельности человека. Информационные процессы - процессы сбора, обработки, накопления, хранения, актуализации и предоставления документированной информации пользователю. В наши дни наблюдается невиданная интенсификация информационных процессов, ускорение общественного прогресса. Человеческое общество накопило огромные информационные ресурсы, и информация стала предметом, средством и продуктом труда. Удельный вес информации как предмета труда стал выше материальных и энергетических ресурсов. Информационный ресурс, т. е. объем знаний, которым располагает страна, стал основным показателем могущества страны. С информационными процессами связаны так называемые информационные революции (преодоление инф-ных барьеров), выводящие общество на новый уровень развития. Первая связана с появлением языка как средства общения и взаимодействия. Язык возник более 25 тыс. лет назад. В настоящее время существует около 3 тыс. языков. Вторая революция - изобретение письменности и книгопечатания, что привело к качественному и количественному скачку в распространении знаний. Человечество получило возможность массово производить и распространять информацию в компактной, сохраняемой длительное время форме. Третья была обусловлена изобретением телеграфа, телефона и радио. Четвертая (50-70-е гг. XX в.) связана с разработкой компьютерных технологий. Если вторая и третья революции охватывали средства передачи информации, то создание персонального компьютера существенно изменило способ формирования, организации и распространения знания. В последней четверти XX в. и в начале XXI в. наблюдается революционное воздействие ИКТ на все сферы жизни общества. Это явление интегрирует эффекты предшествующих революционных изобретений в информационной сфере (книгопечатание, телефония, радиосвязь, персональный компьютер), поскольку создает технологическую основу для преодоления любых расстояний при передаче информации и объединения интеллектуальных способностей и духовных сил человечества. Как никакое предшествующее открытие или изобретение в мире информации и коммуникаций, сетевая информационная революция оказывает мощное воздействие на все сферы жизни общества: политику, экономику, культуру и, разумеется, на жизнь и безопасность людей. Опыт развития мировых открытых сетей, например Интернета, позволяет говорить о начале новой эры в развитии средств и систем переработки информации. Человечество, таким образом, в конце XX в. вступило в новый этап своего развития - переход к информационному обществу. |
Само понятие «инф-ное общество» было введено американским экономистом Ф. Машлупом в начале 60-х гг. прошлого века. Оно пришло на дмену понятию «постиндустриальное общество». Одним из критериев перехода общества к постиндустриальной и далее к информационной стадии развития может служить процент населения, занятого в сфере услуг. Информационное общество—это концепция постиндустриального общества; новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания. Отличительными
чертами информационного
Развитие информационной
индустрии меняет образ жизни
современного человека. Она способствует
совершенствованию практически
всех сторон жизнедеятельности общества
- предоставляет новые С развитием и становлением информационного общества связано развитие информационной культуры - способности общества: эффективно использовать информационные ресурсы и средства информационных коммуникаций; применять передовые достижения в области развития средств информатизации и информационных технологий. С развитием современных ИКТ появилось еще одно понятие - «электронное правительство» — система государственного управления на основе икжтронных средств обработки, передачи и распространения информации. «Электронное правительство» - это правительство, в котором вся совокупность как внутренних, так и внешних связей и процессов поддерживается и обеспечивается соответствующими информационно-компьютерными технологиями. При этом под термином «правительство» понимают властные структуры всех уровней. Создание информационного общества связано с процессами информатизации всех сфер общества, что наряду с определенными достоинствами имеет и ряд недостатков. Требует внимания и анализа появление новых угроз, порожденных сетевой информационной революцией, физическому, психическому и социальному здоровью людей. |
Создание информационного общества связано с процессами информатизации всех сфер общества, что наряду с определенными достоинствами имеет и ряд недостатков. Требует внимания и анализа появление новых угроз, порожденных сетевой инф-ной революцией, физ-му, псих-му и социальному здоровью людей. Некоторые исследователи инф-ного общества говорят о возможности появления нового воинствующего, тоталитарного класса, так называемой меритократии, которая может сконцентрировать в своей собственности основные информационные ресурсы и все более контролировать бизнес и государство. К недостаткам информационного общества относится и опасность виртуализации социальных отношений. Хотя информатизация является прогрессивным направлением развития общества, но, как любой социальный процесс, она должна происходить в рамках определенной меры, выход за границы которой чреват негативным, регрессивным движением. Важной и непростой проблемой информатизации общества является воздействие ИКТ на здоровье человека, что связано, в частности, с электромагнитным излучением. Возрастание значения информационных процессов в обществе имеет и еще одно отрицательное следствие - навязывание СМИ посредством современных технических средств определенных стереотипов поведения. Это может оказать отрицательное влияние на нравственное состояние общества, повлиять на формирование моральных ценностей у молодежи, а иногда нанести и материальный вред. Развитие современных информационных технологий вызвало появление такого негативного явления, как информационная преступность. Информационная преступность — противоправные действия в информационной сфере, нарушающие установленные законом права личности, организации или государства и наносящие им моральный вред или материальный ущерб. Формирование информационных образований мирового масштаба вызвало необходимость создания ряда международных документов в этой области. Одним из важнейших документов является Хартия глобального информационного общества (Окинавская хартия), принятая 22 июля 2000 г. Окинавская
хартия определила, что «информационно- Для того чтобы информационно- Окинавская хартия призвала к ликвидации международного разрыва в области инф-ции и знаний в государственном и в частном секторе, к совместному политическому сотрудничеству. |
Главная роль в регулировании информационных потоков и информационной деятельности различных государственных, общественных, частных структур и организаций информационного профиля принадлежит государству. Государственная информационная политика - это часть внутренней и внешней политики государства, которая состоит в регулировании информационных процессов и информационной деятельности различных государственных, общественных, частных структур и организаций информационного профиля. Т.О. под государственной информационной политикой понимается регулирующая деятельность государственных органов, направленная на развитие информационной сферы общества, которая охватывает всю совокупность отношений, связанных с созданием, хранением, обработкой, демонстрацией, передачей информации во всех ее видах - деловой, развлекательной, научно-образовательной, новостной и т. п. Концепция национальной безопасности РБ, утв. указом президента от 17 июля 2001 г. № 390. Жизненно важными интересами Республики Беларусь в информационной сфере, согласно указанной Концепции, являются:
Направления информационной сферы общества: — его поощрение конкуренции, борьба с монополизмом; — обеспечение права и технических возможностей доступа к информации и информационным ресурсам для всего населения; — соблюдение свободы слова; — защита интересов национальных меньшинств, подрастающего поколения в информационной сфере; — защита национального культурного наследия, языка, противостояние культурной экспансии других стран; — обеспечение информационной безопасности; — охрана интеллектуальной собственности, борьба с пиратством; — борьба с компьютерными и высокотехнологичными преступлениями; — контроль за использованием информационных и телекоммуникационных технологий в государственных учреждениях. |
Государственная информационная политика тесно связана с процессами информатизации, т. е. организационным социально-экономическим и научно-техническим процессом обеспечения потребностей органов государственной власти, юридических и физических лиц в получении информации на базе информационных систем и сетей, осуществляющих формирование и обработку информационных ресурсов и выдачу пользователю документированной информации, и правовым обеспечением информационных процессов. В этой связи в Республике Беларусь разработан ряд документов, определяющих приоритетные направления и принципы информатизации Республики Беларусь: закон Республики Беларусь от 19 января 1993 г. «Об основах государственной научно-технической политики»; закон Республики Беларусь от 6 сентября 1995 г. «Об информатизации»; Государственная программа информатизации Республики Беларусь на 2003-2005 годы и на перспективу до 2010 года «Электронная Беларусь», утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2002 г. № 1819. В программе «Электронная Беларусь» указывается, что в республике реализуется достаточно широкий комплекс работ, направленных на развитие и широкое применение ИКТ в различных сферах деятельности и отраслях (государственном и местном управлении, материальном производстве, здравоохранении, культуре, науке, социальной сфере и т. д.). Начата реализация проектов по созданию сетевой инфраструктуры государственных органов в целях обеспечения автоматизированного информационного взаимодействия между ними на базе формирования единого национального информационного ресурса, выхода в глобальные международные информационные сети. Определен перечень информационных ресурсов, имеющих государственное значение, осуществляется их государственная регистрация. Выполняются научно-исследовательские работы и разработки по созданию передовых информационных технологий и программного обеспечения, защиты информации в рамках соответствующих государственных научно-технических программ. В Республике Беларусь разрабатываются и осуществляются ряд программ по обеспечению информационных потребностей личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности. Так, в 1990-е гг. в библиотеках республики было начато массовое внедрение компьютерных технологий. Министерство культуры разработало отраслевую программу «Информатизация культуры». В настоящее время осуществляется подключение библиотек к сети Интернет, создается единая сеть общедоступных библиотек с научно-методическим центром (согласно новой редакции закона «О библиотечном деле в Республике Беларусь» 2002 г.) - Национальной библиотекой Беларуси. |
Под единым информационно-правовым
пространством государства понимается совокупность
баз и банков данных, содержащих правовую
информацию, технологий их ведения и использования,
информационно- Для формирования правовой среды, необходимой для осуществления и организации доступа населения республики к правовым информационным ресурсам, а также создания надлежащей правовой базы и обеспечения неуклонного соблюдения установленных законодательством норм и правил поведения, оперативного обеспечения полной и достоверной нормативной правовой информацией всех государственных органов, юридических и физических лиц формируется государственная система правовой информации (ГСПИ). Развитие научно-технического прогресса, внедрение новых информационно-коммуникационных технологий создали условия для формирования глобального информационного пространства, одной из основных отличительных черт которого является его трансграничность. Несовершенство законодательства в информационной сфере создает возможности для манипулирования информацией, негативного воздействия на сознание людей, культуру, нравственные и духовные устои белорусского общества». Для обеспечения вхождения Республики Беларусь в мировое информационное пространство необходима система национального законодательства. Особого внимания требуют
вопросы правового
Основы законодательного регулирования информационных отношений в обществе с учетом мировой практики, современного уровня развития информационных технологий заложены в законах Республики Беларусь «Об инф-зации», «О гос-ных секретах», «Об основах гос-ной научно-технической политики», «О стандартизации», «О сертификации», «Об электронном документе» и др. Указанные законы лишь частично затрагивают сферу защиты информации, и на сегодня их явно недостаточно. - Вхождение Республики Беларусь в мировое информационное пространство требует развития и широкого использования ИКТ и преодоления ряда негативных факторов, к которым относятся: - несовершенство нормативной правовой базы информатизации, разрабатывавшейся без учета современных возможностей ИКТ; - отсутствие целостной информационной инфраструктуры и эффективной информационной поддержки рынка товаров и услуг; - неготовность ряда
государственных органов к - высокий уровень монополизации сетей связи, создающий барьеры на пути их использования и приводящий к перекосам в тарифной политике; - недостаточный уровень подготовки кадров в области создания и использования ИКТ. |
Под инф-ной безопасностью в общем случае понимают свойство процесса инф-зации, хар-щее сост-е защищенности личности, общества и гос-ва от возможных негативных последствий информатизации. Инф-ная без-ть является неотъемлемой частью государственной политики РБ в области нац. Без-ти, что отражено в Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденной указом президента от 17 июля 2001 г. № 390. Концепция представляет собой систему взглядов относительно направлений, средств и способов защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства. Она содержит методологическую основу построения системы обеспечения национальной безопасности РБ. По видовому признаку угрозы информационной безопасности можно подразделить на политические, экономические и организационно-технические. Полит. факторы угроз:
• низкая общая правовая и инф-ная
к-ра в общ-ве.
Организационно-технические факторы угроз: • недостаточная нормативно-правовая база в сфере информационных отношений, в том числе в области обеспечения информационной безопасности;
• обострение криминогенной обстановки, рост числа компьютерных преступлений, особенно в кредитно-финансовой сфере. |
Информация становится все более важным объектом правоотношений, неправомерное использование которого может нанести ущерб ее правообладателям. Для обеспечения защиты информации необходим комплекс организационных, технических и правовых средств. Правовое обеспечение информационной безопасности означает:
• защиту интересов
юридических и физических лиц путем установления норм,
регулирующих обращение с охраняемой
информацией, обеспечивающей деятельность
этих лиц, и установления механизмов защиты Правовые нормы, обеспечивающие защиту информации, могут быть представлены в виде законов, положений, инструкций, руководств, иных нормативных правовых документов. Правовое обеспечение информационной безопасности включает в себя такие виды деятельности, как:
В отношении каждого из видов информации законодатель использует различные методы правового регулирования:
Система информации с ограниченным доступом построена из сути ее охраны, т. е. интереса, который преследуется путем охраны информации. Можно выделить следующие интересы: публичный интерес - охрана информационных ресурсов, имеющих государственное значение (в том числе государственных секретов); коммерческий интерес - интерес хозяйствующих субъектов по ограничению доступа к информации для получения преимуществ в конкуренции; защита личных прав- неприкосновенность личной жизни и связанные с этим профессиональные тайны, а также неимущественные права. Охрана может осуществляться путем ограничения доступа к необходимой информации - засекречивания (когда охраняется суть) либо обременения доступа определенными условиями - контроля оборота информации (когда охраняется форма).
|
Под инф-ной безопасностью в общем случае понимают свойство процесса инф-зации, хар-щее сост-е защищенности личности, общества и гос-ва от возможных негативных последствий информатизации. Инф-ная без-ть является неотъемлемой частью государственной политики РБ в области нац. Без-ти, что отражено в Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденной указом президента от 17 июля 2001 г. № 390. В п. 6.3 Концепции национальной безопасности Республики Беларусь обозначены приоритетные направления обеспечения безопасности Республики Беларусь в информационной сфере: «6.3.1. Совершенствование механизмов реализации прав граждан на получение информации, форм и способов взаимодействия государства со средствами массовой информации. Обеспечение доступа к открытым информационным ресурсам государственных органов, органов местного управления и самоуправления, к архивным материалам, к другой открытой социально значимой информации. 6.3.2. Разработка и внедрение современных методов и средств защиты информационных технологий, прежде всего используемых в системах управления войсками и оружием, экологически опасными и экономически важными производствами.
6.3.5. Участие Беларуси в международных соглашениях,
регулирующих на равноправной основе
мировой информационный обмен, в создании
и использовании межгосударственных и
международных
|
Основные факторы, создающие угрозу безопасности Республики Беларусь в информационной сфере, сформулированы в п. 6.2 вышеназванной Концепции: «6.2.1. Распространение недостоверной или умышленно искаженной информации, направленное на разрушение общественного согласия, духовных и нравственных ценностей общества, а также возбуждение национальной и религиозной вражды, социальной розни.
6.2.7. Отсутствие в республике эффективной системы обеспечения сохранности открытой информации, в том числе представляющей интеллектуальную собственность». |
- защита
интересов физ лиц - а также путем установления норм, регулирующих обращение с охраняемой информацией, обеспечивающей деятельность этих лиц, и установления механизмов защиты этих субъектов. Право на получение информации и право на тайну личной жизни. Средства обеспечения доступности информации и средства защиты и безопасности в том числе от киберпреступности. |
Государственно-правовые явления можно рассматривать как системы, характеризующиеся как внутренними соотношениями между частями и функциями, так и соотношениями с внешними факторами, со средой. В юридических науках понятие системы применяется достаточно широко: правовая система, система правового регулирования, система государственных органов, система доказательств и т. п. Системы в сфере юридической деятельности имеют свой набор компонентов и подсистем, которые объединены не механическим путем, а с учетом их внутренней организации и объективных закономерностей. В качестве подсистем функциональных государственно-правовых систем могут выступать государственные органы, нормы права, а также процессы, например обсуждение и принятие законопроектов, рассмотрение дел в судах и т. п. От состава, внутренней организации элементов и подсистем зависят свойства системы. Изменения, происходящие в элементах и подсистемах функциональной правовой системы, влекут за собой определенные изменения в данной системе в целом и в отдельных ее свойствах. П |