Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 11:57, реферат
Актерское искусство в драме и кино, создание сценического образа, исполнительское творчество.
Актерское (сценическое) искусство стоит в ряду древнейших, одним из его источников явились религиозные обряды. Развитые формы сценического искусства, с диалогами и зачатками актерской техники, появились на древнем Востоке. На ранних этапах развития драмы в качестве актера обычно выступал сам автор. Из древних цивилизаций наиболее интересные и совершенные формы драматического искусства дала Греция, где из Дионисий в Афинах зародилась драма.
Реферат: Актерское искусство
Актерское искусство
Актерское искусство в драме и кино, создание сценического образа, исполнительское творчество.
Актерское (сценическое) искусство стоит в ряду древнейших, одним из его источников явились религиозные обряды. Развитые формы сценического искусства, с диалогами и зачатками актерской техники, появились на древнем Востоке. На ранних этапах развития драмы в качестве актера обычно выступал сам автор. Из древних цивилизаций наиболее интересные и совершенные формы драматического искусства дала Греция, где из Дионисий в Афинах зародилась драма.
Ранняя древнегреческая
драма была тесно связана с
ритуальными танцами и
Комические актеры того времени
также надевали маски, но обувались
в сандалии, носили короткую одежду,
спереди прикреплялся огромный фаллос.
Двигались они преувеличенно
живо и размашисто. К 4 в. до н.э. уровень
драматургии упал, что привело
к повышению значимости актера; он
индивидуализирует маску и даже
приноравливает к себе текст пьесы.
К 3 в. до н.э. манера исполнения как в
комедии, так и в трагедии становится
более жизненной, естественной и
менее скованной, особенно в т.н.
«новой комедии», отличавшейся необычайным
разнообразием и жизнеподобием
масок. Древнеримская драма, в основном
отталкиваясь в своем развитии от
поздних греческих образцов, также
зачастую утрачивала культовое значение
и служила главным образом
развлекательным зрелищем; актеры набирались,
как правило, из рабов. До начала 1 в.
до н.э. римляне не использовали масок
и потому могли совершенствовать
свою мимику. Наиболее известным актером-трагиком
был Клодий Эзоп, а комиком –
Росций. Затем в подражание греческому
театральному стилю пришли длинные
одежды и маски, но одежды более искусные
и маски – более реалистичные.
Присущий римлянам «культ личности»
поощрял, выражаясь сегодняшним
языком, «систему звезд». Актеры стали
специализироваться в определенных
амплуа – женщины, боги, юноши, параситы,
– причем каждому полагалась своя
выразительная маска, а типизация
подкреплялась реалистичными
В 1 в. н.э. завоевывает популярность мим. Реалистичная харàктерная сценка бытового содержания исполнялась в повседневной одежде и обычно в гриме вместо масок, изобиловала непристойными шутками и телодвижениями. Впервые на сцену были допущены женщины. Величайший артист мима Норбан Сорекс имел собственную труппу, включавшую и женщин. Последним драматическим жанром, появившимся в древнем Риме, стал пантомим – представление с танцами и игрой без слов. Актер-декламатор распевал или читал сцены из знаменитых произведений, а пантомимист представлял их жестами и пластикой.
К 6 в. профессиональный театр
в Риме полностью исчезает; драматические
представления вырождаются в
примитивное действо. Среди причин
можно назвать тяжелые
С падением Римской империи и упадком исполнительского профессионализма объявилось множество лицедеев-любителей – жонглеров, акробатов, менестрелей и мимов, – бродивших по европейским городам с сольными представлениями. Мистерии, новая форма драмы, распространившаяся по всей Западной Европе в Средние века, развились из католической литургии и пастырских наставлений. Поначалу исполнителями были духовные лица и певчие, а действо, иллюстрирующее эпизод из Библии или просто сопровождавшее мессу, совершалось у алтаря или в нефе церкви. По мере становления жанра мистерия восприняла мирские и фарсовые элементы. Со временем мистерии были выведены из церкви и перешли под опеку ремесленных цехов; их стали исполнять на специальных платформах, часто передвижных. Мистерии были главным событием праздника тела Христова в начале лета. Обмирщение драмы продолжалось, латынь уступила место живым языкам, ради увеселения толпы примешивался грубый юмор. Основным видом сцены стали передвижные платформы и «беседки» в различных вариациях.
Позже появились моралите,
рационально выстроенные
К 16 в. религиозная драма в Европе утратила свои позиции. Первые гуманисты способствовали чтению и постановкам латинских пьес в школах, светские пьесы писались на родном языке. В Англии, испытавшей сильнейшее влияние древнеримской драмы, в особенности комедий Плавта и Теренция и трагедий Сенеки, явилась плеяда поэтов-драматургов – К.Марло, У.Шекспир, Б.Джонсон. В детские годы Шекспира профессиональные группы актеров перестали быть редкостью в Англии. Защиту от законов против бродяжничества они обычно находили в покровительстве знатных вельмож. В 1576 в Лондоне возводятся первые публичные театры, но пока еще вне юрисдикции городских властей. До этого представления давались в постоялых дворах, банкетных залах, дворцах, школьных часовнях, ратушах и т.п., как в помещениях, так и под открытым небом. С появлением постоянных помещений актерская игра становится профессией, между труппами разворачивается конкурентная борьба, и театры обретают признание, широкую поддержку и финансовую самостоятельность. Искусство актеров-елизаветинцев вырастало на достижениях поэзии и драмы английского Возрождения. Отсюда чрезвычайно условная и риторическая манера исполнения. Требования к сценическому искусству той поры блестяще изложены в указаниях Гамлета (Гамлет, акт III, сц. 2), которые он дает актерам. Лучшими трагиками считались Э.Аллейн и Р.Бёрбедж, комиками – Р.Тарлтон и У.Кемп.
Для дворцовых маскарадов
Якова I И.Джонс разработал искусные
декорации и сценическое
Актерам-елизаветинцам не
было чуждо и искусство
К концу 17 в. в английском
театре имели место нововведения,
отразившиеся и на исполнительском
искусстве: возникли закрытые театры,
появились декорации и
Во Франции актерская игра в 17 в. также не отличалась особой реалистичностью, во многом благодаря господству поэтики классицизма, чьи жесткие правила равнялись на древнегреческую трагедию. Строки Корнеля, Мольера и Расина декламировались в манере, исполненной благородства и величия, движения и жесты были рассчитанно скупыми, актеры обращались не столько друг к другу, сколько к зрительному залу.
Осмысление актерской игры как искусства начинается лишь в 18 в. Д.Гаррик и Д.Дидро задались вопросом, должен ли актер сам испытывать душевные состояния, которые изображает, или же надо с помощью определенных приемов уметь пробудить в зрителях эти чувства. Впрочем, подобные теоретические споры мало влияли на саму игру, и в 19 в. преобладала «романтическая», т.е. аффектированная, выспренняя манера исполнения: ставились тогда по большей части мелодрамы, дававшие исполнителю возможность щегольнуть декламацией и пластикой. Этого соблазна не избежали даже великие – Рашель, Сара Сиддонс, У.Ч.Макриди, Кины и Кемблы, Г.Ирвинг и Б.Три.
Лишь к концу 19 в. появляются
тенденции реалистической манеры актерской
игры. Впервые они проявились в
массовках спектаклей Мейнингенского
театра, поставленных Георгом II, герцогом
Саксен-Мейнингенским, одним из первых
великих постановщиков
Научный подход коснулся и
других аспектов сценического действия.
Костюмы и декорации
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.krugosvet.ru/