Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 19:35, курсовая работа
Опираясь на достижения голландского реалистического искусства XVII века, наиболее полно, многогранно и глубоко эту задачу решил величайший художник Голландии — Рембрандт ван Рейн. Но – Голландия 17 века была далека от Рембрандта. Она его не поняла, не поддержала и не прославила. За исключением нескольких учеников и друзей, художник никого не собирал вокруг себя. В его время Миревельт, а позже ван дер Гельст были в глазах всего мира истинными представителями нидерландского искусства. И если в настоящее время эти посредственные портретисты спустились с вершин славы, то это потому, что весь мир признал и прославил искусство Рембрандта. На собственном примере он понял, что толпа отдает предпочтение посредственности.
Введение
Глава 1.
Жизнь и творчество Рембрандта
Биография и становление художника
1.2 Стили творчества художника
Глава 2.
Даная в творчестве Рембрандта
2.1 Миф о Данае и его роль в творчестве художника
2.2 Роль Саксии в творчестве Рембрандта
2.3 Тайна двух Данай
Глава 3.
Подробный анализ полотна «Даная» Рембрандта
3.1 Концептуальные особенности. Тема и идея
3.2 Композиционное решение
3.3 Технические аспекты полотна
3.4 Вандализм и тщательное восстановление
Заключение
Список использованной литературы
Санкт-Петербургский государственный университет
технологии и дизайна
Институт дизайна и искусств
Кафедра истории и теории искусств
Курсовая работа
по западно-европейскому искусству
АНАЛИЗ КАРТИНЫ РЕМБРАНДТА ГАРМЕНСА ВАН РЕЙНА
«ДАНАЯ»
Санкт-Петербург
2010
Содержание
Введение
Глава 1.
Жизнь и творчество Рембрандта
1.2 Стили творчества художника
Глава 2.
Даная в творчестве Рембрандта
2.1 Миф о Данае и его роль в творчестве художника
2.2 Роль Саксии в творчестве Рембрандта
2.3 Тайна двух Данай
Глава 3.
Подробный анализ полотна «Даная» Рембрандта
3.1 Концептуальные особенности. Тема и идея
3.2 Композиционное решение
3.3 Технические аспекты полотна
3.4 Вандализм и тщательное восстановление
Заключение
Список использованной
литературы
Введение
Темой моей курсовой работы является полотно, созданное великим мастером Рембрандтом и названное – «Даная».
Прежде чем обратиться непосредственно к жизни и творчеству
Рембрандта, к интерпретации и художественному воплощению образа Данаи,
попробуем задать контекст, в котором созидалось это полотно – опишем время и место создания этого шедевра.
Появление «Данаи» Рембрандта относится к тому времени, когда Голландия, родина художника, успешно завершив первую в истории буржуазную революцию, выдвинулась на одно из ведущих мест в экономическом и культурном отношениях. Маленькая страна переживает в XVII веке кратковременный, но бурный расцвет. Голландские живописцы впервые увидели человека таким, каков он есть в жизни, и отразили в искусстве различные стороны его повседневного бытия. Некоторые
из них подошли к решению более сложной задачи — к тому, чтобы отразить
красоту и значительность духовного мира обычного человека.
Опираясь на достижения голландского реалистического искусства XVII века, наиболее полно, многогранно и глубоко эту задачу решил величайший художник Голландии — Рембрандт ван Рейн. Но – Голландия 17 века была далека от Рембрандта. Она его не поняла, не поддержала и не прославила. За исключением нескольких учеников и друзей, художник никого не собирал вокруг себя. В его время Миревельт, а позже ван дер Гельст были в глазах всего мира истинными представителями нидерландского искусства. И если в настоящее время эти посредственные портретисты спустились с вершин славы, то это потому, что весь мир признал и прославил искусство Рембрандта. На собственном примере он понял, что толпа отдает предпочтение посредственности. А он был слишком необыкновенным, слишком таинственным и великим. Маленькие нидерландские мастера выбирали для своих картин светские и изящные сюжеты или изображали легкомысленное веселье, проказы, шалости, фарсы, празднества. Но Рембрандт, по словам Э. Верхарна, «стоит на тех высотах, которые господствует над вершинами, расами и странами, нельзя сказать, откуда он происходит, так как родина его – весь мир.» 1
Рембрандт явился ярчайшим представителем направления, принятого называть внестилевой линией и являющейся одной из трех основополагающих художественных концепций 17 века (вместе с барокко и классицизмом).2
Глава 1. Жизнь и творчество Рембрандта
1.1 Биография и становление художником
Рембрандт Гарменс ван Рейн родился 15 июля 1606 года в Лейдене — городе, расположенном близ Гааги, на Рейне. После семилетнего обучения в латинской школе, в 1620 году он был записан в Лейденский университет—один из старейших университетов в Европе, основанный еще в 1575 году.3 Но Рембрандт пробыл там недолго. Пробудившаяся склонность к искусству привела его в мастерскую местного художника Якоба ван Сваненбурга, где он в течение трех лет учился живописи. Затем следует полугодовое обучение в Амстердаме у известного живописца Питера Ластмана. Вернувшись в Лейден около 1625 года, Рембрандт начинает свой самостоятельный творческий путь. Так называемый лейденский период творчества мастера продолжается до 1631 года. Уже в это время Рембрандт становится одним из популярнейших живописцев родного города; его мастерская привлекает учеников. Популярность молодого Рембрандта быстро растет, и уже в начале 30-х годов сограждане начинают заказывать ему свои портреты. В числе первых был написан «Портрет ученого» (1631 год, Эрмитаж). В конце 1631 года Рембрандт переезжает в Амстердам — главный город Голландии.
Творчество Рембрандта 30-х годов протекает под знаком опорного труда и постепенного становления. Достигнутые успехи вселяют в него уверенность и служат стимулом для дальнейших напряженных поисков. Он неустанно вбирает разнообразные впечатления окружающей жизни, глубоко осмысляет их, перевоплощает в своем искусстве. Таков Рембрандт периода «бури и натиска», как часто называют этап 30-х годов в его творчестве.
Дух оптимизма, рожденный эпохой буржуазного развития Голландии, не был чужд и Рембрандту. Оптимистическому настроению художника в этот период не могли не способствовать его личные удачи. 1632—1642 годы—счастливое десятилетие в его жизни. Женитьба на богатой невесте Саскии, многочисленные заказы превращают его в одного из состоятельных людей Амстердама.
Войдя в жизнь Рембрандта, обаятельная Саския входит и в его искусство. Влюбленно следует за ней глаз художника. Одна за другой появляются из-под его руки многочисленные зарисовки. То он изображает ее принаряжающейся перед зеркалом, то больной, ожидающей рождения ребенка, то счастливой матерью с сыном на руках. Несколько портретов своей возлюбленной создает Рембрандт в офорте и живописи. Непринужденностью, человеческой теплотой подкупает дрезденский портрет Саскии 1633 года. В середине 30-х годов Рембрандт пишет известный автопортрет с Саскией на коленях.
Если ранние исторические картины Рембрандта проникнуты духом барокко, то с средины 30-х годов произведения художника в историческом жанре начинают приобретать иной характер. Сквозь внешнюю патетику все более пробиваются подлинные человеческие страсти, все чаще театральная драма, «ужасное» событие сменяется подлинной драмой жизни. Эти новые черты отчетливо выступают в эрмитажной картине «Снятие с креста», написанной в 1634 году.
Сороковыми годами начинается новый этап рембрандтовского творчества. Он все более замыкается в кругу библейско-евангельских тем, провозглашая свои этические идеалы, веруя в то, что благородство и разум людей помогут им победить трудности жизни. Первоосновой рембрандтовского гуманизма зачастую служит нравственная чистота людей из народа, красивая простота их взаимоотношений.
На протяжении 40-х годов
Рембрандт несколько раз
В 1662 году Рембрандт выполняет последний заказ на большой групповой портрет. Он изображает старшин амстердамского цеха суконщиков, выступающих с докладом перед собранием цеха. Портрет вошел в историю искусства под названием «Синдики».4
В последние годы жизни Рембрандта трагически складывается его личная судьба. Почти не имея заказов, в середине 50-х годов он терпит банкротство. В 1658 году были проданы с аукциона дом Рембрандта и его богатейшая художественная коллекция. И, однако, на склоне лет художник достигает вершины своих творческих возможностей. В последнее десятилетие он создает свои лучшие исторические картины. Исторические образы Рембрандта 60-х годов отличаются особой драматической силой и философской глубиной.5 В 1660 году Рембрандт создает известную картину «Ассур, Аман и Эсфирь», хранящуюся ныне в московском Музее изобразительных искусств. Забытый современниками, совсем одинокий, он создает свое последнее гениальное творение. «Возвращение блудного сына» — это как бы итог мудрых раздумий Рембрандта о мире и людях.
В октябре 1669 года Рембрандт ван Рейн скончался. Рембрандт прожил 64 года. Эта смерть осталась почти незамеченной его современниками. Только скромная запись в церковной книге амстердамского собора Вестернкерк сообщает нам дату похорон художника 8 октября 1669 года. Признание гениального мастера пришло лишь несколько десятилетий спустя.
1.2 Стили творчества художника
Рембрандт, один из крупнейших художников всех времен и народов, самый характерный представитель голландской школы живописи. Творчество Рембрандта, без сомнения, вершина голландской школы. Этот мастер был одинок среди собратьев по искусству. Они считали его «первым еретиком в живописи»6, хотя впоследствии их самих стали называть «малыми голландцами» чтобы подчеркнуть, насколько перерос их Рембрандт.
В его творчество наиболее полно и всесторонне отразились тенденции этой школы, и благодаря необычайному гению, которым наделила его природа, произведения его являются как бы синтезом всей северной живописи.
По своему миросозерцанию, Рембрандт, прежде всего, глубокий реалист: реализмом проникнуты все его работы, вне зависимости от того, из какой области он черпает для них сюжеты. Во многих произведениях он использовал библейские и мифологические сюжеты, но даже в таких изображениях Рембрандт не отрешается от действительности, представляет себе греческих богов и богинь в виде современных ему голландцев и голландок. Примером может послужить его картина «Даная». Еще более того: в некоторых картинах подобного рода, он как бы старается отринуть от себя всякое представление о присущей античным богам красоте форм, и умышленно вдается в некоторую карикатурность.7 Что касается до картин Рембрандта на религиозные темы, то хотя и в них он остается верен реалистическому направлению и одевает фигуры в костюмы своего времени, однако, в этих произведениях ярко выражается теплое и благоговейное чувство, как напр. тогда, когда художник олицетворяет Спасителя, Богоматерь, учеников и последователей Христовых.
Особой глубиной и проникновенностью отличались созданные им образы людей из народа. Портреты Рембрандта, в свою очередь, также реалистичны в высшей степени, не только точно передают внешние черты, но и выражают внутренний характер изображенных лиц, весь их нравственный облик, их национальность, род их деятельности. Последний особенно ярко подчеркивается аксессуарами, которые художник подбирает, сообразуясь с профессией представленного персонажа.
Глава 2. Даная в творчестве Рембрандта
2.1 Миф о Данае и его роль в творчестве художника
Каким образом мифологический образ Данаи обратил к себе внимание великих художников и каков характер отпечатка, который Даная наложила на творчество Рембрандта в особенности?
Обратимся для начала к причинам использования мифологической формы в художественном творчестве. Начиная с эпохи Возрождения сам миф в искусстве выступает как форма художественной типизации жизненного материала. Образ Данаи в этом смысле – собирательный образ, и ее ситуация – решающая ситуация человеческой жизни, отобранная в процессе смены многих поколений и пропущенная через их духовный и художественный опыт.8
В чем же суть мифа о Данае? У Акрисия, царя аргосского, была дочь, красавица Даная. Ему было предсказано, что внук лишит его престола. Поэтому он заключил дочь в медную башню, куда никто из смертных не мог проникнуть. Зевс, увидав ее, проник к ней под видом золотого дождя, следствием чего является рождение будущего героя Персея, которому
суждено будет убить чудовищную Медузу Горгону. Акрисий велел заколотить дочь и ее младенца в ящик и бросить его в море. В ожидании смерти и в надежде на чудесную милость Зевса Даная и произносит свой монолог в стихотворении Симонида9:
Крепкозданный ковчег по мятежным валам ветер кидал,
Бушевала пучина.
В темном ковчеге лила, трепеща, Даная слезы.
Сына руками обвив, говорила: "Сын мой, бедный сын!
Сладко ты спишь, младенец невинный,
И не знаешь, что я терплю в медных заклепах
Тесного гроба, в могильной
Мгле беспросветной! Спишь и не слышишь, дитя, во сне,
Как воет ветер, как над нами хлещет влага,
Перекатывая грузными громадами валы, вторя громам; Ты ж над пурпурной тканью
Милое личико поднял и спишь, не зная страха.
Если б ужас мог ужаснуть тебя,
Нежным ушком внял бы ты шепоту уст родимых.
Спи, дитя! Дитятко, спи! Утихни, море!
Информация о работе Анализ картины Рембрандта Гарменса Ван Рейна «Даная»