Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2014 в 11:00, курсовая работа
Задача этой работы - рассмотреть, насколько это возможно, все составляющие, которые входят в понятие «костюм», (то есть одежду, прически, ткани и т.д.) на примере готического стиля. Курсовая работа по истории костюма и моды содержит ряд последовательно связанных этапов, дающих возможность проследить логику и диалектику развития костюма, беря за отправную точку конкретный исторический период с выходом на современный костюм.
Введение………………………………………………………………………………3
1. Обзор литературного и иллюстративного материалов………………………….4
1.1. Характеристика художественного стиля………………………………………4
1.2. Краткая характеристика костюма……………………………………………....9
2. Анализ композиционно-конструктивного построения исторического
костюма…………………………………………………………………………...…11
3. Выявление эволюции некоторых элементов и деталей исторического
костюма……………………………………………………………………………...21
4. Выявление аспектов использования мотивов исторического костюма в современной одежде…………………………………………………………..…….23
Вывод………………………………………………………………………...………24
Список литературы………………………………………………………………….25
Филиал ФГОУ ВПО «МГУТУ» в г.
Тверь
Кафедра: ______________________________
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: ______________________________
Тема: ______________________________
______________________________
Выполнила: ______________________________
Факультет: _________________ Курс ______ Специальность ______________
Консультировал: ______________________________
Дата защиты: _____________________ Оценка: _______________________
Подпись преподавателя, принявшего работу: ___________________________
Тверь – 2014 г.
Содержание.
Введение…………………………………………………………
1. Обзор литературного
и иллюстративного материалов……
1.1. Характеристика
художественного стиля………………………
1.2. Краткая характеристика костюма……………………………………………....9
2. Анализ композиционно-
костюма……………………………………………………………
3. Выявление эволюции некоторых элементов и деталей исторического
костюма……………………………………………………………
4. Выявление аспектов
использования мотивов исторического
костюма в современной одежде…………………………………………………………..
Вывод…………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение.
Согласно определению,
данному в словаре русского
языка С. И. Ожегова, одеждой называют
«совокупность предметов, которыми
покрывают, облекают тело». И, тем
не менее, несмотря на такое
прозаическое определение, одежда
является составной частью как
материальной, так и духовной
культуры любого общества. Ведь,
с одной стороны, «предметы одежды
созданы человеческим трудом
и удовлетворяют определенные
потребности; с другой - это произведения
декоративно - прикладного искусства,
эстетически преобразующие
Костюмом же специалисты
называют не только собственно
одежду, покрывающую тело, но также
прическу, обувь, головные уборы, косметику
и различные дополнения (перчатки,
сумки, пояса, ювелирные украшения),
то есть то, что сейчас принято
называть аксессуарами. «Ничто с
такими тонкими нюансами не
отражает художественных
Задача этой работы - рассмотреть, насколько это возможно, все составляющие, которые входят в понятие «костюм», (то есть одежду, прически, ткани и т.д.) на примере готического стиля. Курсовая работа по истории костюма и моды содержит ряд последовательно связанных этапов, дающих возможность проследить логику и диалектику развития костюма, беря за отправную точку конкретный исторический период с выходом на современный костюм.
1. Обзор литературного и иллюстративного материалов.
1.1 Характеристика художественного стиля.
Сущность культуры
любой эпохи, прежде всего, выражается
в представлениях человека о себе самом,
своих целях, возможностях, интересах.
В средневековой
культуре эти представления во многом
формировали деятели церкви. Они стремились
общественные отношения объяснить по
образцу отношений человека и бога. Подчинение,
смирение, покорность становятся главными
ценностями общественной жизни, которые
проповедует христианское духовенство.
Готика - период
становления европейской культуры, начало
которого отсчитывают с 1130. Готика пришла
на смену позднеантичному романскому
периоду господства Византии. Центром
распространения готики считают средневековую
Францию. Позднюю или северную готику
отождествляют с периодом Реформации.
Наиболее сильно проявился в архитектуре,
где визитной карточкой готики являются
удлиненные пропорции и острые конические
крыши, в скульптуре, а также в живописи
и народно-прикладном искусстве.
Происхождение термина.
Слово происходит от итал. gotico - непривычный, варварский - (Goten -варвары; к историческим готам этот стиль отношения не имеет), и сначала использовалось в качестве бранного. Впервые понятие в современном смысле применил Джорджио Вазари для того, чтобы отделить эпоху Ренессанса от средневековья. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство средневековья считалось «варварским». Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению.
Готика в своем развитии подразделяется на Раннюю готику, Период расцвета, Позднюю готику.
В 1980-е годы термин «готика» впервые начали использовать для обозначения целого музыкального направления («готическая музыка»), а также субкультуры («готическая субкультура») и сцены («готик-сцена»).
Готический стиль в основном
проявился в архитектуре храмов, соборов,
церквей, монастырей. Развивался на основе
романской, точнее говоря - бургундской
архитектуры. В отличие от романского
стиля с его круглыми арками, массивными
стенами и маленькими окнами, для готики
характерны арки с заострённым верхом,
узкие и высокие башни и колонны, богато
украшенный фасад с резными деталями (вимперги,
тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные
стрельчатые окна. Все элементы стиля
подчёркивают вертикаль.
Готическое искусство
и архитектура.
Готическое искусство возникло во Франции около 1140 года и распространилось по всей Европе в течение следующего столетия и продолжало существовать в Западной Европе в течение почти всего XV века, а в некоторых регионах Европы и в XVI веке. Первоначально слово готика использовалось авторами итальянского Возрождения как уничижительный ярлык для всех форм архитектуры и искусства средних веков, которые считались сравнимыми только с произведениями варваров-готов. Позднее применение термина «готика» было ограничено периодом позднего, высокого или классического средневековья, непосредственно следовавшего за романским. В настоящее время период готики считается одним из выдающихся в истории европейской художественной культуры.
Основным представителем
и выразителем готического
Эстетическое качество
готической архитектуры
С приходом готического
свода изменилась как
В 1194 году был заложен собор в Шартре, что считается началом периода высокой готики. Кульминацией этой эпохи стал собор в Реймсе. Скорее холодный и всепобеждающий в своих точно сбалансированных пропорциях, Реймсский собор представляет собой момент классического покоя и безмятежности в эволюции готических соборов. Ажурные перегородки, характерная черта архитектуры поздней готики, были изобретением первого архитектора Реймсского собора. Принципиально новые решения интерьера были найдены автором собора в Бурже (начат в 1195 г.). Влияние французской готики быстро распространилось на всю Европу: Испанию, Германию, Англию. В Италии оно было не столь сильным.
Скульптура. Следуя
романским традициям, в многочисленных
нишах на фасадах французских
готических соборов
Развитие готического
стиля в Иль-де-Франсе
Исторические и
литературные документы второй
половины XII века богаты замечаниями
современников о новых вкусах
в архитектуре и искусстве. Мнения
о появившемся стиле тогда
разделились. Как и всякое нововведение,
готика порицалась одними и
нравилась другим. Однако в одном
все современники были согласны - в разительной
новизне готического стиля, не похожего
ни на что существовавшее ранее.
Реймсский собор. Собор
в Шартре.
1.2 Краткая характеристика костюма.
Готическая мода: эпоха рыцарства и культура прекрасных дам 13-15 вв.
Готическое искусство отражало религиозно-идеалистическую философию той поры - схоластику, основанную на церковных догмах.
Готическое зодчество характеризуется стрельчатыми сводами, обилием каменной резьбы, полной подчиненностью архитектурных форм вертикальному ритму. Вертикаль подчинила себе не только архитектуру, все прикладное и станковое искусство, но и костюм, обувь.
В 13 веке в Центральной Европе грубая, похожая на монашеское облачение одежда постепенно сменяется сшитым платьем, крой которого приспосабливается к фигуре. Новые виды тканей - тонкое сукно - изготовлялись в Италии и Франции. Из них шили платья, мягко облегавшие фигуру. Они просто кроились, легко драпировались и даже легко изменяли цвет на свету. Изготовление одежды перешло в мужские руки. Портновское искусство совершенствуется. Портные объединяются в профессиональные цеха, которые шьют одежду по заказам знати. Родиной новой моды стали Италия и Франция. И это не случайно, ибо именно здесь был центр средневековой рыцарской культуры, идеалы которой отразились на женской и мужской моде. Во время крестовых походов тоска по родине и воспоминания о доме придавали образам далеких женщин те «неземные» черты, которые во многом определили культ Прекрасной Дамы.
Отношения между мужчиной и женщиной, сложившиеся под влиянием этого культа, стали первым публичным признанием за женщиной человеческих прав, первой значительной данью уважения. Это новое отношение к женщине распространилось по всей Европе и оказало большое влияние на положение женщины в обществе. В Прекрасной Даме должны были соединяться простота и недоступность, а в отношениях между мужчиной и женщиной - духовная близость и идеализация любимого человека. Культ Прекрасной Дамы пробуждал в мужчинах нежность и возвышенные черты натуры. Выработалась мягкая, любезная манера держаться; новое, уважительное отношение к слабому полу. Женщина, образованная, утонченная, полная достоинств, изящная, поэтически настроенная, стала повелевать. Рыцарь служил ей, совершая подвиги в ее честь. Женщине принадлежало право последнего слова в решении поединков, она венчала победителя на турнирах, и рыцарь добивался права выступать в честь избранной дамы. С возникновением культа Прекрасной Дамы изменились и критерии мужских достоинств. Идеалом был уже не храбрый боец, одетый в грубые военные штаны и шкуры, а изнеженный молодой человек с грациозной стройной фигурой, безбородым лицом, длинными завитыми волосами, украшенными цветами, и одетый подобно... женщине! Тот, кто «служил» избранной даме, носил ее любимый цвет. Самым модным «мужским» цветом эпохи был желтый цвет.
2. Анализ
композиционно-конструктивного
костюма.
Мужчины носили две одежды -
одну поверх другой: верхняя, длинная и
широкая кота, была без рукавов, с прорезями
для рук, часто отороченными мехом; из
них выходили длинные узкие рукава нижней
одежды камиза. Вырез у шеи часто был украшен
орнаментом, а по рукаву шел до локтя ряд
мелких застежек. Модным стал пурпуэн
- короткая куртка с узкими рукавами, к
которой крепились узкие штаны-чулки.
Такие мужские штаны-чулки представляли
собой просто плотные чулки, которые натягивались
отдельно на каждую ногу и прикреплялись
к поясу специальными застежками, назывались
они шосс или шоссы. Только в 14 веке обе
половинки были соединены в штаны современного
типа. Шоссы носили и дамы. Щеголи носили
пурпуан с длинными, свисающими до пола
декоративными рукавами. Завершал мужской
костюм в готическом стиле плащ на шнуре,
удерживавшем его на плечах. Для верховой
езды или охоты использовали плащ с капюшоном.
Охотничий наряд рыцаря дополняла высокая
фетровая шляпа разных фасонов (иногда
с полями), подбитая мехом и украшенная
павлиньими перьями (шляпа с павлином),
и элегантные перчатки с отворотами.
Пурпуэн
Примечательной
особенностью обуви 12в. были длинные носки
туфель из кожи или бархата без каблуков
- пигашей или пуленов. Их появление связывают
с именем графа Анжуйского, желавшего
скрыть уродливую форму стопы.
Этой модой
рыцари подчеркивали непричастность к
труду и свое военное ремесло, но разбогатевшие
бюргеры тоже удлинили вслед за знатью
свою обувь, так что в результате этого
соревнования к середине 14 в. носки у обуви
вытянулись настолько, что иногда стали
достигать в длину 50-70 сантиметров! В удлиненный
носок таких туфель набивали паклю, а иногда,
чтобы он не мешал ходить, подвязывали
его к стопе у подъема или под коленом.
Мода на длинноносую обувь быстро охватила
все европейские страны. А щеголи прикрепляли
на кончик носка колокольчик или погремушку.
Цвет обуви тщательно подбирали к нарядной
одежде. Знать украшала обувь вышивками
и драгоценными камнями. Простые горожане
носили мягкие сапоги с очень
Информация о работе Анализ композиционно-конструктивного построения исторического костюма