"Батик"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2014 в 00:31, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе описывается какие виды батика бывают,как и где его применяют, чем рисуют и какой лучше выбирать материал для наложения батика.
Ба́тик — ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов. На ткань — шёлк, хлопок, шерсть, синтетику — наносится соответствующая ткани краска. Для получения чётких границ на стыке красок используется специальный закрепитель, называемый резерв (резервирующий состав, на основе парафина, бензина, на водной основе — в зависимости от выбранной техники, ткани и красок).

Содержание

1. Введение
2. История развития:
3. Горячий батика
4. Холодный батика
5. Узелковый батика
6. Складывание батика
7. Свободная роспись
8. Свободная роспись с применением солевого раствора
9. Материалы для батика
10. Ткани для батика
11. Подготовка ткани к батику
12. Краски и красители
13. Рамы для росписи
14. Кисти
15. Галерея
16. Заключение.
17. Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 1.10 Мб (Скачать файл)

 

 

 

Курсовая работа

 

По Декоративно - прикладному искусству

На тему: «Батик»

Студентки 531 группы

Крячко Евгении Александровны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Серпухов

2014 уч.,год

 

 

Содержание:

  1. Введение
  2. История развития:
  3. Горячий батика
  4. Холодный батика
  5. Узелковый батика
  6. Складывание батика
  7. Свободная роспись
  8. Свободная роспись с применением солевого раствора
  9. Материалы для батика
  10. Ткани для батика
  11. Подготовка ткани к батику
  12. Краски и красители
  13. Рамы для росписи
  14. Кисти
  15. Галерея
  16. Заключение.
  17. Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение

Ба́тик — ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов. На ткань — шёлк, хлопок, шерсть, синтетику — наносится соответствующая ткани краска. Для получения чётких границ на стыке красок используется специальный закрепитель, называемый резерв (резервирующий состав, на основе парафина, бензина, на водной основе — в зависимости от выбранной техники, ткани и красок).

Батик - это обобщенное название разнообразных способов ручной росписи ткани. В основе всех этих приемов лежит принцип резервирования, то есть покрывания не пропускающим краску составом тех мест ткани, которые должны остаться незакрашенными и образовать узор. Этот способ для получения на ткани рисунка с незапамятных времен использовали в древнем Шумере, Перу, Японии, Шри-ланке, на Индокитае, в африканских странах. Родиной батика считается остров Ява в Индонезии.  
Современные техники росписи ткани очень разнообразны. Батик вобрал в себя особенности и художественные приемы многих изобразительных искусств - акварели, пастели, графики, витража, мозаики.

    1. История развития батика

Родиной батика искусство России ткани, считается Юго-Восточная Азия. К нам батик пришел из Индонезии, даже название этого декоративного искусства происходить от местного слова «анбатик»-рисовать, писать. При изготовлении батика, кроме красителей, использовались специальные составы- резервы, позволяющие сохранять окраску того или иного фрагмента ткани при дальнейшем окрашивание. Основой для росписи служили хлопковые ткани ручной выделки. Подготовки ткани удивлялось особое внимание: ее вымачивали, отбеливали, кипятили для придания однородности и необходимой плотности. После этого начинался многодневный процесс росписи: нанесение горячего воска, крашение, сушка. Эти действия повторялись столько раз, сколько различных цветов было в создаваемом рисунке. Как правило, таких циклов было не более 10. Это связано с достаточно ограниченным природных красителей, которые использовались в традиционном индонезийском батике. Тёплая коричневая гамма от цвета слоновой кости до тёмно-коричневого, подчеркивалась сочными тонами индиго- самого яркого красителя. Рецепты изготовления красок, ровны как и узоры росписи, принадлежали каждой семье и тщательно охранялись. По рисунку на одежде можно было определить принадлежность человека к касте, его общественное положение и родственные связи. Сюжеты для росписи использовались самые разные: от абстрактных рисунков до сложнейших орнаментов- для украшения одежды: многофигурные жанровые или религиозные композиции- для жилищ и храмов. Батик в древности был распространен не только в Индонезии, но и в Индии, где этот способ окраски носил название «бандхана» и «лахерия». Китайцы подарили миру шёл и, как следствие,- способ его окраски. Техника «лацзе- в переводе «узоры воском»-очень похожи на батик. На шёл наносили рисунок расплавленным воском, после чего ткань окрашивали. Когда воск удаляли, на его месте оставались участки непракрашенной ткани. Существовал и другой метод, при котором ткань в начале полностью окрашивали, а после нанесения узора из воска опускали в щелочной раствор, возвращавший фону роспись его первоначальный цвет. Такая роспись могла быть и многоцветной. В Японии, куда батик, по мнению ученых, попал из Индии или Китая он назывался «рокеми». Японцы, соединив полученные знания собственным культурным наследием, создали изумительные по красоте произведения с традиционными национальными узорами. Такие ткани использовались для приготовления кимоно. Когда в начале 17 в. в Индонезию проникли голландцы, они обратили внимание  на поразительное сходство храмовых батиков- панно.  Этой страны с фресками христианских церквей. Благодаря предприимчивым голландцам батик попал в Европу, европейцы модернизировали это искусство, превратив его в полупромышленный способ окраски тканей. В середине 19 в, окраска тканей в технике батика была вытеснена английской ситцевой набойкой, и батик почти на полстолетия становится уделом кустарей- ремесленников. Произошло это благодаря энтузиазму небольшого числа художников, которые, очарованные батиком, отправлялись в далёкие страны и изучали у индийских и индонезийских мастеров уникальную технику батика, посвящая этому долгие годы жизни. Затем, возвращаясь на Родину, они делились своими знаниями. Таким образом, уже к середине прошлого столетия техника батика насчитывала большую армию своих почитателей и последователей по всему миру. Во 2 половине прошлого века огромное количество художников и просто любителей со всего мира отправляются изучать технику на родину батика. Расписывая батик становится не только модно, но и престижным. При этом техника фактически не меняется, а переносится механически в другие страны и культуры. Батик имеет в основном утилитарный характер.

Батик в России.

В России батик появился примерно в 20 годы вместе с всеобщим увлечением стилем «модерн» и развивался, в основном, в таких больших городах, как Москва, Ленинград, Иваново, Киев, Одесса, Тбилиси. Русские художники восприняли европейскую технику и стилистику, но не знали исток и, естественно, не опирались на какую-либо традицию. Отсутствие технологически развитых и отработанных приемов недостаток опыта и не правильно понятая функциональность обусловили значительные колебания художественного уровня изделия. Художники объединились в артели и занимались производством платков, шалей; очень редко получали большой заказ- театральные и сценические занавеси или шторы для кофе. В 30-х г., занятие батиком было замечено и поддержано на правительственном уровне: издано несколько пособий по технологии, организованно несколько артелей, в дальнейшем превратившихся в фабрики. Только в 50-е г., после выхода партийного постановления «о всеобщем повышении качества и художественного уровня изделий текстильной, легкой и местной промышленности» ситуация в корне изменилась. Была организованна мастерская при НИИХП, несколько галантерейных фабрик в Москве и Ленинграде, куда приглашали на работу известных художников и набирали учеников- расписников. Постепенно батик стал появляться на выставках союзного значения. Постепенно было воспитано, выращено целое поколение художников, пришедших из учеников и получавших художественное образование параллельно с работой в качестве «распесника». Россия, будучи большую часть 20- го в., « за железным занавесом», оставалось в стороне от мировых тенденций. Лишь немногие художники имели возможность выехать за границу страны, чтобы познакомиться с искусством батика на его родине. Одной из первых ласточек была ныне заслуженный художник России Ирина Трофимова. Благодаря ее творчеству появилась в России первая подробная информация о технике батика. Именно она помогла российским мастерам определить свой творческий путь, посвятив себя батику. Конец 20-го века характеризуется бурным развитием в Росси этого вида искусства. Сегодня батик в России находится на высоком профессиональном уровне, с ярко индивидуальным техническим и художественным подходом, что находит своё отражение в регулярных выставках этого вида искусства, где московские художники по праву являются законодателями моды. В наши дни батик занимает ведущее место в ряду декоративных искусств. Он соединяет особенности таких традиционных художественных техник, как акварель, графика, витраж, мозаика. Батик широко используется в дизайне интерьера, прекрасно сочетаясь с различными стилистическими и цветовыми решениями. Батик позволяет создавать эксклюзивные ткани. Востребованные и мастерами высокой моды создающие более демократичную одежду.

 

3. Горячий Батик

Способ "горячий батик" наиболее живописен, но весьма трудоемок и сложен для воплощения. Наиболее древняя технологическая разновидность росписи. Горячим он называется потому, что резервирующее вещество используется только в горячем виде. Соотношение прокрашенных и непрокрашенных благодаря нанесению воска фрагментов и создаёт неповторимый узор росписи. Варианты резерва для горячего батика: 1) Фабричная восковая масса фирмы «Кройль» 500 г; 2) Парафин 250 г, искусственный воск 230 г, технический вазелин 20 г; 3) Парафин 400 г, натуральный воск 100 г. Массу расплавляют на водяной бане до однородности. В горячем батике разогретый резервирующий состав используется для нанесения контура, им же покрываются отдельные участки ткани для предохранения их от растекающейся краски. Благодаря тому, что контурные линии здесь не обязательны, в рисунке возможны мягкие переходы тонов. Соединение различных технических приемов нанесения резервирующего состава позволяет делать более тонкие и разнообразные разработки орнаментальных форм, в особенности цветочных мотивов. Перед началом росписи в технике горячий батик ткань промывают в горячем содовом растворе (на 10 л воды -1 столовая ложка соды). Содовый раствор смывает все промышленные добавки, которые используют во время обработки. Ткань становится чистой и немного усаживается, что предотвращает деформацию рисунка после нанесения его на ткань. Когда ткань просохнет, ее натягивают на раму. Рисунок наносят простым карандашом (не химическим). Существуют три способа нанесения воска. Два из них дают возможность живописной работы горячим резервом, а рисунок непосредственно соприкасается с фоном. Третий приём связан с контурной обводкой рисунка. Познакомимся с первым способом: воск наносят на всю плоскость мотива, а фон окрашивают. Получается целиком белый рисунок на цветном фоне. Рисование воском ярко выявляет творческий почерк автора, позволяет импровизировать. Второй способ более сложный: воск наносят на фон и внутренние линии, а сам рисунок окрашивают. Как и в первом случае, это легко выполнить щетинными кистями разной величины. Воск лучше наносить крупными пятнами неопределённой формы. Не надо «для начала» обводить кистью все контуры рисунка и проводить ровные полосы. Воск ляжет неравномерно и после крашения эти вовсе не живописные полосы проявятся. И третий, самый сложный приём: воск наносят только на контуры рисунка. Опустив затем ткань в краску, мы получим белый контурный рисунок на цветном фоне. Здесь показано крашение одним цветом. При крашении в несколько цветов или поверхностной росписи красками получается многоцветный рисунок .

Горячий воск на большие плоскости ткани наносят широкими щетинными кистями, а для нанесения линий пользуются тьянтингом или тонкой кистью. В тьянтинг воск заливают ложкой. Чем воск горячее и жиже, тем лучше. Его наносят быстрыми движениями, пока он не застыл, так как придется снова подогревать. Перед началом работы тьянтинг необходимо "расписать" на бумаге так, как "расписывают" новую шариковую ручку. Нижнее отверстие инструмента должно хорошо выпускать воск. Нанесенные с помощью тьянтинга восковые контуры или резерв из резинового клея создают барьер, сквозь который краситель не попадает на соседнюю плоскость. Если в местах, покрытых воском, ткань не потемнеет, значит воск не прошел в поры ткани, он застыл. Работу лучше прекратить, так как такой воск все равно отслоится от ткани. Горячий воск должен хорошо пропитать волокна ткани, иначе во время окраски краситель попадет на те участки рисунка, которые на этом этапе раскрашивать не предполагалось. Небольшие изделия можно красить также кистью, губкой, аэрографом. Чтобы краситель не попал на соседние плоскости, пользуются трафаретом. С разрисованной способом горячего батика ткани следует удалить воск. Как избавиться от воска? Если вы не экономили воск и на ткани образовались целые сугробы из него, растяните высохшую ткань по диагонали – воск немного потрескается и осыплется. Можно помять ткань с той же целью. Но воск по-прежнему остался в ткани и его надо удалить. Кладём на стол несколько газет, на них - батик, а сверху ещё несколько газет. Гладим горячим утюгом, меняя газеты до тех пор, пока на них не перестанут проступать жирные пятна от парафина. После этой забавной операции в ткани ещё сохраняются остатки парафина там, где он был нанесён, и в виде расплывшихся жирных пятен вокруг узоров. Удаляем их ватой, смоченной в бензине, но лучше – пиненом (разбавитель для масляных красок). Очень интересный эффект в горячем батике - кракле, или кракелирование – намеренное создание трещин ( кракелюров). Когда-то считавшиеся браком в индонезийской технологии, в новое время кракле обрело самостоятельное значение. После того как нанесен основной рисунок (но не более чем в два перекрытия) , ткань, натянутая на раму, при помощи широкой кисти—флейтца—сплошь покрывается разогретым резервирующим составом. Когда он застынет, ткань снимают с рамы, осторожно сминают и встряхивают, чтобы на слое резерва появились частые трещины, затем ткань снова натягивают на раму и губчатым или ватным тампоном перекрывают более темной краской. Краска, проникая в трещины, оставляет на ткани тонкую темную сетку, сквозь которую просвечивает ранее нанесенный рисунок. Снятие резервирующего состава производится ранее описанным способом. Получаемый узор напоминает трещины на сухой земле или глине, что придаёт работе ощущение нерукотворности, природности, как узоры на камнях или прожилки на листьях. Горячий батик – наиболее сложная техника из всех видов росписи, но и самая интересная. Овладев ею, вы обнаружите, что воск – самый благодатный материал для возможных экспериментов, поисков необычных художественных приёмов, импровизации. Даже сам непривычный запах горячего воска будит творческую фантазию.

Запомните! парафин и воск можно разогревать только на паровой бане, если поставить его прямо на плиту, то от высокой температуры воск может воспламениться.  
Когда парафин расплавится, уменьшите мощность плитки, в дальнейшем поддерживайте температуру необходимую для того, чтобы резерв не застывал. Не забывайте подливать в миску горячую воду.  
Осторожно! Если капля воска или парафина попадет в воду, брызги могут обжечь кожу, глаза.  
Большую эластичность резерву придают добавки разогретой на паровой бане канифоли (1-4 г) или воска (смешивают с парафином в пропорции 1:2).  
Для нанесения резервирующего состава возьмите плоские щетинные кисти №5 и №10. Для покрытия больших участков пригодятся флейцы - плоские кисти шириной 2-3 см.

Нанесение воска. Существует 3 способа: 
1. Воск наносят кистью на всю плоскость мотива, а фон окрашивают. Получается негативный рисунок - белый на цветном фоне.  
2. Воск наносят на фон и внутренние линии мотива, а сам рисунок окрашивают. Воск наносите крупными пятнами неопределенной формы. Не стоит обводить сначала кистью все контуры мотива, так как при крашении эти полосы проявятся.  
3. Самый сложный способ - воск наносят только на контуры рисунка. Для этого пользуются чантингом (называется инструмент, который используют в горячей технике батика. Функция его такова: с помощью чантинга наносят на ткань расплавленный воск). Работа с ним очень сложна, необходимо много тренироваться, чтобы контуры получались ровными.

 
4. Холодный батик

Эта техника росписи по ткани использует специальный резервирущий (ограничивающий растекание краски по ткани) состав холодным, в отличие от техники горячего батика. Холодный батик основан на том, что при этом способе росписи тканей все формы рисунка, как правило, имеют замкнутую контурную обводку (резервирующим составом), что придает своеобразный характер рисунку. Для нанесения на ткань контура рисунка применяют стеклянные трубочки. Наиболее распространенная и удобная в работе трубочка с загнутым тонким концом и резервуаром, расположенным ближе к ее рабочей части. Резервуар представляет собой шаровидное утолщение и служит для запаса резервирующего состава. Загнутый конец трубочки должен иметь тонкие стенки, так как ширина контура зависит не только от величины отверстия, но и от толщины трубочки.

Холодный батик основан на применении резервирующих составов, ограничивающих растекаемость краски по полотну. Художественная особенность этого способа росписи в том, что обязательный цветной контур придает рисункам четкий графический характер. При этом количество цветов не ограничивается.

Резервирующий состав наносят на ткань в виде замкнутого контура. Хорошее проникновение резерва в ткань - важнейшее условие в контурной росписи. Если при нанесении контура останутся пропуски и разрывы, краска выйдет за пределы рисунка. При работе на плотной ткани наводят толстый контур, а на прозрачных, легких тканях - более тонкий. После того как контур рисунка наведен, ему дают просохнуть. Перед нанесением краски необходимо проверить качество наведения резерва на изнаночной стороне образца, капнув вовнутрь каждой формы воды. Если в каком-либо месте вода пробивает резерв, этот участок образца следует просушить и навести резерв вторично, но уже по изнаночной стороне. После этого снова проверьте качество линии. Начинать заливку цветом следует с самых светлых тонов, чтобы легче было перекрыть более темным тоном нежелательный брак. При этом не следует забывать, что участки рисунка необходимо равномерно насыщать краской, чтобы не образовывались разводы.

5. Узелковый  батик

Это поначалу может показаться, что метод сложный.

На самом деле все просто. Как и раньше, ткань нужно обязательно зарезервировать, но здесь мы используем не контуры или воск для резерва, а… различные веревочки и жгуты. Из них мы делаем на ткани различные узелочки, а потом наносим на них красящий состав, или опускаем в краску. Результат такой техники: на ткани видны непрокрашенные места, оставленные от ниток, они красиво расходятся лучами и кругами.

Как делаются узелки?

Тут вариантов масса. Можно проявить фантазию и придумать что-то свое. Узлы и узелки вяжутся веревками, ниточками, жгутами. Ткань можно сложить по-особому, получив на выходе необычный рисунок. И никаких шаблонов для батика не надо! Под ткань можно положить пуговицы или камушки.

Первый этап

Берем ткань для батика (х\б, шелк, шерстяные ткани) и краску для них. Можно нанести на белое (или не белое) полотно брызги, пятна, полоски- смотря что вы задумали.

Второй этап

Теперь самое важное – узлы. Это суть метода узелкового батика, от этого зависит, какой станет вещь на выходе. После применения узлов и скручивания, складывания ткани можно получить круги, цветки, а если применить пуговицы или камушки – еще более интересные формы. Итак, завязываем узлы.

Третий этап

Опускаем в сосуд с краской наш платок-батик или просто кусочек ткани. Если вы хотите, чтобы границы рисунка были плавными, размытыми, ткань нужно сбрызнуть водой перед началом. Если хочется иметь яркий, насыщенный рисунок, то опускаем в краску сухую ткань или наносим краску кистью. Тут есть один минус: внутрь ткани может проникнуть не вся краска и на вашем платке останутся белые пятна. Зато расход краски более экономный!

Можно использовать различные краски, тогда рисунок получится радужным, многоцветным.

Если краску вы брали «по утюг», то достаточно после высыхания прогладить ткань утюгом – и краска будет закреплена. Если краска другая, закрепляем ее другим способом, например, запариваем.

Четвертый этап

После того, как краска закреплена, снова мочим наш батик в проточной воде, тщательно выполаскивая лишнюю краску.

6. Складываемый  батик

Целенаправленно складывая ткань, получим более четкий рисунок. Главная задача при этом — так сложить материал, чтобы он окрасился равномерно. Часть ткани, оказавшаяся наверху, выглядит ярче всего. В нижние слои краска проникает все меньше и меньше. Если веревки не пропускают краску и хорошо затянуты, внутри должна сохраниться чисто белая ткань.

Информация о работе "Батик"