Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 20:39, доклад
В 395 г. н. э. Римская империя разделилась на Западную и Восточную. Западная была разрушена восстаниями рабов и завоевана варварами — германцами и галлами; Восточная, объединившая под своей властью Египет, Сирию, Малую Азию, Грецию, стала называться Византией.
Византия унаследовала от античного Рима старые государственные формы и бюрократический аппарат. Однако рабство тормозило развитие способа производства, и на смену ему приходят новые общественные отношения — феодальные.
Господствующей религией было христианство, которое являлось огромной экономической и политической силой. Оно же играло решающую роль в формировании византийской культуры и искусства.
Византия. Н.М. Каминская
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
СТРАНЫ
В 395 г. н. э. Римская
империя разделилась
на Западную и Восточную.
Западная была разрушена
восстаниями рабов и
завоевана варварами
— германцами и галлами;
Восточная, объединившая
под своей властью Египет,
Сирию, Малую Азию, Грецию,
стала называться Византией.
Византия унаследовала
от античного Рима старые
государственные формы
и бюрократический аппарат.
Однако рабство тормозило
развитие способа производства,
и на смену ему приходят
новые общественные
отношения — феодальные.
Господствующей религией
было христианство,
которое являлось огромной
экономической и политической
силой. Оно же играло
решающую роль в формировании
византийской культуры
и искусства.
В искусстве Византии
и эстетических взглядах V—VII
вв. отразились все противоречия
эпохи, связанные с ломкой
старых и формированием
новых общественных
отношений: влияние
античности, восточных
традиций и новой христианской
тематики.
Ведущими видами
искусства этого периода
являются архитектура,
монументальная живопись,
художественное ремесло,
в том числе производство
тканей, вышивка.
Сохранившиеся мозаики
византийских церквей,
иконопись являются
основными источниками,
отражающими и себе
эстетический идеал
и костюм человека той
эпохи. Отвлеченность,
символичность образа
в искусстве, схематичное,
канонизированное изображение
человека — характерны
для них.
ЭСТЕТИЧЕСКИЙ
ИДЕАЛ КРАСОТЫ
Находясь под глубоким
влиянием христианской
религии, византийская
эстетика отделяла мир
чувственный от мира
духовного и противопоставляла
один другому. Чувственная
природа человека объявлялась
скверной и греховной,
поэтому ее необходимо
было преодолевать на
протяжении всей жизни.
Отсюда красота — это
добродетель во славу
бога.
На смену античной
красоте и гармонии
человеческого облика
приходит новый тип
красоты — духовный.
Тело всячески маскируется.
Особый интерес у художников
вызывает изображение
лица. Огромные глаза,
удлиненный овал лица,
маленький рот и подчеркнуто
высокий лоб. Голова
становится центром
духовной выразительности
облика мужчины и женщины,
плоская, бесформенная
фигура лишается живых,
естественных пропорций
и линий.
Одним из противоречий
византийской культуры
было то, что наряду
с провозглашением аскетизма
ее характеризует страсть
к роскоши, связанной
с церковными ритуалами.
Во внешнем облике человека
это проявлялось в использовании
дорогих тканей, ювелирных
украшений, в повышенной
декоративности костюма.
ТКАНИ,
ЦВЕТ, ОРНАМЕНТ
Византийские ткачи
славились умением изготовлять
великолепные шерстяные,
шелковые, парчовые
ткани, ковры. Их искусство
возросло с развитием
производства шелка-сырца
в середине VI в. Фактура
византийских тканей
была разнообразна,
но преобладали плотные,
тяжелые, неэластичные
ткани, затканные или
вышитые металлическими
нитями, драгоценными
камнями.
Золотоузорная парча
и цельнозолотный алтабас
— наиболее роскошные
золотные ткани, напоминающие
тонкий металлический
лист. Их использовали
для декоративных нашивок,
каймы, наплечников.
Костюмы императора
и высокой знати целиком
изготовлялись из этих
тканей.
Рисунок — крупный,
четкий, плос-костный,
что также имело большое
значение в нивелировке
форм тела.
Изображения животных (львы,
слоны, быки, орлы, утки,
павлины, грифоны, фениксы)
вписывались в круги,
многоугольники, ромбы.
Их объединяли в единый
узор розетками, растительными
завитками. Часто фигуры
животных располагали
парами лицом друг к
другу. Раппорт рисунка
нередко достигал 30—40
см в диаметре. Позднее
появились узоры религиозные
— кресты, монограмма
Христа, ангелы. Для
каймы использовался
геометрический или
растительный орнамент:
пальметты, листья аканта.
Часто узор выполнял
не только эстетическую,
но и символическую
функцию. Так, изображение
орла, льва являлось
символом власти на
одежде императора и
знати.
Цветовая гамма поражала
разнообразием сочетаний,
огромным количеством
цветов и оттенков. Высоко
ценился пурпур, его
темно-красные оттенки
были цветом одежды
императора. Для узоров
использовались яркие
насыщенные цвета —
желтый, коричневый,
белый, черный, кремовый.
ОСНОВНЫЕ
ФОРМЫ И ВИДЫ КОСТЮМА
Новое представление
о красоте, использование
неэластичных, с крупным,
плоскостным орнаментом
драгоценных тканей
обусловили появление
новых форм одежды, в
которых господствующей
становится «футляр»,
простой по покрою, делающий
тело как бы бесплотным.
Эта форма, впервые появившись
в Риме в период Империи,
в Византии становится
основной и получает
свое дальнейшее развитие.
Тяжелый, массивный,
прямоугольный силуэт
византийского костюма (мужского
и женского) построен
на прямых вертикальных
линиях, скрывающих
линию талии и другие
естественные формы
фигуры. Отношение ширины
одежды к росту составляет 1:3,
размера головы к росту 1:6,5.
Эти отношения придают
костюму монументальность,
устойчивость, которая
подчеркивается декоративными
горизонтальными линиями
отделки и особенно
воротником — оплечьем.
Головной убор увеличивает
размер головы человека.
МУЖСКОЙ
КОСТЮМ
Основными видами
мужской одежды янляются
туника, штаны, далматик,
пенула, лорум. По названиям
они сходны с римскими,
однако их формы претерпели
существенные изменения.
Из костюма почти исчезли
драпировки, а там, где
они остались, античную
мягкость и пластику
заменили тяжелые цилиндрические
фалды, придающие силуэту
и всей фигуре человека
форму цилиндра.
Туника напоминала
позднюю римскую тунику
с длинными, суженными
книзу рукавами.
Штаны, несомненно
заимствованные из стран
Востока, состояли из
двух несшитых половин
и прикреплялись тесемками
к поясу. Длина штанов
была различной: до коленей,
до щиколоток, с носочной
частью.
Верхней одеждой
императора и знати
был плащ-мантия. Это
— длинная широкая накидка,
закрепленная на правом
плече или у шеи застежкой
— фибулой. Плащ украшался
декоративными полосами
по разрезу, у шеи и различными
нашивками, сословными
знаками.
На мозаике церкви
св. Виталия в Равенне
изображен император
Юстиниан с придворными.
Император в белой короткой
тунике. Ее боковой разрез,
низ узкого рукава и
плечо украшены вышивкой.
Сверху — пурпурный
плащ, ниспадающий тяжелыми
круглыми фалдами. На
правом плече он застегнут
дорогой фибулой с тремя
подвесками, на уровне
груди — сословное украшение
из золотой парчи с рисунком
— клавус, на ногах —
пурпурные вышитые башмаки.
Так же одеты придворные,
но на них плащи белые
с пурпурным знаком
сословия без вышивки
и иные, чем у императора,
сословные вышивки на
плечах туники.
С VII в. неотъемлемой
частью императорского
костюма делается лорум
— широкий длинный шарф
из золотой парчи с драгоценными
камнями. Ширина его
составляла обычно 15—
35 см, длина — 4—5 м. Лорум
часто драпировался
различными способами
наподобие римской тоги.
Лорум был главным декоративным
и сословным элементом
в костюме знати. Не
менее важным был и воротник
— оплечье — широкий
круглый или фигурно
вырезанный, пышно декорированный
золотом и драгоценностями.
Позднее лорум и оплечье
превратились в нарамник
с длинной задней и более
короткой (до икр) передней
частью, надевавшийся
через голову. Большое
влияние оказали эти
элементы византийского
костюма на костюм царя
и бояр Древней Руси.
Обувь византийцев
— сапоги, подвязанные
узкими ремешками, или
мягкие башмаки.
Головные уборы —
колпаки с остроконечной
или сферической тульей
и слегка отстающим
околышем.
|
||
ЖЕНСКИЙ
КОСТЮМ
Основные виды женской
одежды: туника, стола,
далматик, пенула, мафорий,
плащ-мантия. Так же
как и в мужской одежде,
силуэт женского костюма
стремится к цилиндрической
форме, маскирующей
тело.
На мозаике храма
св. Виталия изображена
императрица Феодора
со свитой. На ней белая
стола с богатой вышивкой
по бокам и внизу и пурпурная
императорская мантия
с каймой крупного орнамента,
На шее — массивное
широкое ожерелье из
золота и драгоценных
камней, на голове —
золотой венец, на ногах
— вышитые золотом башмаки.
Роскошно одеты и придворные
дамы. На них одноцветные
вышитые столы и пенулы
из узорчатых тканей.
Наряду с роскошными
светскими одеждами
из дорогих тканей в
Византии появляется
накидка мафорий, закрывающая
верхнюю часть женской
фигуры и голову. Концы
ее перекрещиваются
спереди и перебрасываются
на спину. Вместе с длинной
столой такая накидка
придает фигуре аскетический
вид. Этот костюм настолько
соответствовал требованиям
христианской религии
и эстетики, что стал
постоянной одеждой
святых в иконописи.
Женщины неимущих
классов, хотя и сохраняли
в своей одежде основные
формы и силуэт, но делали
ее более легкой и приспособленной
к условиям труда и быта,
из дешевых, скромных
тканей.
ВЛИЯНИЕ
ВИЗАНТИЙСКОГО КОСТЮМА
НА КОСТЮМ СРЕДНЕВЕКОВОЙ
ЕВРОПЫ
Византийский костюм
оказал большое влияние
на костюм средневековой
Европы и особенно Древней
Руси, с которой был
развит культурный и
торговый обмен. Футлярообразный
силуэт, закрытые одежды,
соответствовавшие
основным идеям христианства,
долго бытовали в Европе.
Великолепные, художественно
отделанные ткани были
образцом подражания
в изготовлении одежды
для знати. Такие виды
античной одежды, как
туника, далматик, пенула,
мантия, претерпев соответствующие
изменения в византийском
костюме, оказались
приспособленными к
жизни века. Они отразили
принципиально новое
отношение к костюму,
который должен был
скрыть природные формы
и пропорции человеческого
тела.