Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 17:14, автореферат
В формировании и становлении советского авангардного искусства и дизайна 1920-х годов важную роль сыграл графический дизайн, а именно – плакатная графика. Агитационные и пропагандистские плакаты социальной тематики известных советских художников-конструктивистов составили «золотой фонд» мирового дизайна. В последние два десятилетия ХХ века плакат стал излюбленным объектом разработки для многих дизайнеров-графиков, стремившихся выразить свою гражданскую позицию в этом жанре. В перестроечное время плакат был в авангарде профессии: «он всегда на острие, улавливает дух времени, а иногда и опережает его, заглядывая в будущее»1.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Всероссийский научно-исследовательский
институт технической эстетики
На правах рукописи
ИГОШИНА Татьяна Сергеевна
ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН
ОТЕЧЕСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО ПЛАКАТА
(история и современные тенденции)
Специальность 17.00.06 – Техническая эстетика и дизайн
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата искусствоведения
Москва 2009
Работа выполнена в Уральской государственной архитектурно-художественной академии и Всероссийском научно-исследовательском институте технической эстетики
Научный руководитель:
Научный консультант:
Официальные оппоненты:
Ведущая организация: Оренбургский государственный университет
Защита диссертации состоится «25» сентября 2009 года в 11 часов на заседании Диссертационного совета Д 217.003.01 при Всероссийском научно-исследовательском институте технической эстетики по адресу: 129223, Москва, ВНИИТЭ (ВВЦ РФ, корп. 312)
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ВНИИТЭ.
Автореферат разослан «24» августа 2009 г.
Ученый секретарь
Диссертационного совета
кандидат технических наук М. М. Калиничева
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования.
Отечественный социальный плакат имеет богатое историческое прошлое, он берет истоки в лубочной народной картинке и приобретает черты «обособленного» плакатного жанра в период расцвета благотворительного плаката в дореволюционной России. В художественных афишах (позднее утвердился термин «плакат») того времени нашли отражение исконно русские формы духовности: сострадательное отношение к обездоленным слоям общества (инвалидам, сиротам, нищим, увечным солдатам), чувство патриотизма, гуманное отношение к животным, забота о детях, порицание пороков и безнравственности. Плакат, как специфическая форма социальной коммуникации, был невероятно популярен в прошедшем столетии.
В формировании и становлении советского авангардного искусства и дизайна 1920-х годов важную роль сыграл графический дизайн, а именно – плакатная графика. Агитационные и пропагандистские плакаты социальной тематики известных советских художников-конструктивистов составили «золотой фонд» мирового дизайна. В последние два десятилетия ХХ века плакат стал излюбленным объектом разработки для многих дизайнеров-графиков, стремившихся выразить свою гражданскую позицию в этом жанре. В перестроечное время плакат был в авангарде профессии: «он всегда на острие, улавливает дух времени, а иногда и опережает его, заглядывая в будущее»1.
Современный социальный
плакат – это непрерывно развивающийся
дизайн-объект, расширяющий свои функционально-морфологические
Социальный плакат отвечает социальному заказу общества. Образный строй и основная идея плаката на социально-значимую тему находятся в прямой зависимости от господствующего в обществе социально-политического устройства и отношения «системы» к личности отдельного человека. В советское время отношение власти к народу носило «директивный» характер. Социальный плакат был неотделим от политического – он носил отпечаток партийной идеологии и принадлежал к монополизированной сфере государственной пропаганды и агитации. В «постсталинский» советский период в обществе и культуре обозначилась тенденция иного осознания роли человека в обществе: на первый план выдвигались общечеловеческие либеральные ценности, возрождалась высокая значимость суверенной человеческой личности. Эти изменения особенно отчетливо реализовались в авторском «перестроечном» плакате. Последовавшая за распадом СССР смена социальной парадигмы коренным образом поменяла облик отечественного «постсоветского» социального плаката. Сегодня социальный плакат – носитель новой идеологии демократии, гуманизма и толерантности, он причисляется к сфере социальной рекламы.
Российская социальная реклама, в качестве самостоятельного вида коммуникации, сформировалась не так давно – в постсоветский период начала 1990-х годов. Этот феномен стал предметом научной и профессиональной рефлексии лишь в последние несколько лет. К сожалению, несовершенство и размытость границ отечественной социальной рекламы не способствуют поднятию престижа и былого статуса социального плаката. Имеющиеся образцы плакатов отстают от западных аналогов по качеству творческого и технологического исполнения, что объясняет крайне скромные масштабы его применения в наружной рекламе.
В образовательной сфере
отчетливо ощущается дефицит
научно-теоретических и
Визуально-графическая выразительность, воплощённая в художественном образе социального плаката, имеет большое значение для восприятия смысла, она является носителем художественной и эстетической ценности плаката. Это определяет актуальность искусствоведческого исследования социального плаката в контексте теории и методологии дизайна.
Степень научной разработанности темы. Научная база, относящаяся к теме диссертации, представляет собой обширный, подчас разрозненный материал. Монографических работ на русском языке, совпадающих с темой исследования, не обнаружено. Частично тема и её отдельные аспекты рассматривалась представителями различных научных областей в разных контекстах. Этот материал можно условно разделить на несколько блоков.
Первый – это монографии и диссертационные работы российских исследователей по социальной рекламе, рассматривающих социальный плакат как неотъемлемую часть истории социальной рекламы. Данное направление характерно для работ представителей наук социологической направленности, среди них авторы: Л.Н. Федотова, С.М. Исаев, В.В. Учёнова, Н.В. Старых, А.В. Ковалёва, М.И. Пискунова, С.Э.Селивёрстов, Е.В. Степанов, Д.С. Кочергина, М.А. Доронина.
В широком перечне источников, посвящённым эффективной рекламной коммуникации, стоит выделить литературу по психологии воздействия и восприятия визуальных рекламных объектов. Об этом писали: П.С. Гуревич, А.Н. Лебедев-Любимов, Е.Е. Пронина, Г.Н. Сартан, В. Ценев.
Следующий блок источников
связан непосредственно с дизайн-
Графическому дизайну, его истории, художественно-эстетической выразительности и методологии проектирования посвящены работы отечественных авторов: Е.В. Черневич, Э.М. Глинтерник, С.И. Серова. Специфику графического дизайна, применительно к рекламной коммуникации, исследовали Е.Э. Павловская, В.В. Волкова, А.Б. Симонов, Р.Ю. Овчинникова, П.А. Пименов.
Искусствоведческие
Рассматривались работы зарубежных исследователей и коллекционеров плакатных произведений, подчеркивавших значение российского плаката в мировой истории плакатного искусства – М. Галло (Max Gallo) и Дж. Фостера (John Foster).
Объект исследования – социальный плакат, его становление как вида графического дизайна, процесс развития плакатного искусства, оценка современных тенденций в дизайне отечественного социального плаката.
Предметом исследования является синтез специфических составляющих
проектного творчества в дизайне социального
плаката, его образная
выразительность.
Эмпирическим материалом исследования являются наиболее характерные произведения отечественных мастеров социального плаката. Современный социальный плакат представлен в виде печатной листовой продукции различных форматов, к которым относятся и плакаты наружной рекламы. Диссертантом изучались социальные плакаты, опубликованные в различных источниках. К ним относятся: иллюстрированные книги и альбомы по плакатному искусству и графическому дизайну; специализированные печатные периодические издания; каталоги и сайты в Интернете с подборками плакатной графики российских и международных фестивалей, выставок, конкурсов плаката и графического дизайна.
Границы исследования. Хронологические рамки исследования охватывают период от начала XX века, связанного с бурным развитием социального плаката, до наших дней. Из рассмотрения исключены такие жанровые разновидности плакатного искусства как зрелищный (театральный, кино, цирковой) плакат, книготорговый и коммерческий (товарный) плакат. За границы исследования автор выносит тематику современного политического плаката.
В работе делается упор на
специфику отечественного (русского,
советского, российского) социального
плаката. Образцы зарубежного социальног
Цели и задачи диссертационной работы. Цель исследования – определить принципиальные основы проектирования отечественного социального плаката, изучить и усвоить художественные традиции и современные проектные средства усиления образной выразительности социального плаката.
Для достижения цели, автором поставлены следующие задачи:
Методы исследования. В диссертационной работе в качестве основных использованы следующие методы:
Научная новизна диссертационной работы заключается в следующих положениях.
Информация о работе Графический дизайн отечественного социального плаката