Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 18:58, реферат
История костромского музея деревянного зодчества начинается в 1958 году, когда в Ипатьевский монастырь, получивший статус музея, на территорию его Нового города, была перевезена первая деревянная церковь - храм Спаса Преображения из села Спас-Вежи (1628 г.). На территории монастыря расположились некоторые памятники деревянного зодчества, такие, как свайные баньки, но очень быстро им стало не хватать места, и основная территория архитектурно-этнографического музея сейчас находится за стенами Ипатьевского монастыря. Постепенно под стенами старинной обители вырос целый городок, напоминающий старинный монастырский посад. Там собраны церкви и часовни, воссоздана целая деревенская улица с избами, хозяйственными постройками и мельницами.
Введение 3
Церковь Собора Пресвятой Богородицы из села Холм 4
Церковь Спаса Всемилостивого из Фоминского 6
Часовня из Притыкино 7
Часовня из Большого Токарево 7
Церковь Илии Пророка из Верхнего Березовца 8
храм Спаса Преображения из села Спас-Вежи 11
Список литературы 13
ФГБОУ ВПО Костромская ГСХА
Архитектурно-строительный факультет
кафедра: «Архитектурное проектирование»
Реферат
на тему: “ Деревянное зодчество Костромского края.
Культовая деревянная архитектура на примере ц. Богородицы из с. Холм – XVI век (Ипатьевская слобода) и Преображенской церкви из с. Спас Вежи XVIII век.”
Выполнили: 335 группа
2 подгруппа
Баранова Анастасия
Васильева Надежда
Тихобаев Владислав
Караваево 2014
Содержание
Введение
Церковь Спаса Всемилостивого из Фоминского
Часовня из Большого Токарево 7
Церковь Илии Пророка из Верхнего Березовца 8
храм Спаса Преображения из села Спас-Вежи 11
Список литературы
Введение
История костромского музея деревянного зодчества начинается в 1958 году, когда в Ипатьевский монастырь, получивший статус музея, на территорию его Нового города, была перевезена первая деревянная церковь - храм Спаса Преображения из села Спас-Вежи (1628 г.). Очень красивый деревянный храм со стройным и изящным силуэтом, поставленный на сваи (село часто затопляли разливы), построенный по клетскому типу, покрытый двускатной кровлей и с граненым алтарным прирубом, до наших дней, к сожалению, не сохранился - он сгорел в начале 2000-х годов.
На территории монастыря расположились некоторые памятники деревянного зодчества, такие, как свайные баньки, но очень быстро им стало не хватать места, и основная территория архитектурно-этнографического музея сейчас находится за стенами Ипатьевского монастыря. Постепенно под стенами старинной обители вырос целый городок, напоминающий старинный монастырский посад. Там собраны церкви и часовни, воссоздана целая деревенская улица с избами, хозяйственными постройками и мельницами.
Жемчужина собрания - церковь Собора Пресвятой Богородицы из села Холм Галичского района (расположена вне основной территории музея, в Богословской слободе).
Рубленная из сосновых бревен церковь представляет собой уникальный, один из древнейших сохранившихся образцов древнерусской деревянной архитектуры. Храм построен, по-видимому, около 1552 г., как предполагают, мастерами Карпом и Папилой. Первоначально, возможно, он имел шатровое завершение, а существующие венчающий восьмерик и пятиглавие сделаны в ХVIII в., когда основной восьмерик был понижен. Некоторые специалисты, однако, считают, что церковь изначально имела нынешнюю композицию.
В начале ХХ в. под сруб был подведен фундамент и сделан цоколь высотой около двух метров (вероятно, вместо сгнивших нижних венцов). Церковь была обшита с фасадов тесом, кровля покрыта железом. В 1944-1945 гг. обрушился верхний ярус храма и потолок нижнего восьмерика. В 1960 г. церковь была перевезена из Галичского района, где она стояла на погосте в полутора километрах от села Холм. Реставрационные работы выполнены в 1960-1962 гг. по проекту арх. А.В. Ополовникова и при участии арх. И.Ш. Шевелева.
Храм принадлежит к редкому типу ярусных пятиглавых церквей с подклетом. Его вертикальная композиция состоит из двух восьмериков — крупного рубленого «в обло» нижнего на каменном цоколе и приземистого рубленого «в лапу» верхнего, на котором покоится миниатюрная крещатая бочка и пять обитых осиновым лемехом луковичных глав на тонких цилиндрических барабанах. С востока к храму примыкает рубленая «в лапу» пятигранная апсида, с запада — небольшая квадратная в плане трапезная, рубленая «в обло». С трех сторон церковь охватывает висячая галерея-гульбище, опирающаяся на бревенчатые консоли. С запада на продольной оси церкви расположено крыльцо с длинной крытой одновсходной лестницей, воссозданной при реставрации по аналогам.
Объемно-планировочная композиция памятника отличается рядом индивидуальных особенностей: диагональные грани нижнего восьмерика короче основных, а все они не параллельны друг другу, апсида имеет неправильную форму, углы галереи сделаны тупыми. Однако зрительно эти измененные геометрические формы воспринимаются как правильные. В нижнем восьмерике и в апсиде устроено несколько косящатых окон. Над глухим тесовым парапетом галереи расположены арки проемов. С гульбища в церковь ведут три щитовые двери в колодах.
Внутри храм и трапезная не разделены, как обычно, бревенчатой стеной, а составляют единое пространство, хотя контрастное соотношение их высот здесь сохраняется. Плоское перекрытие восьмерика сделано в виде деревянного ступенчатого свода. Алтарь отделен от основного помещения тябловым четырехъярусным иконостасом с иконами ХVII-ХVIII вв. (иконы в большинстве утрачены). Пол в церкви дощатый.
Первое что видно от входа в музей - Церковь Спаса Всемилостивого из Фоминского.
Хороший образец храма клетского типа, характерного для Костромского края. Церковь построена в 1712 г. на месте деревянной шатровой церкви, посвященной Дмитрию Прилуцкому, поэтому по старой традиции ее иногда называют Дмитриевской, разобранной по ветхости. В 1847 г. рядом с ней была выстроена одноименная каменная церковь (сохранилась), после чего деревянная церковь, вероятно, была упразднена. Перевезена в 1968 г. из с. Фоминского Костромского района, реставрационные работы проведены по проекту арх. И. Ш. Шевелева (при консультации арх. А. В. Ополовникова) в 1968-1970 гг.
Церковь состоит из четырех частей, нанизанных на общую продольную ось: алтарь, четверик, трапезная, сени, клинчатые кровли которых имеют разный угол наклона скатов.
Крыши перекрыты тесом в два слоя со скалой (скала- сшитые куски бересты). Двускатная кровля храма увенчана главкой с крестом, а над сенями возвышается шатровая колокольня. Стройные пропорции церкви придают ей легкость и живописность.
В храме сохранились подлинные резные клиросы ( Кли́рос — в православной церкви место, на котором во время богослужения находятся певчие и чтецы), лавки. Обращают на себя внимание полы, рубленные из плах (Плаха- бревно, расколотое по длине на две части), косящатые и волоковые окна, массивная дверь с секирным замком. В конце XVIII века древний тябловый иконостас был заменен ярусным резным иконостасом.
Часовня из Притыкино.
Рубленная из сосновых брусьев постройка принадлежит к редкому типу ярусных часовен, напоминающая сторожевую башню. Она перевезена в 1969 г. из д. Притыкино Шарьинского района, где она располагалась на высоком берегу р. Ветлуги в центре фронтальной застройки деревни и служила, по всей вероятности, своеобразным ориентиром при передвижении по реке. Реставрирована по проекту арх. И. Ш. Шевелева в 1969-1970 гг.
Строение завершается цилиндрическим барабаном и покрытой лемехом луковичной главкой. Весь комплекс часовни представлен контрастным соотношением ярусов разной ширины и свесами участков кровли, завершающихся пиками. Входная арка украшена резьбой в виде мелких зубцов.
Часовня из Большого Токарево.
Рубленная из сосновых брусьев "в лапу" постройка принадлежит к типу часовен, некогда распространенному по всему северо-востоку России. Перевезена из д. Большое Токарево Солигаличского района в 1969 г., реставрирована в своих первоначальных формах по проекту арх. И. Ш. Шевелева в 1969-1970 гг.
Часовня представляет собой небольшой восьмигранный сруб, сужающийся кверху и окруженный галереей – гульбищем. Основанием галереи и пола часовни служат консоли, идущие от центра по направлению к внешним сторонам восьмерика.Над тесовой кровлей постройки возвышается небольшой шатер с луковичной главкой.
Просторное, почти круглое помещение часовни освещается четырьмя косящатыми окнами. Красное (косящатое) окно — окно с рамой, обрамлённой косяками.
Убранство часовни утрачено
Церковь Илии Пророка из Верхнего Березовца.
Одна из лучших сохранившихся деревянных церквей ярусного типа в Костромской области. Ряд исследователей датируют храм неопределенно широко (ХVI-ХVIII и даже сер. XIX вв.). Из документов известно, что в 1653 г. в с. Верхний Березовец (ныне Солигаличского района) существовали две деревянные церкви: холодная Никольская с приделом Ильи Пророка и теплая Покровская с приделом Параскевы Пятницы. В 1707 г. к Никольской церкви было пристроено два придела: Покрова (теплый) и Параскевы Пятницы. В 1822 г. в селе была выстроена каменная теплая Покровская церковь. По всей видимости, строительство деревянной Ильинской церкви относится к первой половине XVIII в. Не позднее середины XIX в. она подверглась перестройке, к этому же времени относится сохранившийся иконостас храма. В конце ХIХ в. вместо крыльца в западной части церкви сооружена двухэтажная паперть с лестницей и сделаны железные кровли, было изменено также внутреннее убранство храма.
В 1970 г. церковь перевезена в музей и реставрирована по проекту арх. В.С. Шапошникова в 1970-1977 гг., при этом была воссозданы паперть и железные кровельные покрытия конца XIX в. Рубленная из сосны церковь поставлена на подклет. Ее продольно-осевая композиция включает храм типа “восьмерик на четверике” с пятигранной апсидой, равную ему по ширине почти квадратную трапезную и более узкую паперть.
Храм отличается стройной ярусной структурой: четверик несет два убывающих по высоте восьмерика, а над “вспученной” кровлей возвышается металлическая луковичная глава. Сильно выступающие свесы кровли, напоминающие полицы, обогащают силуэт церкви. Четверик храма и трапезная рублены «в обло» (с выступающими концами брёвен) из бревен, апсида, восьмерики в лапу из окантованных с наружной стороны бревен, а притвор — в лапу из пиленого бруса.
К особенностям храма относятся “неправильности” его объемно-планировочной композиции: “косая” посадка верхнего восьмерика, неправильная форма апсиды и т.д. Окна церкви — косящатые (в нижнем восьмерике на южной и северной стенах — сдвоенные). Единственным элементом наружного декора служит резной подзор четверика.
Храм основного яруса имеет деревянное перекрытие, имитирующее сомкнутый восьми лотковый свод на тромпах (сводчатая конструкция в форме части конуса, внешне обычно имеющая вид ступенчатой ниши). Свод оклеен узкими полотнищами холста домашнего ткачества и по грунтовке расписан на сюжеты “Страстей Христовых”. В центре свода — круглая икона с погрудным изображением Христа Вседержителя. Иконография росписи опирается на лубочную интерпретацию гравюр иллюстрированных Библий XVII в. Письмо отличается редким аскетизмом, практически это рисунок кистью, где только одежды переданы цветным контуром (синий, охра). Рисунок уверенный, свободный, белый фон естественно входит в структуру всех изображений и создает исключительную светозарность, воздушность росписи. Каждая грань свода имеет двойную орнаментальную рамку из крупных, предельно упрощенных листьев аканта. В вершинах семи граней изображены херувимы и серафимы, на восточной грани — “Всевидящее око”. На восточной грани свода размещено “Распятие с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом” Это скульптурное навершие иконостаса входит в контекст страстного цикла, как его кульминация, а завершающая сцена “Разделение ризы Христа” по смыслу поставлена напротив “Распятия” на западном лотке свода. Роспись свода и центральное тондо — круглая по форме картина или барельеф ,относятся к последней реконструкции церкви в конце XIX — начале XX вв.
Иконостас — четырехъярусный. Царские врата — резные, ажурные с шестью живописными клеймами (четыре евангелиста и архангел Гавриил с Богоматерью). Центральная часть иконостаса выделена по вертикали спаренными колонками, в навершии которых установлены фигуры предстоящих Распятию. Резьба иконостаса характерна для северного рококо, совмещавшего барочные витые колонки с гроздьями винограда, роккайльные завитки и классически ясную симметрию композиции. Под иконами местного ряда располагались панно с написанными на холсте сценами из Библии, но они, как и иконы праздничного ряда, не сохранились. Отдельные вставки, дополнения резьбы с орнаментом “модерн” свидетельствуют о перемонтаже иконостаса в конце XIX - начале XX вв. На заворотах иконостаса, в тяблах под сводом и на стенах трапезной размещались иконы XVII-XVIII вв. иконостасов предшествовавших церквей и приделов.
Резьба сени над плащаницей отличается от главного иконостаса. Витые колонки с гирляндами цветов и ажурное навершие, как на темнице Спаса, имели прообразом резной декор иконостаса Рождественского собора г. Солигалича. Живопись и резьба в интерьере храма реставрированы художниками и резчиками КСНРПМ в 1983-1987 гг.. “Небо””(свод, оклеенный полотнищами с изображениями сцен страстей Христовых ( сер. XIX- нач. XX вв.) было наклеено на фанерную основу, чтобы предохранить холсты от деформации по пазам тесовой обшивки свода.