Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 19:08, лекция
Музыкальное искусство распределялось на три группы: народная музыка, музыка княжеских салонов и церковная.Народная музыка Руси состояла из вокальных и инструментальных мелодий, которые испокон веков сохранялись в устной традиции народа. Песни с давних времен были постоянными спутниками наших далеких предков в их работе, бытие и обычаях. Веселые и печальные песенные мотивы выполнялись не только голосом, а и с помощью музыкальных инструментов.
Музыкальное искусство распределялось
на три группы: народная музыка, музыка
княжеских салонов и церковная.
1) свободный речитативный стиль;
2) стиль с четким ритмом
и формой. Произведения первой
группы имели несимметричный
свободный ритм и, по сути, составляли
монотонное повторение одного
и того же мотива в разных
вариантах, сокращениях и
О музыке княжеских салонов можем судить только на основании упоминаний в тогдашней литературе, описаний инструментов и тогдашних фресок, главным образом Софийского собора. Репертуар этой музыки наверное был очень разнообразным - танцевальный, лирический, бытовой, шутливый и др. Наиболее часто встречаются упоминания о "пении славы" князьям: воинские и вообще геройские подвиги князя или его предков ("Слово о полке Игоревом"). Кое-где сохранились даже имена лиц, которые были одновременно поэтами, композиторами и исполнителями таких произведений: Боян (XI ст), Митуса (XIII ст).
Из инструментов употреблялись
свои, извечные: гусли, деревянные трубы,
рога, бубны и различные пищали
и свирели. В княжеских дворах
употреблялись еще и
Носителями музыкального творчества были: певцы героических песен; скоморохи, которые со временем стали странствующими музыкантами. Скоморохи были не только музыкантами. Они развлекали слушателей и зрителей различными способами: пением, танцами, остротами, магическими действами; калеки прохожие, старцы, творцы внехрамовой набожной песни, предшественники более поздних лирников.
Церковная музыка пришла к нам из Византии. Из литературных источников известно, что вместе с греческим духовенством спроваживали тогда на Русь и греческих профессиональных музыкантов "домественников", которые организовали у нас церковно-певческое дело, были первыми учителями музыки и дирижерами ("протопсальтами") церковных хоров. Сначала была позаимствована византийская церковная музыка. Начиная с XI ст. вводится и распространяется русская церковная музыка, которая из первого источника церковного пения - Киево-Печерской лавры - быстро распространилась на церкви и монастыри всей Руси. Это был так называемый "Киевский распев", который стал основанием местной певческой традиции на долгие века. Известны даже имена профессиональных знатоков, творцов и исполнителей такой музыки: Стефан в Киеве, Лука во Владимире-Волынске, Дмитрий в Перемишле
Устное народное творчество
включает пословицы и поговорки,
песни и сказания, частушки и заговоры.
Составной частью искусства Руси
являлось музыкальное, певческое искусство.
В «Слове о полку Игореве» упоминается
легендарный сказитель-певец
Важным элементом всей древнерусской культуры являлся фольклор – песни, сказания, былины, пословицы, афоризмы. В свадебных, застольных, похоронных песнях отражались многие черты жизни людей того времени. Так, в древних свадебных песнях говорилось и о том времени, когда невест похищали, «умыкали», в более поздних – когда их выкупали, а в песнях уже христианского времени шла речь о согласии и невесты, и родителей на брак.