Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 11:58, доклад
Как и для всего русского искусства, для русской живописной культуры рубеж 17—18 вв. был переломным периодом. В это время на смену иконописи с ее культовым назначением, религиозной тематикой и условностью изобразительного языка в русской художественной культуре утверждается живопись как светское искусство, стремящееся передать облик реальной действительности.
Живопись ХVII-XVIII веков.
Как и для всего русского искусства,
для русской живописной культуры
рубеж 17—18 вв. был переломным периодом.
В это время на смену иконописи
с ее культовым назначением, религиозной
тематикой и условностью
В культуре первой четверти 18 в. большое
место занимала гравюра. Гравюрами
снабжались научные книги, печатавшиеся
в России в начале 18 в., в гравюре
увековечивались исторические события
этого времени, различные хозяйственные
и культурные начинания, наконец, события
придворной жизни. Гравюра служила
своеобразной формой пропаганды государственной
деятельности Петра I. Характерно, что
многие русские граверы Петровской
эпохи были выходцами из числа
мастеров Оружейной палаты, бывшей
в 17 в. средоточием русской
Виднейшим гравером петровского времени был Алексей Федорович Зубов (1682 — после 1744). Первоначальное обучение он получил среди мастеров
Оружейной палаты. Наиболее значительное произведение Зубова — большая, на восьми листах панорама Петербурга (1716—1717). Она воспроизводит берега Невы со всеми только что выстроенными — или проектируемыми — дворцами и другими сооружениями. Зубов изображал различные увеселения петровского времени, встречи победителей, торжественные шествия. Такова, например, его большая гравюра по рисунку Пикарта, изображающая триумфальное возвращение в Петербург русского флота, захватившего в сражении шведские корабли. Творчеству Зубова присущи типичные для того времени торжественная праздничность и вместе с тем документальная точность изображения, передающего все особенности явления: оснастку судов, детали архитектурного декора, планировку парков и т. п. Большое значение имела для развития гравюры этого времени работа приглашенных Петром I западноевропейских граверов, в частности Адриана Схонебека (в Москве с 1698) и Питера Пикарта (в России с 1702), бывших учителями Зубова и других русских граверов начала 18 столетия.
Наибольшим достижением
Первыми крупными русскими портретистами были Иван Никитич Никитин (ок. 1690—1741) и Андрей Матвеевич (или Меркурьевич) Матвеев (1701—1739). По своей биографии, по характеру деятельности они типичные представители трудовой интеллигенции первой четверти 18 века.
Никитин, сын священника, в юности преподавал арифметику и рисование. В 1716 г. он был послан Петром I в Италию с целью завершения его профессионального образования; по возвращении на родину работал в Петербурге как портретист. Типичным ранним произведением Никитина является портрет племянницы Петра I, Прасковьи Иоанновны (1714; Ленинград, Русский музей), несколько напоминающий парсуну отсутствием световоздушной среды и локальностью цвета. Однако художник передал здесь не только индивидуальные особенности физического облика модели, но и уловил черты определенного душевного склада.
И. Н. Никитин. Портрет напольного
гетмана. 1720-е гг. Ленинград, Русский
музей.
Вторым выдающимся портретистом начала столетия был А. М. Матвеев. Пенсионер Петра I, как и Никитин, он после приезда из-за границы занял на родине положение одного из ведущих мастеров. Матвеев сыграл большую роль как руководитель «живописной команды Канцелярии от строений» — организации, выполнявшей ответственные государственные заказы, связанные с декорированием церквей, дворцов и различных увеселительных построек, — и сам участвовал в их исполнении. «Автопортрет с женой» (1729; Русский музей) Матвеева принадлежит петровскому времени и высоким чувством человеческого достоинства, которое вкладывает художник в создаваемые образы, и индивидуальностью характеристик, и внутренней энергией, которой дышит лицо молодого живописца.
А. М. Матвеев. Автопортрет с женой. 1729 г. Ленинград, Русский музей.
Начало 1740-х гг. было временем нового
расцвета русского искусства. Воцарение
Елизаветы Петровны, временно положившее
конец цепи дворцовых заговоров
и переворотов и
Русские живописцы 1730-х и 1740-х гг. группировались вокруг «живописной команды Канцелярии от строений» в Петербурге, художественных классов Академии наук (бывших главным образом центром гравирования и обучения рисунку) и позднее — вокруг организованной в 1757 г. Академии художеств. Команда выполняла многочисленные заказы, связанные со строительством дворцов и церквей. Основной областью специализации ее мастеров была декоративная живопись.
Работой художников «живописной команды» руководил Андрей Матвеев, а позже — Иван Яковлевич Вишняков (1699 — после 1761), один из наиболее видных русских живописцев середины столетия.
В середине 18 в. в связи с широко развернувшимся дворцовым строительством расцветает русская декоративная живопись, но наиболее значительной областью русской живописи продолжает оставаться портрет. Портретистов 1740—1750-х гг. нельзя считать непосредственными преемниками искусства живописцев петровского времени. Никитин и Матвеев, выросшие в атмосфере поощрения национальных талантов, приобщившиеся благодаря работе за границей к современной западноевропейской художественной культуре, обладали более широким художественным кругозором, более высоким профессиональным мастерством, чем живописцы середины 18 в., никогда не покидавшие России и работавшие в условиях крайнего засилья иностранцев.
Тем не менее реалистические тенденции
русского портрета в работах этого
поколения художников продолжали свое
развитие. Своей приверженностью
принципам реализма они наследники
живописцев петровского времени. Характерно
при этом то, что тенденции, заложенные
в творчестве русских портретистов-
В 1760-е гг. подъем русской художественной культуры достигает своего апогея. К этому времени в живописи утверждается классицистическое направление, получившее свое наиболее значительное воплощение в творчестве живописца А. П. Лосенко. Принципами классицизма пронизано и творчество живописцев И. А. Акимова (1755—1814) и Г. И. Угрюмова (1764—1823). Оплотом классицизма явилась Петербургская Академия художеств, организованная в 1757 г. В живописи наиболее отчетливое выражение классицизм нашел в исторической картине — жанре, особенно культивируемом Академией художеств. Классицизму русская живопись обязана искусством создания большой тематической картины, сложением культуры натурного и композиционного рисунка. К числу слабых сторон академического классицизма, очень скоро ставших тормозом развития русской живописи, относилась крайняя нормативность, приводившая к абстрактности трактовки избранной темы, дающей лишь отвлеченную и часто очень условную схему психологической коллизии действия и характера отдельного персонажа.
Типичным представителем академического искусства второй половины 18 в. был сын крестьянина, ученик Академии художеств, впоследствии — академик, профессор и директор Академии, Антон Павлович Лосенко (1737—1773). Лосенко был одним из художников, определивших ее творческие установки. Основной областью творчества Лосенко является историческая живопись.
А. П. Лосенко. Прощание Гектора с Андромахой. 1773 г. Москва, Третьяковская галерея.
Таким образом, для русской живописи
18 век был периодом рождения и
формирования ее основных жанров —
исторической картины, бытового жанра,
пейзажа; одновременно это был первый
период яркого расцвета русского портретного
искусства. Реалистические тенденции
русской живописи этого столетия
наиболее глубокое и последовательное
выражение получили именно в портрете.
Портрет воплотил передовые воззрения
эпохи на ценность человеческой личности.
Лучшим образцам русского портрета этого
времени свойственны
Во второй половине 18 в. в русской живописи сложились определенные приемы и правила создания многофигурной, сюжетной картины, воплотившей принципы классицизма. Здесь нашли свое выражение патриотические и гражданственные идеалы эпохи. Имея очень большое значение для русской культуры своего времени, произведения исторической живописи в целом, однако, значительно уступают портрету по степени объективности трактовки действительности, по уровню художественного мастерства.
Во второй половине 18 в. складывается
и русская пейзажная живопись,
достигающая к концу