Живопись ХVII-XVIII веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 11:58, доклад

Краткое описание

Как и для всего русского искусства, для русской живописной культуры рубеж 17—18 вв. был переломным периодом. В это время на смену иконописи с ее культовым назначением, религиозной тематикой и условностью изобразительного языка в русской художественной культуре утверждается живопись как светское искусство, стремящееся передать облик реальной действительности.

Вложенные файлы: 1 файл

Живопись ХVII.docx

— 166.53 Кб (Скачать файл)

  

Живопись ХVII-XVIII веков.

Как и для всего русского искусства, для русской живописной культуры рубеж 17—18 вв. был переломным периодом. В это время на смену иконописи  с ее культовым назначением, религиозной  тематикой и условностью изобразительного языка в русской художественной культуре утверждается живопись как  светское искусство, стремящееся передать облик реальной действительности.

В культуре первой четверти 18 в. большое  место занимала гравюра. Гравюрами  снабжались научные книги, печатавшиеся в России в начале 18 в., в гравюре  увековечивались исторические события  этого времени, различные хозяйственные  и культурные начинания, наконец, события  придворной жизни. Гравюра служила  своеобразной формой пропаганды государственной  деятельности Петра I. Характерно, что  многие русские граверы Петровской эпохи были выходцами из числа  мастеров Оружейной палаты, бывшей в 17 в. средоточием русской художественной культуры. В русской печатной графике  начала 18 в. много стилистических черт, роднящих ее с гравировальным искусством предшествующего столетия.

Виднейшим гравером петровского времени  был Алексей Федорович Зубов (1682 — после 1744). Первоначальное обучение он получил среди мастеров

Оружейной палаты. Наиболее значительное произведение Зубова — большая, на восьми листах панорама Петербурга (1716—1717). Она воспроизводит берега Невы со всеми только что выстроенными —  или проектируемыми — дворцами и  другими сооружениями. Зубов изображал  различные увеселения петровского  времени, встречи победителей, торжественные  шествия. Такова, например, его большая  гравюра по рисунку Пикарта, изображающая триумфальное возвращение в Петербург  русского флота, захватившего в сражении шведские корабли. Творчеству Зубова присущи  типичные для того времени торжественная  праздничность и вместе с тем  документальная точность изображения, передающего все особенности  явления: оснастку судов, детали архитектурного декора, планировку парков и т. п. Большое  значение имела для развития гравюры  этого времени работа приглашенных Петром I западноевропейских граверов, в частности Адриана Схонебека (в Москве с 1698) и Питера Пикарта (в  России с 1702), бывших учителями Зубова и других русских граверов начала 18 столетия.

Наибольшим достижением русской  живописи петровского времени был  портрет, в котором художественно  воплотилось новое понимание  ценности человеческой личности, выдвинутое потребностями преобразовывающегося русского государства. Портретисты  первой четверти 18 в. остро схватывают индивидуальный склад ума и характера  человеческой личности, видя основное ее достоинство в активности, жизненной  энергии, чаще всего в целеустремленной деятельности на благо государства. Портретисты начала столетия преодолевали ограниченность образного строя  парсуны, так же как и условность ее художественного языка — относительную  плоскостность изображения, статичность  композиции, локальность колорита. Типичное произведение переходной поры — портрет Якова Тургенева (1690-е  гг.; Русский музей) работы неизвестного мастера. Он соединяет в себе условность плоскостного изображения парсуны  с конкретностью, живостью характеристики индивидуальных особенностей натуры портретируемого.

Первыми крупными русскими портретистами  были Иван Никитич Никитин (ок. 1690—1741) и Андрей Матвеевич (или Меркурьевич) Матвеев (1701—1739). По своей биографии, по характеру деятельности они типичные представители трудовой интеллигенции  первой четверти 18 века.

Никитин, сын священника, в юности преподавал арифметику и рисование. В 1716 г. он был послан Петром I в Италию с целью завершения его профессионального  образования; по возвращении на родину работал в Петербурге как портретист. Типичным ранним произведением Никитина является портрет племянницы Петра I, Прасковьи Иоанновны (1714; Ленинград, Русский музей), несколько напоминающий парсуну отсутствием световоздушной среды и локальностью цвета. Однако художник передал здесь не только индивидуальные особенности физического облика модели, но и уловил черты определенного душевного склада.

 
И. Н. Никитин. Портрет напольного гетмана. 1720-е гг. Ленинград, Русский  музей.

Вторым выдающимся портретистом начала столетия был А. М. Матвеев. Пенсионер Петра I, как и Никитин, он после приезда из-за границы занял на родине положение одного из ведущих мастеров. Матвеев сыграл большую роль как руководитель «живописной команды Канцелярии от строений» — организации, выполнявшей ответственные государственные заказы, связанные с декорированием церквей, дворцов и различных увеселительных построек, — и сам участвовал в их исполнении. «Автопортрет с женой» (1729; Русский музей) Матвеева принадлежит петровскому времени и высоким чувством человеческого достоинства, которое вкладывает художник в создаваемые образы, и индивидуальностью характеристик, и внутренней энергией, которой дышит лицо молодого живописца.

 

А. М. Матвеев. Автопортрет  с женой. 1729 г. Ленинград, Русский  музей.

Начало 1740-х гг. было временем нового расцвета русского искусства. Воцарение  Елизаветы Петровны, временно положившее конец цепи дворцовых заговоров  и переворотов и консолидировавшее русское дворянское государство, было воспринято как победа национальных начал над засильем иностранцев. Новая, светская культура проникает в более широкие слои русского общества. В те годы расширяется круг новой русской интеллигенции, которая начала формироваться еще при Петре I; центральной фигурой этого круга был М. В. Ломоносов.

Русские живописцы 1730-х и 1740-х гг. группировались вокруг «живописной  команды Канцелярии от строений»  в Петербурге, художественных классов  Академии наук (бывших главным образом  центром гравирования и обучения рисунку) и позднее — вокруг организованной в 1757 г. Академии художеств. Команда  выполняла многочисленные заказы, связанные  со строительством дворцов и церквей. Основной областью специализации ее мастеров была декоративная живопись.

Работой художников «живописной команды» руководил Андрей Матвеев, а позже  — Иван Яковлевич Вишняков (1699 —  после 1761), один из наиболее видных русских  живописцев середины столетия. 

В середине 18 в. в связи с широко развернувшимся дворцовым строительством расцветает русская декоративная живопись, но наиболее значительной областью русской  живописи продолжает оставаться портрет. Портретистов 1740—1750-х гг. нельзя считать непосредственными преемниками искусства живописцев петровского времени. Никитин и Матвеев, выросшие в атмосфере поощрения национальных талантов, приобщившиеся благодаря работе за границей к современной западноевропейской художественной культуре, обладали более широким художественным кругозором, более высоким профессиональным мастерством, чем живописцы середины 18 в., никогда не покидавшие России и работавшие в условиях крайнего засилья иностранцев.

Тем не менее реалистические тенденции  русского портрета в работах этого  поколения художников продолжали свое развитие. Своей приверженностью  принципам реализма они наследники живописцев петровского времени. Характерно при этом то, что тенденции, заложенные в творчестве русских портретистов-реалистов  середины столетия, резко противостоят той линии условного портретного  искусства, которое культивировалось придворными кругами.

В 1760-е гг. подъем русской художественной культуры достигает своего апогея. К этому времени в живописи утверждается классицистическое направление, получившее свое наиболее значительное воплощение в творчестве живописца  А. П. Лосенко. Принципами классицизма  пронизано и творчество живописцев И. А. Акимова (1755—1814) и Г. И. Угрюмова (1764—1823). Оплотом классицизма явилась  Петербургская Академия художеств, организованная в 1757 г. В живописи наиболее отчетливое выражение классицизм нашел  в исторической картине — жанре, особенно культивируемом Академией  художеств. Классицизму русская  живопись обязана искусством создания большой тематической картины, сложением  культуры натурного и композиционного  рисунка. К числу слабых сторон академического классицизма, очень скоро ставших  тормозом развития русской живописи, относилась крайняя нормативность, приводившая к абстрактности  трактовки избранной темы, дающей лишь отвлеченную и часто очень  условную схему психологической  коллизии действия и характера отдельного персонажа.

Типичным представителем академического искусства второй половины 18 в. был  сын крестьянина, ученик Академии художеств, впоследствии — академик, профессор  и директор Академии, Антон Павлович Лосенко (1737—1773). Лосенко был одним  из художников, определивших ее творческие установки. Основной областью творчества Лосенко является историческая живопись.

 

А. П. Лосенко. Прощание Гектора  с Андромахой. 1773 г. Москва, Третьяковская  галерея.

Таким образом, для русской живописи 18 век был периодом рождения и  формирования ее основных жанров —  исторической картины, бытового жанра, пейзажа; одновременно это был первый период яркого расцвета русского портретного  искусства. Реалистические тенденции  русской живописи этого столетия наиболее глубокое и последовательное выражение получили именно в портрете. Портрет воплотил передовые воззрения  эпохи на ценность человеческой личности. Лучшим образцам русского портрета этого  времени свойственны конкретность и яркая эмоциональная выразительность  психологической характеристики, многообразие и законченность самих типов  портретного изображения. Русский  портрет внес яркий и оригинальный вклад в развитие европейской  портретной живописи 18 столетия.

Во второй половине 18 в. в русской  живописи сложились определенные приемы и правила создания многофигурной, сюжетной картины, воплотившей принципы классицизма. Здесь нашли свое выражение  патриотические и гражданственные  идеалы эпохи. Имея очень большое  значение для русской культуры своего времени, произведения исторической живописи в целом, однако, значительно уступают портрету по степени объективности  трактовки действительности, по уровню художественного мастерства.

Во второй половине 18 в. складывается и русская пейзажная живопись, достигающая к концу рассматриваемого периода первых успехов в формировании метода правдивого отражения облика окружающего мира. Дошедшие до нас  отдельные произведения русского бытового жанра и по своему характеру и  в силу своей относительной малочисленности  не составляют целостного художественного  направления; тем не менее в лучших работах такого рода закладываются  те плодотворные тенденции, которые  в новый исторический период —  в 19 веке — способствовали замечательному расцвету русской сюжетной картины, посвященной жизни народа.

 


Информация о работе Живопись ХVII-XVIII веков