Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 19:43, реферат
Краткое описание
Константин Федорович Юон — представитель старшего поколения советских живописцев. Его творческая деятельность началась еще в дореволюционные годы. И тогда уже имя Юона-художника приобрело известность. Он принадлежит к кругу тех мастеров, деятельность которых явилась связующим звеном между советской художественной культурой и русским передовым дореволюционным искусством.
Содержание
Введение 1. Детство и юность К.Ф.Юона 2. Образование мастера. 3. Творчество живописца. 4. Произведения изучаемые в начальных классах 5. История написания и анализ произведений, изучаемых в начальной школе. Список литературы
1. Детство и юность
К.Ф.Юона
2. Образование мастера.
3. Творчество живописца.
4. Произведения
изучаемые в начальных классах
5. История написания и анализ произведений,
изучаемых
в начальной школе.
Список литературы
Введение
Константин Федорович Юон —
представитель старшего поколения советских
живописцев. Его творческая деятельность
началась еще в дореволюционные годы.
И тогда уже имя Юона-художника приобрело
известность.
Он принадлежит к кругу тех
мастеров, деятельность которых явилась
связующим звеном между советской художественной
культурой и русским передовым дореволюционным
искусством. Впитав лучшие традиции полнокровного
русского реализма XIX века, Юон вошёл в
советское искусство как художник с широким
творческим диапазоном, отдающий народу
свой талант живописца, театрального декоратора
и педагога, неиссякаемую энергию общественного
деятеля, свои знания историка и теоретика
искусства.
1. Детство и
юность К.Ф.Юона
Жизненный и творческий путь
Юона тесно связан с Москвой. Здесь он
родился 24 октября 1875 года. В большой и
дружной семье Юонов увлекались музыкой,
братья и сёстры Константина Федоровича
учились в Московской консерватории. Музыка
сыграла большую роль в воспитании будущего
художника, научила его понимать красоту,
поэзию, развила чувство ритма. В доме
бывало много молодёжи, часто ставились
живые картины и устраивались детские
спектакли. Мелодии и тексты к ним сочинял
старший брат, Юону поручалось писать
декорации под руководством друга семьи
— художника Малого театра К. В. Кандаурова.
Любовь к театру воспитывала
в юноше и его мать — Эмилия Алексеевна,
делавшая театральные костюмы для маскарадов
в Московском охотничьем клубе, где в те
годы собиралась артистическая молодёжь.
Семья Юонов жила в одном из
старинных уголков Москвы — Лефортове.
Этот район, связанный с эпохой Петра I,
не мог не заинтересовать впечатлительного
мальчика, зачитывавшегося романами И.
И. Лажечникова, М. Н. Загоскина, А. К. Толстого.
Юона рано начали увлекать памятники старой
русской архитектуры, в первую очередь
Москвы и Подмосковья: Кремль и Китай-город,
Троице-Сергиева лавра, Коломенское. Со
временем его интерес к истории родной
страны, к её исконному укладу и быту, традициям
народной жизни становился всё серьёзнее
и глубже.
2. Образование
мастера.
После первого посещения в 1880-х
годах Третьяковской галереи талантливому
юноше открылся новый мир прекрасного
в творчестве великих русских художников:
И. Е. Репина, В. Д. Поленова, В. М. Васнецова,
И. И. Левитана и других.
Особенно большое впечатление
произвело на него искусство В. И. Сурикова.
Юону были понятны и близки сюжеты суриковских
картин, их самобытные могучие герои. Суриков
многому научил молодого художника. По
этому поводу Юон писал в «Автобиографии»:
«Моя собственная любовь к истории и к
древностям, к декоративной и красноречивой
красочности форм ушедших веков в соединении
с живой жизнью и в живом свете — влекли
меня к нему (Сурикову.— Ред.). Он больше
всех других русских живописцев умел связать
историю с современностью, отражать общие
мировые идеи в трагедиях и борьбе живого
человека, связывать искусство с жизнью».
Ещё будучи учеником реального
училища, Юон начал серьёзно изучать русскую
архитектуру. Поэтому вполне закономерным
было его поступление в 1894 году в Московское
училище живописи, ваяния и зодчества
на архитектурное отделение. Вскоре, однако,
он понял, что главное призвание его —
живопись и перешёл на живописный факультет.
Тем не менее занятия древней архитектурой
сыграли значительную роль в развитии
его художественного вкуса и определили
в основном круг тем его живописных произведений.
Время вступления Юона на путь
живописца совпало с периодом сложной
идейно-художественной борьбы в русском
искусстве конца XIX — начала XX века. Эта
борьба явилась результатом глубокого
кризиса буржуазной культуры, наступившего
как на Западе, так и в России. Представители
реакционного искусства начали открытый
поход против реализма, ратуя за искусство,
освобожденное от всякой идейности и тенденций,
за искусство, понятное только отдельным
«исключительным личностям».
Московское училище живописи,
ваяния и зодчества, где учился Юон в те
годы, было оплотом идейного реализма.
В нём преподавали Н. А. Касаткин, К. А. Савицкий,
А. Е. Архипов — художники, продолжавшие
традиции искусства передвижников. Собственным
творчеством они доказывали ученикам,
какое огромное значение имеет картина
с серьёзным и глубоким социальным содержанием.
Учёба у этих мастеров безусловно определила
прогрессивность взглядов на искусство
будущих художников — воспитанников училища,
в частности взглядов Юона.
Ближе всего Юону было яркое,
солнечное искусство А. Е. Архипова, красота
народных мотивов в его картинах, виртуозное
мастерство в передаче световоздушной
среды. Но наиболее важное значение для
Юона имели занятия в мастерской В. А. Серова,
где он завершил своё художественное образование
в училище. У Серова молодёжь всегда находила
решение любого творческого вопроса. Серов
был замечательным художником и чутким
педагогом. Он умел раскрыть творческую
индивидуальность каждого ученика, направить
его по пути внимательного изучения действительности,
ценил простоту в выражении художественного
образа, верность традициям национальной
культуры. Серов учил молодых художников
искать три правды: правду человеческую,
правду социальную и правду живописную.
Юон называл Серова своей художественной
совестью, «без которой трудно работать
и трудно постигать новое».
«Третьяковская галерея и мой
учитель Серов были двумя главными родниками,
где я черпал то спасительное начало, которое
позволило мне пронести сквозь всю мою
жизнь здоровое отношение к искусству
и не дало сбиться с пути реалистического,
с пути уважения к русской классике».
3.Творчество живописца.
Начало творческого пути Юона
было противоречивым. Впечатлительный
и мало искушённый в вопросах искусства,
он испытал влияние многих существовавших
тогда художественных течений. Сначала
его увлекла эстетика «мирискуссников»
с их культом утончённого искусства для
«избранных личностей», с их поисками
нового стиля. Затем Юона захватили живописные
принципы импрессионизма, хотя стремление
импрессионистов возвести в основной
закон творчества понятие мгновенности
и мимолётности впечатления, утрата ими
композиционной архитектоники и пластики
формы всегда его настораживали и останавливали.
Не обретя ещё своего творческого
«я», но полный желания найти себя в искусстве,
Юон предпринимает заграничное путешествие.
Он едет в Италию, Германию, Швейцарию
и Францию, знакомится с классическим
и современным искусством этих стран.
В Париже Юон работает в частных мастерских,
увлекается Гогеном. Под впечатлением
искусства Гогена он отправляется в длительное
путешествие по Южному Кавказу. И здесь
наконец-то Юону стало ясно, что своё «художническое
счастье» надо искать только у себя на
родине. Он понял и осознал свою привязанность
к средней и северной России с её просторами
и привольем, с белизной её снегов и сиянием
утренних и вечерних зорь.
«Меня повлекло назад, как в
новую обетованную землю, но уже сознательно
и убеждённо. Чуждый юг и чуждое влияние
отрицательным путём имели своё отрезвляющее
действие, и мне ясно представилось, что
круг моих интересов и деятельности решительно
найден»,— писал он в автобиографическом
очерке.
1900 год был знаменательным
в жизни художника. Прежде всего,
в этом году он закончил
свои занятия в мастерской
Серова и вышел на путь самостоятельного
творчества. В этом году он
женился на К. А. Никитиной, крестьянке
села Лигачева Московской губернии.
И, наконец, в этом же, 1900 году Юон
начал свою педагогическую деятельность,
открыв в Москве вместе с художником И.
О. Дудиным частную художественную школу,
называвшуюся «Студия Юона», которая просуществовала
до 1917 года. В ней учились такие крупнейшие
мастера советского искусства, как В. И.
Мухина, А. В. Куприн, В. А. Ватагин, В. А.
Фаворский и другие.
Педагогическая работа ко многому
обязывала Юона: он должен был давать точные
и чёткие ответы на все вопросы учащихся.
Для этого ему самому прежде всего надлежало
обрести ясность в художественных взглядах.
Юон вспоминал, что педагогическая работа
имела для него в те годы «дисциплинирующее
значение»: она спасала его от юношеских
увлечений модными художественными направлениями,
помогала вырабатывать твёрдость убеждений.
Если в годы пребывания в училище
Юон писал главным образом лирические
пейзажи интимных уголков Подмосковья,
то после окончания учёбы его неудержимо
потянуло к широким просторам Волги. В
начале 1900-х годов он совершил длительную
поездку по старинным волжским городам.
Углич, Ростов, Кострома, Нижний Новгород
покорили молодого художника красочным
богатством древней архитектуры, кремлёвских
стен, монастырей, церквей, белокаменных
аркад торговых площадей и рядов, разноцветным
резным узорочьем деревянных домиков,
пестротой вывесок и синеющей необъятной
далью волжского простора.
Юону открылся новый мир удивительной
красоты.
«Мне хотелось писать картины,
как пишутся песни о жизни, об истории
русского народа, о природе, о древних
русских городах»…
Яркие впечатления, которые
он получал от знакомства с волжскими
городами, усиливались ещё влиянием творчества
М. Горького. Юон зачитывался горьковскими
книгами. Особенно близок ему был роман
«Фома Гордеев». Художника привлекали
замечательные описания картин волжской
природы и то, как глубоко понимал автор
духовное богатство народа. Эти качества
в творчестве великого писателя были родственны
Юону.
Юон, как и Горький, подолгу
работал в Нижнем Новгороде; его поражала
необычайная живописность и красота исторического
города, в котором ключом била современная,
проникнутая народным духом жизнь. Здесь
Юон написал много этюдов с натуры и создал
большую картину «Над Волгой» (1900), где
главными действующими лицами стали подобные
горьковским героям мещане, ремесленники
и босяки.
Интересен пейзаж этюдного
характера «Зимой на баржах» (1902), изображающий
уголок волжского залива у Нижнего Новгорода
в серый зимний день. Вмёрзла в лёд густо
запорошенная снегом баржа, будто погрузившись
в долгий зимний сон. Безмолвно стоят фигуры
сторожей в огромных рыжих тулупах. Белые
хлопья снега контрастируют с яркой окраской
голубого домика на барже; прихотливо
сплетаются на фоне серого зимнего неба
тонкая паутина канатов и стройные мачты.
Выдержанный в гармоничной серебристой
гамме, этюд говорит о зоркой наблюдательности
и вкусе художника, о богатстве и изысканности
его палитры.
Множество картин, этюдов и
рисунков посвятил Юон памятнику древнерусской
архитектуры XVII века — Троице-Сергиевой
лавре под Москвой. Народной жемчужиной,
неисчерпаемой по своим живописным и декоративным
богатствам, назвал художник этот замечательный
архитектурный ансамбль.
Одним из первых произведений,
посвящённых этой теме, была картина «К
Троице» (1903). В небольшом по размеру полотне
художник воспроизводит яркую и вместе
с тем обыденную сцену из жизни Троице-Сергиевой
лавры. На фоне розовых, красных, белых
башен и зданий лавры и живописно разбросанных
у их подножья маленьких домиков и лавок
посада едут цугом в санях на «поклон»
к Троице именитые москвичи. Мерным, спокойным
шагом идут по рыже-коричневой грязной
весенней дороге кони. На облучках саней
величественно высятся длинные фигуры
возниц в чёрных монашеских одеяниях.
Написанная с натуры, картина
полна непосредственности. Юон мастерски
передаёт воздушную дымку серенького
зимнего дня, сквозь которую вырисовываются
разноцветные башни с золотыми и синими
луковицами куполов. Широкий пастозный
мазок, которым написана картина, способствует
ощущению движения, усиливает её красочность
и декоративность.
О тонкой наблюдательности
молодого художника свидетельствовала
картина «Красный товар» (1905), изображающая
уголок базарной площади в Ростове Великом.
Характеристики Юона метки: вот торговка,
сосредоточенно считающая деньги; состоятельная
мещанка деловито расплачивается за покупку;
женщина с девочкой выбирают обновки,
роясь в груде пёстрого товара. Юон великолепно
почувствовал колорит зимнего русского
базара с пёстрыми тканями, развешанными
и разложенными на земле, лавками и двухэтажными
флигелями, запорошенными сухим снегом.
Только художник, влюбленный в Россию,
мог увидеть в обыденной сцене столько
красоты и поэзии.
В конце 1900-х годов Юон увлечённо
работает над серией картин, в которых
ставит перед собой задачу передать эффект
ночного освещения. Это картины «Ночь.
Тверской бульвар» (1909), «Тройка у старого
Яра. Зима» (1909) и другие. В первой из них
на фоне ярко освещенного ночного кафе
вырисовываются причудливые, чуть гротескные
силуэты его посетителей — мужчин в высоких
цилиндрах и дам в огромных модных шляпах.
Эта картина — в какой-то мере дань художника
импрессионизму. Однако, в противоположность
позднему импрессионизму, узаконившему
этюд, Юон продолжает классические традиции
русского реализма, всегда считавшего
высшим итогом творческой работы законченную
картину. Юон принципиально оставался
верен реалистическим традициям. Вспоминая
о своем увлечении импрессионистами, художник
писал: «Я был не в силах даже ослабить
в своём сознании величие воспринятого
ранее искусства передвижников и шедевров,
собранных в Третьяковской галерее... Тяготение
к русским национальным формам, к образам
родного прошлого и настоящего, к идеям
народного искусства... являлось трезвым
регулятором в моём сознании. Оно мне диктовало
необходимость не превращать систему
импрессионизма в самоцель».
В 1908 году Юон поселился в Лигачёве.
Здесь он жил подолгу во все времена года.
«...Я имел возможность ещё ближе подойти
к народу и народной жизни, в частности,
к жизни деревни, которая немало питала
и питает моё искусство».
В 1910 году Юон написал одну из
лучших своих работ, посвященных Троицкой
лавре,— картину «Весенний солнечный
день». Это очень радостное произведение,
рисующее уголок Сергиева посада в солнечный
день ранней весны. Очень свободно, естественно
и живо разместил художник фигуры людей:
стоят, греясь на солнышке две девушки,
проходя мимо, залюбовалась на них сгорбленная
маленькая старушка, веселятся ребятишки
у снежных сугробов. Шумят у своих гнёзд
грачи. Для художника всё важно и значительно,
он подмечает и большое и малое.