ТАШКЕКНТСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ДОКЛАД
НА ТЕМУ
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ
Работа студентки
факультета спортивной психологии Сабировой Жаннат
Ташкент 2013-10-04
“Леонардо
да Винчи”
Краткая биография
Леонардо да Винчи
Леонардо (Лионардо)
да Винчи (1452-1519) - живописец, скульптор,
архитектор, инженер, ученый. Родился 15
апреля 1452 г. в городе Винчи, близ Флоренции,
незаконный сын местного нотариуса сера
Пьера Винчи и молодой крестьянки Катарины.
Воспитывался в доме отца и вместе с ним
переселился в 1469 г. (а может быть, еще в
1466) во Флоренцию. Впервые его имя встречается
там в книге корпорации флорентинских
художников от 1472 г. В 1469-1476 гг. (а может
быть, и до 1478) работал в боттеге Верроккио,
в 1480 г. упоминается как имеющий собственную
мастерскую. Первые свидетельства о самостоятельных
работах: заказ на алтарный образ для капеллы
св. Бернарда во дворце Синьории (1478; выполнен
не был) и договор на "Поклонение волхвов"
для монастыря Сан Донато а Скопето (1481;
работа осталась незаконченной). В 1482-1499
гг. в Милане, на службе у герцога Лодовико
Моро, в качестве военного инженера, архитектора,
скульптора и живописца. В апреле 1500 г.
Леонардо да Винчи возвращается во Флоренцию
(через Мантую и Венецию). В 1502 около года
служит у Чезаре Борджа, по поручению которого
объезжает Романью, Умбрию и Тоскану. В
1503-1506 гг. во Флоренции работает над стенной
росписью в зале Большого совета дворца
Синьории ("Битва при Ангиари"), в
1506 г. возвращается в Милан на службу к
французскому наместнику Шарлю д'Амбуаз,
где живет до 1513 г. (с перерывом для поездки
во Флоренцию в 1507 г.). С конца 1513 г. в Риме,
откуда в 1516 г. был приглашен королем Франциском
I во Францию на должность первого живописца,
архитектора и механика короля. Умер в
замке Клу 2 мая 1519 г., завещав рукописное
наследство ученику Франческо Мельци,
сопровождавшему его во Францию. Леонардо да Винчи был
не только великим художником-живописцем,
скульптором и архитектором, но и гениальным
ученым, занимавшимся математикой, механикой,
физикой, астрономией, геологией, ботаникой,
анатомией и физиологией человека и животных,
последовательно проводившим принцип
экспериментального исследования. В его
рукописях встречаются рисунки летательных
машин, парашюта и вертолета, новых конструкций
и винторезных станков, печатающих, деревообрабатывающих
и других машин, отличающиеся точностью
анатомические рисунки, мысли, относящиеся
к математике, оптике, космологии (идея
физической однородности вселенной) и
другим наукам. Около семи тысяч страниц
сохранившихся рукописей (написанных
на итальянском языке в большинстве справа
налево зеркально) были позднее разъединены
и хранятся теперь в библиотеках Лондона,
Виндзора, Парижа, Милана и Турина. Итальянский
живописец, скульптор, архитектор, ученый,
инженер. Сочетая разработку новых средств
художественного языка с теоретическими
обобщениями, создал образ человека, отвечающий
гуманистическим идеалам Высокого Возрождения.
В росписи “Тайная вечеря” (1495-97, в трапезной
монастыря Санта-Мария делле Грацие в
Милане) высокое этическое содержание
выражено в строгих закономерностях композиции,
ясной системе жестов и мимики персонажей.
Гуманистический идеал женской красоты
воплощен в портрете Моны Лизы (т. н. “Джоконда”,
ок. 1503). Многочисленные открытия, проекты,
экспериментальные исследования в области
математики, естественных наук,
механики. Отстаивал решающее
значение опыта в познании природы (записные
книжки и рукописи, ок. 7 тыс. листов).
Родился в семье богатого
нотариуса. Сложился как мастер, обучаясь
у Андреа дель Верроккьо (1467-72). Методы
работы во флорентийской мастерской того
времени, где труд художника был тесно
сопряжен с техническими экспериментами,
а также знакомство с астрономом П. Тосканелли
способствовали зарождению научных интересов
юного Леонардо. В ранних произведениях
(голова ангела в “Крещении” Верроккьо,
после 1470, “Благовещение”, около 1474, оба
в Уффици, “Мадонна Бенуа”, около 1478, Эрмитаж)
обогащает традиции живописи кватроченто,
подчеркивая плавную объемность форм
мягкой светотенью, оживляя лица тонкой,
едва уловимой улыбкой. В “Поклонении
волхвов” (1481-82, не закончена; подмалевок
— в Уффици) превращает религиозный образ
в зеркало разнообразных человеческих
эмоций, разрабатывая новаторские методы
рисунка. Фиксируя результаты бесчисленных
наблюдений в набросках, эскизах и натурных
штудиях (итальянский карандаш, серебряный
карандаш, сангина, перо и другие техники),
Леонардо добивается редкой остроты в
передаче мимики лица (прибегая порой
к гротеску и карикатуре), а строение и
движения человеческого тела приводит
в идеальное соответствие с драматургией
композиции.
На службе у правителя Милана
Лодовика Моро (с 1481) Леонардо выступает
в роли военного инженера, гидротехника,
организатора придворных празднеств.
Свыше 10 лет он работает над монументом
Франческо Сфорца, отца Лодовика Моро;
исполненная пластической мощи глиняная
модель памятника в натуральную величину
не сохранилась (разрушена при взятии
Милана французами в 1500) и известна лишь
по подготовительным наброскам.
Живописные работы
Леонардо да Винчи
Первый флорентийский
период: Ангел на "Крещении" Верроккио
(Уффици); "Поклонение волхвов" (Уффици;
незакончена, подготовительные рисунки
пером в Уффици и Лувре); женский портрет
(может быть, Джиневры д'Америго Бенчи,
Вена, галерея Лихтенштейн); "Мадонна
Бенуа" (Санкт-Петербург, Эрмитаж); "Св.
Иероним" (Ватикан, галерея).
Первый миланский период: "Мадонна в
гроте" для церкви Сан Франческо (Лувр
и Лондон, Национальная галерея); "Мадонна
Литта" (Санкт-Петербург, Эрмитаж); фреска
"Тайная вечеря" (Милан, монастырь Санта
Мариа делле Грацие (1495-1497); рисунки - в
Милане (Брера), Венеции (Академия), Виндзоре,
Страсбурге, Веймаре. Приписываются: портрет дамы
с горностаем (Цецилии Галерани, Краков,
музей); так называемая "Belle FerroniKre"
(Лувр); портреты женщины в профиль и музыканта
в миланской Амброзиане. В Мантуе нарисовал
портрет Изабеллы д'Эсте (теперь в Лувре).
Второй флорентийский период: портрет Моны Лизы ("Джоконда", 1503, Лувр);рисункидля
"Св. Анны втроем" и для "Битвы при
Ангиари"
в Лондоне, Оксфорде, Виндзоре, Будапеште,
Венеции. Второй миланский период: "Св.
Анна втроем" и "Иоанн Креститель"
(обе - Лувр). Сохранились в копиях учеников
"Флора, Вакх, две Леды". Приписываются:
два "Благовещения" (Уффици и Лувр),
"Мадонна с гвоздикой" в Мюнхенской
пинакотеке.
Скульптурные работы Леонардо
да Винчи не сохранились; остались рисунки
и статуэтки (лучшая в Будапеште) конной статуи герцога Сфорца, модель которой была разрушена в Милане
в 1499 г., и другой, также неосуществленной,
статуи маршала Тривульцио. Архитектурные
и градостроительные проекты и рисунки
(центрально-купольные постройки, планировка
городов, купола Миланского собора, собора
в Павии и др.) сохранились в собрании рисунков
в Виндзоре, в так называемом Атлантическом
кодексе, хранящемся в миланской библиотеке
Амброзиана, и в других кодексах Леонардо.
Ранний период творчества.
В ранний период творчества (1483 - 1503 г.г)
Леонардо да Винчи создает много картин
Я хочу остановиться на трех из них:
“Мадонна в скалах”
В “Мадонне в скалах” (1483-94,
Лувр; второй вариант — 1487-1511, Национальная
галерея, Лондон) излюбленная мастером
тончайшая светотень (“сфумато”) предстает
новым ореолом, который идет на смену средневековым
нимбам: это в равной мере и божественно-человеческое,
и природное таинство, где скалистый грот,
отражая геологические наблюдения Леонардо,
играет не меньшую драматическую роль,
чем фигуры святых на переднем плане.
В трапезной монастыря Санта-Мария делле
Гр ацие Леонардо создает роспись “Тайная вечеря” (1495-97; из-за рискованного эксперимента,
на который пошел мастер, применив
В трапезной монастыря Санта-Мария делле
Гр ацие Леонардо создает роспись “Тайная вечеря” (1495-97; из-за рискованного эксперимента,
на который пошел мастер, применив
для фрески масло
в смеси с темперой работа дошла до нас
в весьма поврежденном виде). Высокое религиозно-этическое
содержание образа, где представлена бурная, разноречивая
реакция учеников Христа на его слова
о грядущем предательстве, выражено в
четких математических закономерностях
композиции, властно подчиняющей себе
не только нарисованное, но и реальное
архитектурное пространство. Ясная сценическая
логика мимики и жестов, а также волнующе-парадоксальное,
как всегда у Леонардо, сочетание строгой
рациональности с неизъяснимой тайной
сделали “Тайную вечерю” одним из самых
значительных произведений в истории
мирового искусства.
Занимаясь также архитектурой,
Леонардо разрабатывает различные варианты
“идеального города” и центрально-купольного
храма.
Последующие годы мастер проводит
в непрестанных переездах (Флоренция —
1500-02, 1503-06, 1507; Мантуя и Венеция — 1500; Милан
— 1506, 1507-13; Рим — 1513-16). С 1517 живет во Франции,
куда был приглашен королем Франциском
I.
“Битва при
Ангьяри”. Джоконда (Портрет Моны Лизы)
Во Флоренции Леонардо работает
над росписью в Палаццо Веккьо (“Битва
при Ангьяри”, 1503-06; не закончена и не сохранилась,
известна по копиям с картона, а также
по недавно обнаруженному эскизу — частное
собрание, Япония), которая стоит у истоков
батального жанра в искусстве нового времени;
смертельная ярость войны воплощена тут
в исступленной схватке всадников.
В наиболее известной картине Леонардо,
портрете Моны Лизы (так называемой “Джоконды”,
около 1503, Лувр) образ богатой горожанки
предстает таинственным олицетворением
природы как таковой, не теряя при этом
чисто женского лукавства; внутреннюю
значительность композиции придает космически-величавый
и в то же время тревожно-отчужденный пейзаж,
тающий в холодной дымке.
Поздние картины
К поздним произведениям Леонардо
принадлежат: проекты памятника маршалу
Тривульцио (1508-12), роспись “Св. Анна с
Марией и младенцем Христом” (ок. 1500-07,
Лувр). В последней как бы подводится итог
его поискам в области свето-воздушной
перспективы, тонального колорита (с преобладанием
прохладных, зеленоватых оттенков) и гармонической
пирамидальной композиции; вместе с тем
это гармония над бездной, поскольку группа
святых персонажей, спаянных семейной
близостью, представлена на краю пропасти.
Последняя картина Леонардо, “Св. Иоанн
Креститель” (около 1515-17, там же) полна
эротической двусмысленности: юный Предтеча
выглядит тут не как святой аскет, но как
полный чувственной прелести искуситель.
В серии рисунков с изображением вселенской
катастрофы (т. н. цикл с “Потопом”, итальянский
карандаш, перо, около 1514-16, Королевская
библиотека, Виндзор) раздумья о бренности
и ничтожестве человека перед могуществом
стихий сочетаются с рационалистическими,
предвосхищающими “вихревую” космологию
Р. Декарта представлениями о цикличности
природных процессов.
“Трактат о живописи”
Важнейшим источником для изучения
воззрений Леонардо да Винчи служат его
записные книжки и рукописи (около 7 тыс.
листов), написанные на разговорном итальянском
языке. Сам мастер не оставил систематического
изложения своих мыслей. “Трактат о живописи”,
подготовленный после смерти Леонардо
его учеником Ф. Мельци и оказавший огромное
влияние на теорию искусства, состоит
из отрывков, во многом произвольно извлеченных
из контекста его записок. Для самого Леонардо
искусство и наука были связаны неразрывно.
Отдавая в “споре искусств” пальму первенства
живописи как наиболее интеллектуальному,
по его убеждениям, виду творчества, мастер
понимал ее как универсальный язык (подобный
математике в сфере наук), который воплощает
все многообразие мироздания посредством
пропорций, перспективы и светотени. “Живопись,
— пишет Леонардо, — наука и законная
дочь природы..., родственница Бога”. Изучая
природу, совершенный художник-естествоиспытатель
тем самым познает “божественный ум”,
скрытый под внешним обликом натуры. Вовлекаясь
в творческое соревнование с этим божественно-разумным
началом, художник тем самым утверждает
свое подобие верховному Творцу. Поскольку
он “имеет сначала в душе, а затем в руках”
“все, что существует во вселенной”, он
тоже есть “некий бог”.
Леонардо — ученый. Технические проекты
Как ученый и инженер
Леонардо да Винчи обогатил проницательными
наблюдениями и догадками почти все области
знания того времени, рассматривая свои
заметки и рисунки как наброски к гигантской
натурфилософской энциклопедии. Он был
ярким представителем нового, основанного
на эксперименте естествознания. Особое
внимание Леонардо уделял механике, называя
ее “раем математических наук” и видя
в ней ключ к тайнам мироздания; он попытался
определить коэффициенты трения скольжения,
изучал сопротивление материалов, увлеченно
занимался гидравликой. Многочисленные
гидротехнические эксперименты получили
выражение в новаторских проектах каналов
и ирригационных систем. Страсть к моделированию
приводила Леонардо к поразительным техническим
предвидениям, намного опережавшим эпоху:
таковы наброски проектов металлургических
печей и прокатных станов, ткацких станков,
печатных, деревообрабатывающих и прочих
машин, подводной лодки и танка, а также
разработанные после тщательного изучения
полета птиц, конструкции летальных аппаратов
и парашюта.
Оптика
Собранные Леонардо
наблюдения над влиянием прозрачных и
полупрозрачных тел на окраску предметов,
отраженные в его живописи, привели к утверждению
в искусстве принципов воздушной перспективы.
Универсальность оптических законов была
связана для него с представлением об
однородности Вселенной. Он был близок
к созданию гелиоцентрической системы,
считая Землю “точкой в мироздании”.
Изучал устройство человеческого глаза,
высказав догадки о природе бинокулярного
зрения.
Анатомия, ботаника, палеонтология
В анатомических исследованиях,
обобщив результаты вскрытий трупов, в
детализированных рисунках заложил основы
современной научной иллюстрации. Изучая
функции органов, рассматривал организм
как образец “природной механики”. Впервые
описал ряд костей и нервов, особое внимание
уделял проблемам эмбриологии и сравнительной
анатомии, стремясь ввести экспериментальный
метод и в биологию. Утвердив ботанику
как самостоятельную дисциплину, дал классические
описания листорасположения, гелио- и
геотропизма, корневого давления и движения
соков растений. Явился одним из основоположников
палеонтологии, считая, что окаменелости,
находимые на вершинах гор, опровергают
представления о “всемирном потопе”.
Явив собою, идеал ренессансного “универсального
человека”, Леонардо да Винчи осмыслялся
в последующей традиции как личность,
наиболее ярко очертившая диапазон творческих
исканий эпохи. В русской литературе портрет
Леонардо создан Д. С. Мережковским в романе
“Воскрешенные боги” (1899-1900).