Зарождение первобытного искусства: живопись, пластика, керамика. Арх-ные сооружения: менгиры, дольмены, кромлехи.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 20:49, контрольная работа

Краткое описание

В первобытной культуре инструментом познания мира служили мифы. Первобытная культура- это способ опредмечивания мифов. В этот период формируются критерии художественного творчества: способность оперировать линией и цветом; создание изображений предметов видимого мира; формирование эстетического чувства как стимула к подобной деятельности. Зарождение искусства относят к палеолиту, хотя «возраст» человечества равняется приблизительно миллиону лет. Период верхнего (позднего) палеолита подразделяют по местам первых находок: Ориньяк- 40-35 тыс. лет до н.э., Солютре- 35-25 лет до н.э., Мадлен- 25-12 тыс. лет до н.э.

Вложенные файлы: 1 файл

1-2 БИЛЕТ Первобытное искусство.docx

— 27.73 Кб (Скачать файл)

Вопрос 1. Зарождение первобытного искусства: живопись, пластика, керамика. Арх-ные сооружения: менгиры, дольмены, кромлехи.

Общая характеристика   В первобытной культуре инструментом познания мира служили мифы. Первобытная культура- это способ опредмечивания мифов. В этот период формируются критерии художественного творчества: способность оперировать линией и цветом; создание изображений предметов видимого мира; формирование эстетического чувства как стимула к подобной деятельности.

Зарождение искусства относят к палеолиту, хотя «возраст» человечества равняется приблизительно миллиону лет. Период верхнего (позднего) палеолита  подразделяют по местам первых находок: Ориньяк- 40-35 тыс. лет до н.э., Солютре- 35-25 лет до н.э., Мадлен- 25-12 тыс. лет до н.э. Период Мадлен – наивысший расцвет первобытного искусства. За палеолитом, после отстугления ледников, следует мезолит — средний каменный век (примерно 12-8 тысяч лет до н. э.), а за ним — новокаменный век, или неолит, век отполированного камня

Искусство первобытности  было синкретичным. Под синкретизмом понимается слитность, нераслененность в нём основных форм художественного творчества: изобразительного искусства, драмы, музыки, пляски.  Синкретизм- неразделенность обрядовых, магических, познавательных функций первобытного искусства. Искусство в период первобытности выполняло функции, которые в более поздние эпохи возьмут на себя философия, наука, идеология. Но поскольку сознание людей, живущих в мифе, было допонятийным, чувственно-образным, искусство выступало для них способом познания мира, отношения к нему, выражением чувств и эмоций.

Важнейшие функции  первобытного искусства:1.коммуникативно-мемориальная функция (рисунки, составляющие связное повествование о каком-либо событии или содержащие частное сообщение);2. познавательная функция (для первобытного человека грань между условностью и реальностью отсутствовала;3. познавать в первобытном мышлении означало воспроизводить последовательность создания чего-либо);4. магико-религиозная функция (В основе магии лежит принцип аналогии — вера человека в получение власти над предметом через овладение его образом.)

Верование в первобытном  обществе.   Анимизм –вера в духов. Магия—вера в то,что при помощи специальных обрядов можно влиять на людей и окружающий мир. Закон подобия: в основе магии лежит лежит принцип аналогии- вера человека в получение власти над предметом через овладение его образом. Тотемизм- поклонение животным и деревьям, вера в кровнородственные связи между родом и животным или растением. На тотемное животное нельзя было охотиться, а растение нельзя было употреблять в пищу. Священное животное считалось прародителем племени.

Искусство как  орудие магии. Произведения искусства использовались как объекты магического действия. В пещере Монтеспан во Франции, в области северных Пиренеев были найдены многочисленные глиняные скульптуры зверей — львов, медведей, лошадей, — покрытые следами от ударов копьем, нанесенных, по-видимому, во время какой-то магической церемонии. Зверя – изобразить, человека – выразить. Палеолитическое искусство уделяет много внимания зверю и сравнительно мало - человеку. Оно направлено прежде всего на познание внешней природы. В то самое время, когда животных уже научились изображать замечательно реально и живо, человеческие фигуры изображаются почти всегда очень примитивно. В палеолитическом искусстве еще нет того преимущественного интереса к миру человеческих взаимоотношений, который отличает искусство, отграничившее свою сферу от сферы науки. По памятникам первобытного искусства (по крайней мере — изобразительного) трудно узнать о жизни родовой общины что-либо помимо ее занятий охотой и связанных с этим магических обрядов; главное же место занимает самый объект охоты - зверь. Именно его изучение представляло главный практический интерес, поскольку он был основным источником существования, — и утилитарно-познавательный подход к занятиям живописью и скульптурой сказывался в том, что изображали преимущественно животных, причем такие породы, добыча которых была особенно важна и вместе с тем трудна и опасна, а следовательно, требовала особенно тщательного изучения. Птицы, растения изображались редко. Рисуя фигуру животного, человек в известном смысле действительно «овладевал» животным, поскольку он познавал его, а познание — источник господства над природой. Жизненная необходимость образного познания и была причиной возникновения искусства. Но наш предок понимал это «овладение» в буквальном смысле и производил вокруг сделанного им рисунка магические обряды, чтобы обеспечить успех охоты. Он фантастически переосмысливал истинные, рациональные мотивы своих действий. Интерес к человеку появляется  только в мезолите,

Два стиля изображения: жизнеподобный и условный, зарождение изобразительности и выразительности.

"Палеолитические Венеры" -ранние опыты объемной пластики, относят к периоду Солютре. Большинство найденных статуэток изображает обнаженную стоящую женскую фигуру; в них ясно видно стремление первобытного художника передать черты женщины-матери (подчеркнуты грудь, огромный живот, широкие бедра). Сравнительно верно передавая общие пропорции фигуры, первобытные скульпторы обычно изображали руки этих статуэток тонкими, маленькими, чаще всего сложенными на груди или животе, черты лица не изображали вовсе, хотя довольно тщательно передавали детали прически, татуировки и т. п. Скульптурные фигурки, изображающие женщин небольшие по размерам (5 - 10 см), вырезанны из кости, рога или мягкого камня, из глины.Статуэтки  свидетельствуют о большой общественной роли, которая принадлежала женщине в период матриархата. Палеолитические "Венеры" -материализовавшаяся идея материнства, плодородия. Самая знаменитая из них Венера Виллендорфская— найдена в Австрии в 1908 г. в местечке под названием Виллендорф. Она отличается утрированными формами, подчеркнутыми признаками пола, вероятно выражающими плодоносящую силу земли, богини-прародительницы, матери, главы рода. Согласно одной из версий, гротескный натурализм этих изображений представляет собой первый, начальный этап развития символизма в искусстве — "буквализм", т. е. выражение общих идей путем утрирования натуральных деталей.

Изображения на плоскости Основа жизни эпохи палеолита – охота. Основная тема палеолита – тема зверя. Изображение зверя реализовывало желание им овладеть. Согласно принципу «подобное производит  подобное» нарисованный зверь воспринимался аналогом реального зверя. Для таких изображений требовался анализ формы и качеств (во время охоты, во время разделки туши), при этом сам рисунок становился синтезом всех приобретённых знаний. Животное на рисунке не конкретный объект, а собирательное изображение всего вида. Изображение видоизменялось по мере увеличения сведений об окружающем мире: динамичная линия, сменившая статичную, передавала не только границы тела, но динамику животного, штрихи выражали массу и объём. Примеры подобного творчества — пещеры Альтамира, Фон де Ром, Ласка, Капова пещера. По мере осознания человеком значимости своего места в мире рядом с изображением животного появляется изображение человека.

Пещерная живопись- это живопись не напоказ, рисунки наносились в труднодоступных местах пещеры. При помощи рисунков совершались магические действия. Цвета росписей: красный, черный, белый, желтый, коричневый. Минеральные краски: желтая и красная охра, окись марганца, смешивали с жиром животных. В эпоху палеолита пещерная  живопись носила  ярко выраженный  реалистический характер. Самые ранние изображения животных (ориньякского времени) еще примитивны, сделаны одним лишь линейным контуром, без всякой проработки деталей, и по ним не всегда можно понять, какое именно животное изображено. Образ зверя в творчестве первобытных людей мадленского времени по сравнению с предшествующим периодом приобрел гораздо более конкретные и жизненно правдивые черты. Первобытное искусство теперь пришло к ясному пониманию строения и формы тела, к умению правильно передать не только пропорции, но и движение животных, быстрый бег, сильные повороты и ракурсы. Наиболее знаменитые из этих произведений находятся в пещерах Пиренеев на границе Франции и Испании — в пещерах Альтамира, Ляско, Фон де Гом. Выполнены 2-3 красками с различной степенью тональной насыщенности. Выразительный силуэт. Некоторые изображения достигают полутора метров в высоту. Изображения бизонов, лошадей, оленей, сделанные на стенах пещер удивляют точностью, жизненностью, магией натурализма.Точность передачи характерных особенностей зверя поразительны, подобное совершенство изобразительной формы может быть достигнуто только длительной эволюцией стиля. Изображения животных  создаются изолированно — вне окружающей среды (фона, элементов пейзажа) и не связаны друг с другом. Они беспорядочно сталкиваются, накладываются друг на друга, встречаются рисунки в перевернутом виде. Однако они тесно связаны с изобразительной поверхностью, тактильны (осязательны) и моторны (двигательны), согласуются с естественным рельефом пещер: выпуклостями и впадинами, контурами сколов камня. Изображения зверей сочетаются с так называемыми макаронами (параллельными линиями) и отпечатками кистей рук. Объекты изображений делят на три группы: а) звери как предмет охоты: бизон, бык, дикая лошадь, мамонт, олень, носорог, баран; б) вымирающие пещерные хищники: лев, тигр, медведь; в)птицы и рептилии (змеи, черепахи).

 В эпоху мезолита. (переход к оседлости)   изображения становятся более условными, часто наносятся на поверхности скал(уже не в пещерах). Центральная тема мезолита- жизнь рода, передача действительности, важную роль начинают играть изображения людей, появляются примеры повествовательности, сцены битв, охот, многофигурные сцены. В изображениях нарастает схематичность. Не зверь, а человек занимает центральное место в изображениях. Художники показывают человеческие фигурки стилизованно, без одежд и лиц.

В неолитическую  и энеолитическую эпохи происходят существенные сдвиги в жизни людей, начали вести оседлый образ жизни, освоили земледелие и скотоводство, приручили коз, овец и крупный рогатый скот, одомашнили собаку, освоили гончарное производство. В энеолите в Передней Азии возникает расписная керамика. Творцы расписной керамики — земледельцы, оседло живущие в постоянных местах обитания. В мире, в котором живут эти люди, появляется структуризация пространства на свое, оберегаемое специальными символами, и чужое, враждебное, грозящее несчастьями. На керамических сосудах появляется изображение с четко фиксированным центром, от которого лучеобразно отходят рисунки, символы, структурируя горизонтальную плоскость земли. В энеолите в 6–4 тыс. до н.э. расписная керамика распространяется до побережья Средиземного моря, на территорию Персии. Везде на керамических сосудах одни и те же геометрические узоры — розетки, кресты, спирали, многоугольники, прямые и волнистые линии, животные и природные формы. Все узоры имеют символический характер: розетка — знак бегущего по небу солнца, треугольник — знак горы, волнистая линия — вода, ромб и квадрат — развертка земли по четырем сторонам света. Сама округлая форма гончарного сосуда символизирует круговорот времени и купол неба. Внутри круга всегда отмечен центр композиции, орнамент располагается крестообразно. Появляются изображения вертикального строения мира — поярусно даются изображения птиц (символ неба), животных или человека (символ земли), змей, ящериц (символ подземного мира). Часто эти изображения помещаются на фоне так называемого “мирового древа”, крона которого символизирует небо, ствол — землю, корни — подземный мир

Древнейшие формы  архитектонического творчества.  В эпоху палеолита человек использует случайные пристанища: пещеры, ветровые заслоны, ямы в земле. В период неолита  появляются простейшие хижины, общинные дома, свайные постройки. Поздний этап неолита стал началом строительства мегалитических сооружений (от греч. «мегас» - большой и «литос» — камень). Менгиры (от брет. «мен» — камень, «хир» — высокий) — одиноко стоящие вертикальные глыбы от 5 до 20 м высотой, исполнявшие в основном роль памятников. Целые аллеи вертикально стоящих больших камней — менгиров — встречаются в Закавказье и в Западной Европе (например, знаменитая аллея менгиров у Карнака в Бретани.. Дольмены(от брет. «толь» — стол, «мен» — камень) - законченный тип архитектурного сооружения, т.к. в них, помимо внешнего объёма, был и внутренний. Дольмены состояли из вертикальных ограждающих блоков/стен и горизонтальных балок/плит. Дольмены-гробницы жилища/)родовых вождей, погребальные сооружения. Дольмены широко распространены в Западной Европе, в северной Африке, Иране, Индии, в Крыму и на Кавказе. Кромлехи – (от брет. «кром» — круг, «лех» — камень) концентрические ряды столбов, соединенных блоками-балками. Кромлехи- культовые сооружения. Например,Стоунхендж в южной Англии. Необычайно большие размеры сооружения, привоз издалека огромных глыб синего камня (для внешней ограды Стоунхенджа), ориентировка на летнее солнцестояние, следы жертвоприношений.— все говорит о том, что этой постройке придавалось очень важное значение. Скорее всего она являлась святилищем солнца. В архитектурной форме Стоунхенджа заключено продуманное решение сложной пространственной задачи, налицо ясная планировка, четко выступает и определяется роль несущих и несомых частей. Стоунхендж, как и другие мегалитические сооружения, несомненно, уже имел целью художественное воздействие на зрителей, заставляя их преклоняться и благоговеть перед столь внушительно и торжественно представленным грандиозным величием солнечного культа. Мегалитические постройки воздвигались трудом всей первобытной общины.


Информация о работе Зарождение первобытного искусства: живопись, пластика, керамика. Арх-ные сооружения: менгиры, дольмены, кромлехи.