Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 22:05, реферат
Современный дизайн складывался, заполняя культурный вакуум, образовавшийся на Западе в ходе длительной смены ремесла машинной индустрией. Возникновение и стремительное развитие последней долгое время переживалось как "отпадение" производящей деятельности от упорядоченной ценностями и нормами культуры человеческой жизни.
1. Значение
дизайна в развитии материальной и художественной
культуры
Современный дизайн
складывался, заполняя культурный вакуум,
образовавшийся на Западе в ходе длительной
смены ремесла машинной индустрией.
Возникновение и стремительное
развитие последней долгое время
переживалось как "отпадение" производящей
деятельности от упорядоченной ценностями
и нормами культуры человеческой
жизни.
И надо признать, что
поначалу машинная индустрия действительно
выступила как сила противокультурная.
Это был, бесспорно, один из наиболее
впечатляющих примеров парадоксальной
противоречивости, свойственной переходным
эпохам исто-рии, особенно истории Запада,
когда культура и природа временно
как бы меняются местами.
Дело в том, что
сама возможность растущей экономической,
технической и научной
Машина и произведенная
ею предметная среда долгое время
заключали в себе более радикальную
оппозицию природе (ее непосредственным,
зримым, чувственным проявлениям), чем
предметный мир культуры, созданный
ремеслом. Там были соответствия, совпадения,
плавные переходы, здесь - контраст,
разлад, разрыв. А вступив в конфликт
с прирученной видимостью природы,
машина и ее изделия не могли, в
силу этого, не оказаться одновременно
в конфликте с предметным миром
ремесленного дизайна. Последний был
повержен, вытеснен из утилитарного, технизированного
мира, чуть ли не исчез совсем. Заносчивые
его попытки прикладнически закрепиться
на внешней поверхности машинных
фабрикатов были бесплодны.
Раскол между культурой
и природой, выступившей на этот
раз в виде машин и их аляповатых
продуктов, долго казался трагическим
и неустранимым.
Однако та самая
личностная культура, которая отпустила
на свободу природно-творческие силы
индивида, опять явилась на свет
изнутри машинно-природных сил
в своем новом властном и изящном
обличье - индустриального дизайна.
Потребовалось 200 лет
(с середины XVIII до середины XX), чтобы
крупная промышленность утвердилась
в жизни человечества, и 50 лет (с 20-х
до 70-х годов нашего столетия), чтобы
она создала адекватные себе дизайнерские
формы предметного воплощения, благодаря
чему слова Маркса о предметном мире
промышленности как раскрытой книге
человеческой психологии воспринимаются
сегодня как нечто само собой
разумеющееся.
Современный дизайн
сложился под влиянием новых форм
товарно-вещного опосредования
Обособившееся от непосредственного
процесса производства промышленное проектирование
стало тем каналом, через который
дизайн со всеми уловленными им и
пластически выраженными
Само производство
не стало вновь искусством или
хотя бы полуискусством, каким оно,
по словам Маркса, было на стадии ремесла.
Но предметный мир технической цивилизации
явил черты новой, невиданной красоты,
заняв свое место в историческом
ряду самобытных художественных культур,
ибо, выявив в череде дизайн-стилей
собственный культурно-
Относясь к ценностям, возникшим в тесной связи с научно-технической революцией, дизайн не подчиняет себе культуры региональные, национальные, этнические, а располагается рядом или сочетается с ними, создавая иногда видимость полного поглощения последних.
Информация о работе Значение дизайна в развитии материальной и художественной культуры