Изобразительная деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2013 в 18:12, контрольная работа

Краткое описание

Изобразительная деятельность в дошкольном возрасте теснейшим образом связана с эмоциональным развитием ребенка, с формированием игровой деятельности и зависит от уровня развития восприятия, мышле¬ния, речи. Рассматриваемая продуктивная деятельность возникает у ре¬бенка в процессе становления его коммуникативной потребности и наряду с игрой и речью является действенным средством удовлетворения этой потребности. Развитие изобразительной деятельности связано с формиро¬ванием у ребенка активного интереса к окружающему миру и предостав¬ляет возможность ребенку отражать действительность.

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 47.16 Кб (Скачать файл)

II - 1

 

Изобразительная деятельность

Изобразительная деятельность в дошкольном возрасте теснейшим образом связана  с эмоциональным развитием ребенка, с формированием игровой деятельности и зависит от уровня развития восприятия, мышления, речи. Рассматриваемая продуктивная деятельность возникает у ребенка в процессе становления его коммуникативной потребности и наряду с игрой и речью является действенным средством удовлетворения этой потребности. Развитие изобразительной деятельности связано с формированием у ребенка активного интереса к окружающему миру и предоставляет возможность ребенку отражать действительность.

Лепка является первым, основополагающим видом занятий, необходимых для умственно отсталого ребенка на начальных этапах формирования изобразительной деятельности. Знакомясь с пластичными материалами (глиной, тестом, пластилином), ребенок усваивает способы передачи основных признаков предмета — формы и величины. При ощупывании предметов у детей формируются способы обследования предметов и выделения его формы. Внимание ребенка концентрируется на предмете, а выполняемые действия по обследованию предмета закрепляются в слове, сначала в пассивной, а затем и в активной речи ребенка.

Аппликация позволяет ребенку увидеть контур предмета, который затем ляжет в основу графического образа, служащего опорой для развития у ребенка изобразительных навыков, т. е. умения изобразить предмет той или иной формы. В ходе выполнения аппликаций также создаются условия для формирования целенаправленной деятельности и развития общих интеллектуальных умений.

Рисование воспитывает у детей эмоциональное отношение к миру. В ходе занятий по рисованию у детей развиваются восприятие, зрительно-двигательная координация, перцептивно-моторные умения и навыки, образная сфера в целом. На данных занятиях у детей формируются элементы учебной деятельности — умение принять задачу, удержать ее в ходе выполнения задания, произвести первичную элементарную самооценку. Систематические занятия рисованием способствуют нормализации поведения ребенка, наполняют смыслом его самостоятельную деятельность.

В целом продуктивные виды деятельности вносят существенный вклад

в компенсацию первичных нарушений  в структуре имеющихся у ребенка

отклонений и в коррекцию  вторичных недостатков, что, в свою очередь,

положительно сказывается на развитии его личности, поведении и обще-

\   нии, социализации в целом.

 

Особенности лепки в детском саду

Каждый вид изобразительной  деятельности развивает у детей  определенные качества. Занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предметаТвзаймосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, очень активно развиваются мелкие мышцы пальцев, а "это~способсгвуёт развитию мышления, глазомера, пространствен-" лог^шшддешя. Трудно переоценить значение лепки для развития ребенка. Лепка - самое динамичное, жизнерадостное детское творчество.) Даже маленьких детей привлекает возможность слепить «настоящие» орешки и кормить ими белку] Всякая манипуляция с вылепленными предметами, использование их в игровых ситуациях значительно обогащают жизненный опыт ребенка. Чем чаще ребе-hojc занимается лепкой, чем ^гз1^^§раа^^_}/^^у^~т^кото^от6 0Д_ЛШИТ_21£м активнее "у него развиваются общие и изрбразитель-Hbje_cjiocp6jiocTHi.Pe6eHOK ставит перед собой серьезные задачи, и унего развивается конструктивная мысль< Ведь недостаточно просто изобразить человека, нужно сделать так, чтобы он стоял на своих ногах. Требуется большая сообразительность, а мозг, так же как и мускулы, развивается, когда его тренируют.

Своео^г^ще_д^дк11ЛМЛ]Очается в том, что_дети_учатся объемному" способу изображения ?ТрёдаёТбвТ~Вь1лепленные предметы являются как бы маленькими копиями" настоящих вещей, их можно использовать в игре как заместители окружающих предметов. Дети эмоционально восгтршшмают_вылепленные ими вещи и тут же принимаются с ними игратьТДажёТТёШажПв^о^прйнимается ими «1са1ГТТастоящит>Г^сл~й"вь1л¥пяен, а не нарисован. По-разному воспринимается детьми, например, еловый лес с грибами нарисованный и вылепленный.

Основным выразительным средством лепки является пластичность, передача формы и движения. Форма иногда воспринимается как застывшее движение. Глядя на прекрасную по форме декоративную вазу, мы говорим: «Какая пластичная форма!» Выразительное слово при характеристике художественной вещи помогает формированию ее восприятия, рождению яркого образа, у ребенка развивается очень важная способность - умение выразить словом эстетическое чувство. Поэтому, характеризуя форму вазы, мы употребляем эпитеты «пластичная», «музыкальная линия», «струящаяся линия контура», подчеркивая ими плавность линии и соразмерность частей вазы./Нужно, чтобы дети увидели и почувствовали эту пластичность, иГТаче потом они будут не в состоянии оценить хорошую скульптурулДри изображении живых существ нужно учить детей даже младшего дошкольного возраста передавать движение] После лепки им легче будет передавать движение в рисунке. И щина, и пластилин[позволяют изгибать вылепленную фигурку, добиваясь более точного и выразительного изображения движения. Поэтому ребенок учится передавать движение_в лепке более продуктивно, "ЧемПз. других видах изобразительной деятельности - рисований, аппликации, Только в '"процессе' конструирования из природного материала - веточек, сучков - глазу ребенка вдруг может открыться изумительно пластичное движение, если у него к этому времени развита ассоциативная фантазия. Такие открытия необыкновенно быстро развивают у детей творческие способности.

Цвет так же, как форма и  движение, является средством выразительности в лепке. Никому из детей не приходит в голову лепить Бабу Ягу из розового пластилина, деревья в саду Кащея Бессмертного они всегда лепят из пластилина темных цветов. Для лепки кукол они выбирают приятные для глаза цвета и находят выразительные детали (яркий бантик, декоративные элементы). Цвет^вляется ярчайшим выразительным средством даже в лепке. Если предоставляется выбор - лепить из однотонного пластилина или из цветного - ребенок всегда предпочтет цветной.

Самые младшие дошкольники - двухлетки - находятся еще в доизобразительном периоде развития, в манипуляциях с глиной их привлекает только самостоятельность действия. Изобразительный периолт1адщчае^                                                  когда появляется i

образное мышление. В_этом возрасте ребенок^осваивает основные^ приемы лепки, у него появляются навыки работы с пЖстттчёсйш""' матерЩйЖТ|^^

для развития у у>еШШа1Ио5уШт^тШлх~спосо6носте1\. Но они не разовьются или разовьТотся" очень слабо без грамотного руководства взрослых. Два основных условия развития способностей: ребенок с близкого расстояния, без торопливости увидел, что происходит с пластическим материалом, когда он п руках взрослого; этот материал всегда должен находиться в доступном для ребенка месте. К 5 годам ребенок осваивает необходимые умения и навыки, он уже научился изображать некоторых животных, игрушки, несложные предметы, но самое главное, у него появилось умение эстетически оценивать свои изображения. Только на основе этих умений ребёнок начинает видеть некоторые характерные стороны предметов и эмоционально реагировать на них.

Лепка детей в старшем дошкольном возрасте .иногда поражает интересным замыслом, а иногда фантастическим переосмыслением реальной действительности. Например, девочка, получив в подарок кусочек коричневого пластилина, вылепила из него пингвина и могильную плиту и объяснила, что у пингвина умерла жена и он сидит на ее могиле. Старшие дошкольники - большие фантазеры и очень смело принимаются воплощать свои замыслы, если их не останавливает трезвое вмешательство взрослого. Обучающий должен быть очень чутким, чтобы не превратить живое творчество в скучный урок. Для старшего дошкольника характерно игровое отношение к образу, который он создает в лепке. Игровой мотив леп-ки_^_одиниз1 ведущих в деятельности дошкольника, и нужно под-"держивать его, чтобы не прекратился процесс творчества. Без мотивации лепка превратится в неинтересное для ребенка изготовление статуэток из пластилина. Воспитателю нужно находить интересные приемы работы, чтобы подвести старшего дошкольника к реалистическому изображению и его эстетической оценке.

 

Знания, умения и навыки по технике рисования, лепки, аппликации

Изображать предметы, явления, создавать  узоры, воплощать в рисунке, лепке, аппликации задуманное дети могут лишь при условии овладения техникой каждого вида изобразительной деятельности. Несмотря на то что техническое исполнение не является главным, тем не менее овладение правильной и разнообразной техникой необходимо. Лепка. В лепке следует развивать такие движения рук, которые позволяли бы детям преобразовывать комок глины, пластилина, получать поделки разнообразной формы.

Дети постепенно учатся отщипывать маленькие комочки глины от большого, скатывать их прямыми движениями (палочки, цилиндры и т. п.), кругообразными (шарики, ягодки, мячи и т. д.). Их учат различным приемам лепки: сплющивать комочки, вдавливать, оттягивать мелкие части и детали изображения, лепить по частям и из целого куска, использовать стеки. Благодаря этому дети получают возможность передавать более тонкие особенности формы предмета (выпуклости, углубления).

Овладение техникой лепки способствует развитию движений руки, позволяет  создавать разнообразные предметы, изображать несложные сценки из жизни, из сказок.

Рисование. Прежде всего необходимо научить детей правильно держать карандаш, кисть, мелок в руке. Сами они этому научиться не могут. Неумение правильно держать карандаш и кисть тормозит развитие рисовальных движений и затрудняет создание изображения.

Дети должны научиться держать  кисть и карандаш тремя пальцами: между большим и средним, придерживая  сверху указательным (рука при этом до локтя лежит на столе или может быть приподнята, опираясь на рисующий карандаш, кисть или мелок и т. п.), рисовать карандашом с разным нажимом (легко касаясь бумаги для получения светлых оттенков и тонких, легких линий и более сильно нажимая для получения яркого цвета и сильных, энергичных линий). Это позволяет добиваться выразительности линий и всего изображения, так как линия — один из основных компонентов рисунка. При рисовании кистью детей учат вести ее как всем ворсом, так и концом его для получения широких и тонких линий.

Дошкольники учатся правильно закрашивать  изображения (проводить линии в одном направлении, не меняя его в пределах одного контура, не выводить штрихи за пределы контура; передавая гладкую фактуру, закрашивать без просветов, а шероховатую — с просветами). Дети приобретают умение регулировать длину штрихов, линий, что необходимо для изображения предметов, их частей и фактуры.

Они осваивают различные способы  работы кистью и красками: по сухому фону, по влажному, способом размывки. Их учат смешивать краски с белилами (в гуаши) и разводить их водой (в акварели) для получения различных оттенков цвета, использовать разные способы рисования и получения оттенков цвета, применять при создании изображения разную технику (простой карандаш и краски — гуашь, акварель; цветные восковые мелки и гуашь или акварель и т. п.).

Овладение техникой рисования развивает  движения руки, позволяет свободно реализовывать творческий замысел, создавать интересные выразительные рисунки. Аппликация. Детей младшего возраста учат наклеивать готовые геометрические фигуры и изображения на бумагу. При этом показывают приемы намазывания их клеем, наложения на бумагу. Наклеиваемое изображение плотно прижимается салфеткой.

Начиная с 4—4,5 лет дети учатся правильно держать ножницы и резать ими бумагу. В процессе работы участвуют обе руки: левая держит и поворачивает листок бумаги, правая действует ножницами.

Воспитанники овладевают следующими приемами: резание бумаги по прямой, наискось; закругление углов; вырезывание округлых предметов, одинаковых изображений и частей из бумаги, сложенной вдвое; силуэтное вырезывание на глаз и др. Дошкольники должны создавать аппликации и предметные, сюжетные и декоративные композиции.

Прочное овладение техническими навыками и умениями требует длительных и систематических упражнений. Хорошее  владение техникой изображения делает процесс создания рисунка, лепки, аппликации свободным и приятным для ребенка, повышает его интерес к деятельности и развивает творческие возможности.

Упражнения в технике  изображения проводятся не изолированно, а в процессе решения изобразительных задач на каждом занятии с детьми, не мешая творческой работе, а помогая и способствуя ей.

 

А           ли             — процессе занятий аппликацией дети знако-

мятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными .признаками предмета.

Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям.

В процессе занятий у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется  художественный Вкус. Им не надо самим  составлять цвета или закрашивать  формы. Предоставляя ребятам бумагу разных цветов и оттенков, у них  воспитывают умение подбирать красивые сочетания.

С понятиями ритма и  симметрии дети знакомятся уже в  младшем возрасте при распределении элементов декоративного узора.

Занятия аппликацией приучают малышей к плановой организации работы, которая здесь особенно важна, так как в этом виде искусства большое значение для создания композиции имеет последовательность прикрепления частей (сначала наклеиваются Крупные формы, затем детали; в сюжетных работах — сначала фон, потом предметы второго плана, заслоняемое другими, и в последнюю очередь предметы первого плана).

Выполнение аппликативных  изображений способствует развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами,   правильно вырезывать   формы, поворачиваялист   бумаги,   раскладывать   формы   на   листе, на равном   расстоянии друг от друга.

 

II – 2

Рисование как  средство коррекции недостатков  развития умственно отсталых детей

Среди различных видов  деятельности (учебная, трудовая, игровая) умственно отсталые школьники выделяют изобразительную деятельность и отдают ей предпочтение как наиболее интересной и занимательной. Особенно любимым является рисование. Благодаря своей доступности, наглядности и конкретности выражения оно приближается к игре.

Информация о работе Изобразительная деятельность