Иоганн Себастьян Бах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 11:49, реферат

Краткое описание

И. С. Бах (1685 - 1750) – крупнейшая фигура мировой музыкальной культуры. Его творчество представляет собой одну из вершин философской мысли о музыке. Искусство великого творца приобщает к общезначимому, вневременному и к тому, что заложено в тайниках души человеческой и вызывает у слушателей немедленный отклик, пробуждая в них неизведанные ими самими дотоле нравственные силы. «Бах почти заставляет меня поверить в Бога», - сказал Роджер Фрай.
Будучи последним, наряду с Генделем, великим композитором эпохи Барокко, Бах пролагает пути к музыкальному классицизму. Стали популярными слова Бетховена: «Его нужно звать не Бах (по-немецки «ручей»), а море!».

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 23.48 Кб (Скачать файл)

Агентство по управлению государственными учреждениями Пермского края

ГОУ СПО «Осинский аграрный техникум»

 

 

 

 

Реферат

 

Иоганн Себастьян Бах

 

 

 

Драчева Ксения Владимировна

Специальность  Ветеринария

  группа ВО – 13 – 01

Научный руководитель:

                                                        Ширяева В. А.

 

                                           

 

 

 

 

 

Оса, 2013

Характеристика творческого стиля И. С. Баха.

И. С. Бах (1685 - 1750) – крупнейшая фигура мировой музыкальной культуры. Его творчество представляет собой  одну из вершин философской мысли  о музыке. Искусство великого творца приобщает к общезначимому, вневременному  и к тому, что заложено в тайниках души человеческой и вызывает у слушателей немедленный отклик, пробуждая в  них неизведанные ими самими дотоле нравственные силы. «Бах почти заставляет меня поверить в Бога», - сказал Роджер Фрай.

Будучи последним, наряду с Генделем, великим композитором эпохи Барокко, Бах пролагает  пути к музыкальному классицизму. Стали  популярными слова Бетховена: «Его нужно звать не Бах (по-немецки  «ручей»), а море!».

Бах был глубоко религиозен. Библия всегда оставалась его настольной книгой. В начале своих сочинений  он обычно проставлял обращение –  «Иисусе, помоги», а в конце –  «Всевышнему одному слава».

Многим музыка Баха кажется  чересчур серьёзной, даже сумрачной. Однако композитор-философ был вместе с  тем любителем весёлой шутки. Страницы, полные скорби и трагедии, сменяются в его сочинениях эпизодами  юмора, радости, бурного восторга. Часто  Баха считают также академически сухим, чрезмерно рассудочным. Но рационализм, строгая самодисциплина сочетается у композитора с эмоциональностью, логика – со свободной фантазией.

Бах – ярко национальный художник, соединивший традиции протестантского  хорала с традициями австрийской, итальянской, французской музыкальных школ.

Творчество Баха – музыканта-универсала – отличается всеохватностью жанров (все жанры, кроме оперы):

Органные произведения: прелюдии и фуги (18), токкаты и фуги (5), фантазии и фуги (3), хоральные прелюдии (46), 6 органных концертов, Пассакалия c-moll и  др.

Клавирные произведения: маленькие  прелюдии и фуги, 15 двухголосных инвенций и 15 трёхголосных инвенций (симфоний), 6 английских сюит, 6 французских сюит, 6 партит, Хроматичекая фантазия и фуга, «Хорошо темперированный клавир», Итальянский концерт, Гольдберговские  вариации, «Каприччио на отъезд возлюбленного  брата».

Оркестровые произведения: 6 Бранденбургских концертов, 5 сюит, 7 инструментальных концертов для  клавира с оркестром, 3 концерта для  скрипки с оркестром, камерные сочинения.

Вокально-инструментальные произведения: Высокая месса h-moll, Магнификат, Страсти по Матфею, Страсти по Иоанну, «Рождественская» и «Пасхальная» оратории, около 300 духовных (сохранилось 199) и 24 светских кантаты.

Жизненный и творческий путь И. С Баха.

Детские и отроческие годы Бах родился в 1685 г. в Эйзенахе. Он принадлежал к разветвленному немецкому роду, подавляющее большинство представителей которого на протяжении трех столетий были профессиональными музыкантами, служившими в разных городах Германии. Начальное музыкальное образование получил под руководством отца (игра на скрипке и клавесине). В 9 лет Бах остался круглой сиротой и был взят на воспитание к старшему брату Иоганну Кристофу, служившему церковным органистом. В 1700-03 учился в школе церковных певчих в Люнебурге.

Годы  странствий (1703-08)

После окончания учебы  Бах был занят поиском работы. С 1703 по 1708 он служит в Веймаре, Арнштадте, Мюльхаузене. В 1707 женится на своей  кузине Марии Барбаре Бах. Его  творческие интересы были сосредоточены  тогда, главным образом, на музыке для  органа и клавира. Известнейшее сочинение  той поры — «Каприччо на отъезд возлюбленного брата» (1704).

Веймарский  период (1708-17)

Получив в 1708 место органиста  и придворного музыканта у  герцога Веймарского, Бах обосновывается в Веймаре, где проводит 9 лет. Эти  годы стали временем интенсивного творчества, в котором основное место принадлежало сочинениям для органа, в их числе многочисленные хоральные прелюдии, органная токката и фуга ре-минор, пассакалия до-минор. Композитор писал музыку для клавира, духовные кантаты (более 20). Используя традиционные формы, например, протестантский хорал, он доводил их до высочайшего совершенства.

Кетенский период (1717-23)

В 1717 Бах принял приглашение  на службу герцога Кетенского. Жизнь  в Кетене поначалу была счастливейшим  временем в жизни композитора: князь, просвещенный для своего времени  человек и неплохой музыкант, ценил  Баха и не мешал его творчеству, приглашал его в свои поездки. В Кетене любимый инструмент Баха – орган – отсутствовал, и  Бах сочиняет исключительно клавирную  и ансамблевую музыку. В Кетене были написаны три сонаты и три  партиты для скрипки соло, шесть  сюит для виолончели соло, Английские и Французские сюиты для клавира, шесть Бранденбургских концертов  для оркестра. Особый интерес представляет сборник «Хорошо темперированный  клавир» — 24 прелюдии и фуги, написанные во всех тональностях и на практике доказывающие преимущества темперированного музыкального строя, вокруг утверждения  которого шли горячие споры. Впоследствии Бах создал второй том «Хорошо  темперированного клавира», также состоящего из 24 прелюдий и фуг во всех тональностях. Но безоблачный период жизни Баха оборвался в 1720: умирает его жена, оставляя четырех малолетних детей. В 1721 Бах женится второй раз на Анне Магдалене Вилькен.

 

Лейпцигский период (1723-50)

В 1723 состоялось исполнение его «Страстей по Иоанну» в  церкви св. Фомы в Лейпциге, и вскоре Бах получил должность кантора  этой церкви с одновременным исполнением  обязанностей учителя школы при  церкви (латынь и пение). Бах становится «музыкальным директором» всех церквей  города, следя за личным составом музыкантов и певцов, наблюдая за их обучением, назначая необходимые к исполнению произведения и выполняя многое другое. Художник достиг к тому времени вершин мастерства и создавал великолепные образцы в разных жанрах. В первую очередь, это духовная вокально-инструментальная музыка: кантаты (сохранилось около 200), «Магнификат» (1723), мессы (в том числе бессмертная «Высокая месса» си-минор, 1733), «Страсти по Матфею» (1729), десятки светских кантат (среди них — комические «Кофейная» и «Крестьянская»), произведения для органа, оркестра, клавесина (среди последних необходимо выделить цикл «Ария с 30 вариациями», так называемые «Гольдберг-вариации», 1742).

Судьба творческого наследия

В конце 1740-х годов здоровье Баха ухудшилось, особенно беспокоила резкая потеря зрения. Две неудачные  операции по удалению катаракты привели  к полной слепоте. Дней за десять до смерти Бах неожиданно прозрел, но затем  с ним случился удар, сведший его  в могилу.

Торжественные похороны вызвали  огромное стечение народа из разных мест. Композитора похоронили вблизи церкви св. Фомы, в которой он прослужил 27 лет. Однако позже могила затерялась. Лишь в 1894 останки Баха случайно были найдены во время строительных работ, тогда и состоялось перезахоронение.

Сложной оказалась и судьба его наследия. При жизни Бах  пользовался известностью. Однако после  смерти композитора имя и музыка его стали предаваться забвению. Подлинный интерес к его творчеству возник лишь в 1820-е годы, начало чему положило исполнение в 1829 году в Берлине  «Страстей по Матфею» (организованное Ф. Мендельсоном-Бартольди). В 1850 году в  Лейпциге было создано «Баховское общество», стремившееся выявить и опубликовать все рукописи композитора (за полвека  было издано 46 томов).

Среди продолжателей исканий  Баха — его сыновья. Всего у  него было 20 детей, только девять из них  пережили отца. Четверо сыновей стали  композиторами:

Вильгельм Фридеман (1710-1784) - «галльский» Бах, композитор и органист, импровизатор

Карл Филипп ммануил (1714-1788) - «берлинский» или «гамбургский»  Бах, композитор и клавесинист; его  творчество, родственное литературному  движению «Буря и натиск», оказало  влияние на композиторов венской  классической школы

Иоганн Кристиан (1735-82) - «миланский»  или «лондонский» Бах, композитор и  клавесинист, представитель галантного стиля, оказал влияние на творчество юного Вольфганга Амадея Моцарта

Иоганн Кристоф Фридрих (1732-95) - «бюккебургский» Бах, композитор, клавесинист, капельмейстер.

Органное творчество Баха

Орган был любимым инструментом Баха. Произведения для органа Бах  писал в течение всей жизни, но более совершенные были созданы  в Веймаре. Интересы Баха сосредотачиваются  вокруг двух основных видов органных сочинений:

  1. Хоральные прелюдии
  2. Малые полифонические циклы (прелюдии и фуги, фантазии и фуги, токкаты и фуги).

В основе хоральных прелюдий лежит протестантский хорал. Бах  стремился прежде всего сохранить  основную мелодию хорала и подчеркнуть  её напевность. В итоге именно этот жанр стал важной связующей нитью  между органной и вокальной музыкой  композитора. Органным хоральным прелюдиям  Баха характерны глубокая значительность и возвышенность, небольшие масштабы, камерность звучания, красочность, тембровое  многообразие, господство мелодического  начала, выразительные подголоски. Один из самых популярных образцов жанра – Прелюдия f-moll.

Клавирная музыка Баха

Клавирную музыку Бах тоже писал на протяжении всей жизни. Но особенно много сочинений для  клавира появилось в Кётене. Во время Баха клавир играл колоссальную роль в домашнем музицировании как  музыкантов-профессионалов, так и  любителей.

Бах необычайно расширил образно-выразительную  палитру клавирной музыки. Звук клавесина  был звонким, чётким, но слишком отрывистым и быстро угасавшим. Клавикорд отличался  слабым, глухим тембром. Изобретённому  же в 1709 г. Бартоломео Кристофори фортепиано ещё предстояло пройти длительный путь совершенствования. Баху хотелось преодолеть «ударность» клавесина и добиться певучей, кантабильной игры на этом инструменте. От своих учеников Бах добивался  прежде всего безупречного легато и, желая им помочь, чрезвычайно обогатил педагогический репертуар, создав «Маленькие прелюдии и фуги», «Инвенции».

Вокально-инструментальное творчество

Вокально-инструментальное творчество Баха составляют кантаты, оратории, мессы, пассионы. Вплотную к работе над вокально-инструментальными  произведениями Бах приступил в  Лейпциге, где занимал должность  кантора в церкви святого Фомы.

Из вокальных произведений по количеству созданного первое место  принадлежит кантате. Самые ранние из дошедших до нас кантат – «Пасхальная» и «Выборная» (Арнштадт и Мюльхаузен). Бахом написано около 300 духовных кантат, сохранилось – 199. Наряду с духовными  Бах написал 24 светские кантаты, в  их числе «Охотничья», «Кофейная», «Крестьянская». Примечательно, что он порой переносил  номера из духовных произведений в  светские и наоборот. Кантаты включают в себя арии, речитативы, ансамбли, хоры с участием инструментального ансамбля или оркестра.

 

Список литературы

  1. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.km.ru/referats/332645-iogann-sebastyan-bakh
  2. http://www.musarticles.ru

Информация о работе Иоганн Себастьян Бах