Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 22:51, аттестационная работа
Изображение богов в мифах. Заупокойный культ и его связь с искусством. Выражение в грандиозных масштабах идеи величия фараонов, идеи вечного существования. Возникновение и развитие монументального строительства. Архитектура. Рельеф. Скульптура Др. Царства и её связь с заупокойным культом. Живопись. Фаюмские портреты. Каноны изображения. Жанры искусства: бытовой, исторический. Древнеперсидская архитектура. Храмовые библиотеки. Строительство и значение города-крепости.
Искусство. Виды и жанры.
№1 Искусство
Древнего мира до н.э.
Местонахождение |
Ключевые характеристики данного периода. Виды и жанры искусств. |
Древний Египет |
Изображение богов в мифах. Заупокойный
культ и его связь с |
Древняя Индия. |
Культура Древней Индии. Связь с искусством Ближнего и Среднего Востока. Общественная жизнь, религия, наука, литература. Индийские боги. Поэзия, ее связь с музыкой и танцами. Своеобразие и ценность древнеиндийского искусства. Сложение индийской мифологии и связь её с архитектурным и изобразительным искусством. Скульптура. Декоративное искусство (ткачество, ювелирное дело). |
Древняя Греция. |
Древнегреческая мифология, сюжеты в
художественных произведениях. Боги Олимпа.
Музы. Олимпийские игры. Обычаи древних
греков. Взглыды древних греков на
искусство ("человек как мера всех
вещей", искусство как производственно- |
Древний Рим.
|
Искусство как ремесло. Красота на службе государства. Особенность пантеона богов. Грандиозные масштабы и триумфальный характер архитектуры эпохи империи. Создание нового типа храма. Скульптура. Расцвет реалистического портрета. Античная эстетика и современность. Космос - воплощение наивысшей красоты. Мироощущения в соразмерности, гармоничности, ритмичности. Эстетические понятия - прекрасное, мера, гармония. |
Искусство Китая и Японии |
Народные праздники. Быт и обычаи. Архитектура и парки. Живопись. Перспектива. Театр. Декоративное искусство и костюмы. Расписная керамика. Геометрические узоры на гончарных изделиях. |
№2 Искусство Средневековья и эпохи Возрождения (5-14 вв.)
Романский стиль.10-12 (13) вв |
Архитектура (замки и соборы). Обороноспособность. Тяжелые массивные формы. Скульптурные композиции на библейские темы. Стремление изобразить могущество божества. Неприятие мирского мироощущения. |
Мавританский стиль (условный термин). |
Искусство арабов-завоевателей в Испании, Африки, Сицилии в 12-15 вв. Архитектура: культовая (медресе, мечети, минареты) и светская (замки, дворцы, крепости, жилые дома). В зодчестве преобладание разнообразия арок, сдвоенных окон, куполов. Пестрая отделка зданий. Декор из растительных и геометрических узоров (арабески) и надписей. Арабская сказка |
Готический стиль в 12 - 15 (14) вв. |
Художественно-стилевое единство: господство линий, вертикализм композиций, виртуозная деталировка в логике целого, связь архитектуры и скульптуры. Городской собор. Сложные каркасные конструкции. Устремленные ввысь соборы, обширные интерьеры, прорезные окна, обилие каменной резьбы. Витражи. Гобелены. Миниатюра (иллюстрация манускриптов). Культ девы Марии. |
Характерные черты эпохи Средневековья и Возрождения. |
Религиозное содержание изобразительных искусств: "книга для неграмотных", увековечение исторических событий, украшение интерьеров храмов. Представление о красоте, прекрасном, безобразном. Перспектива - теория зрительного восприятия. Поэтика. Главное в поэзии - содержание. Отличие формы внешней от внутренней. Цели поэзии: учить нравственности и доставлять наслаждение слуху и уму. Музыка. Зарождение нотной грамоты. Различия между церковной (например, Григорианский хорал) и светской (песни, танцы) музыкой. Живопись. Ценность красоты, содержательности, аллегоризма. Архитектура. Величина и соразмерность. Светоносность, богатое украшение. Геометрические расчеты. Скульптура. Жизнеподобие. Переходный характер эпохи Возрождения между средневековьем и новым временем стран Запада (14 - 16 вв.). Влияние античного наследия. Абсолютизация человеческой личности. Представление о человеке как о единстве разумного и чувственного. Основные эстетические черты: прекрасное, возвышенное, героическое. Математические исчисления пропорций, симметрии, перспективы и пр. Теория подражания и художник. Важнейший принцип восприятия художественных произведений - наслаждение. |
№3 Искусство 16 - 19 веков
Академизм. |
Направление в пластических искусствах, оформившееся в европейской культуре 16 в. (Болонская школа). Статус профессионального и свободного художника. Начало формирования систематического обучения искусству через овладение классическим наследием, национальные традиции. Академии "изящных искусств". Преобразование академий в театры, консерватории и пр. учебные заведения. |
Барокко. |
Стиль в западноевропейском искусстве
17-18 вв. Связь барокко с Архитектура. Появление больших куполов. Дворцово-парковое искусство. Жанровая живопись. Фламандский натюрморт. Фламандский колорит, выразительность света, эмоциональность произведений. Карандашный портрет во Франции. Полифоническая музыка. Немецкие композиторы. Органная музыка (Бах, Гендель). Кантаты. Оратории. Главные инструменты: клавесин, скрипка, орган. Жанры и формы инструментальной музыки: сюита, концерт, фуга. Эстетические принципы: Динамичные композиции, повышенная экспрессивность, совмещение реальности и иллюзий. Декоративная избыточность выразительных средств барокко. Образный строй музыки: патетика, динамика, ритмический пафос, преувеличенность эмоций. |
Стиль классицизма (16 - начало 19 вв.) |
В литературе и изобразительном искусстве. Обращение к античному наследию. Наивысшее развитие в Европе 17 в. Архитектура, ордера и их различие. Натюрморты Ж. Шардена. Исторический жанр. Полотна Ж. Давида. Симфонический оркестр и формирование его состава. Распространение фортепьянной музыки (Гайдн, Моцарт, Бетховен). Венская классическая школа. Эстетические принципы: Обращение к разуму как дисциплинирующему началу. Забота об общей гармонии и равновесии целого. Канонизирующие принципы художественных произведений - симметрия, гармония, единство времени и места действия, приподнятость художественного языка. Рассматривается проблема соотношения частного и общего. Красота по античным образцам. |
Ампир |
Вариация позднего классицизма. Ампир в России Х1Х в. Отличие ампира в России от европейского. Архитектура. Интерьеры дворцов. Мебель из красного дерева с рельефным орнаментом из золоченой бронзы. Скульптура как конструктивная деталь. Изделия декоративно-прикладного искусства. Крупносерийное производство фарфора, тканей, скульптурных украшений и пр. Эстетические принципы: торжественность, монументальность, парадное великолепие, помпезность. |
Рококо |
Искусство Западной Европы 18 в. Архитектура и декоративное искусство. Камерно-интимный стиль придворного искусства. Мебель, бытовая утварь, одежда. Влияние восточного искусства на европейское искусство (декоративное искусство с заимствованием элементов китайского искусства). Пьеса для клавесина. Отход от монументальных форм музыки к миниатюре. Легкость, прозрачность, изящество. В музыке большое количество украшений. Эстетические принципы: Асимметрия композиций, мелкая деталировка формы. Предпочтение отдается грациозному, прихотливому, орнаментальному ритму и т.п. "Людовик 15". |
Сентиментализм |
Направление в искусстве. Художественное течение конца эпохи Просвещения. Интерес к яркому характеру и миру чувств. Влияние просветителей на появление интереса к естественной природе и ее жизни. Развитие пейзажа в различных школах европейской живописи. Скульптура (Жан Антуан Гудон). В литературе стремление приблизить героев к реальным образам. Ведущий жанр - роман. Даниель Дефо "Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо". Роман-притча о преодолении всех трудностей. Джонатан Свифт "Путешествия Гулливера". Проблема идеала справедливого общества. Эстетические принципы: Разочарование в цивилизации, сомнение в возможности "царства разума". Стихийно-творческие силы природы. |
Романтизм. |
Конец 18 - начало 19 вв. Романтизм в живописи, графике, музыке. Романтизм в музыке - это царство чувств. Интерес к истории, фольклору, фантастике. Культ природы. Жанры: фортепьянная миниатюра, песня, цикл, симфоническая поэма. Романтизм в литературе (Шиллер, Гофман, Байрон). Эстетические принципы: Интерес к героике прошлого. Героические личности, сильные характеры. Интерес к трагическим событиям прошлого. Концентрация иронии, страсть к гротеску. Интерес к сказкам, карнавалам. Ведущий жанр литературы - роман, объединяющий поэзию и философию. |
Импрессионизм |
Конец 19 - начало 20 вв. Борьба импрессионистов против академизма. Отображение впечатлений от реальной действительности. Поиск новых форм изображения, композиции и цветосочетания. Техника письма импрессионистов (Э.Мане, К.Моне, Э.Дега, О.Ренуар). Живопись на пленэре. Импрессионизм в музыке. Созерцание мира и передача настроений психологических состояний. Темы: пейзаж, фантастика, образы Востока, мифология. Жанры: симфонические эскизы и фортепьянные программные миниатюры. Популярная музыка. Вальс. Оперетта. И.Штраус, Ж.Оффенбах. Эстетические пинципы: Мимолетные впечатления. Стремление передать широкую панораму современной жизни, элементы скепсиса, иронии, отрицания в восприятии общества. |
Реализм |
Как творческий принцип. Реализм основан на передаче художественным языком типичности, правдоподобности жизни. Вместе с тем в творчестве реалистов возможны гротесковые образы, символы и иносказания. Связь русской реалистической литературы с изобразительным искусством. Правдивость воспроизведения жизни, человеческих характеров, типичных ситуаций. Реалистические образы в творчестве русских композиторов (М.Глинка, А.Даргомыжский и др.). Обращение к вокальным жанрам и опере, как наиболее демократическому искусству. Критический реализм как ведущее направление в литературе и изобразительном искусстве 19 века. Политическая острота и злободневность искусства. Образ человека из народа в изобразительном творчестве. |
Эклектика |
Художественное направление в архитектуре разных художественных стилей. Поиски нового стиля. Эклектика как совмещение элементов нескольких стилей. Разделение единства, архитектурного целого. Архитектура, интерьеры, мебель. Переплетение
мотивов прошлого. Распад понимания
стиля как художественно-эстети Архитектура России в стиле эклектики в начале 19 в. Эстетические принципы: Однородность и схематизм. |
№4 Искусство конца 19 - 20 вв.
Символизм |
В литературе и изобразительном искусстве, интуитивное постижение эстетической сущности вещей. Стремление к синтезу литературы, живописи и музыки. Чюрлёнис. Образы, символы, утонченная лирика, неопределенность настроения и чувств. Влияние экспрессионизма на музыку 20 века. Повышенная эмоциональность, взвинченность, отказ от традиционных, классических музыкальных средств выразительности и поиск новых. Неоклассицизм - противоположность экспрессионизму. Переход от накала чувств к устойчивости, равновесию, сдержанности всех элементов художественного произведения. Развитие техники и машинного производства в Европе. Эклектика и поиски нового стиля. Возникновение стиля модерн. Сочетание рационального и прихотливого декоративизма в символике и орнаментике. Появление обтекаемых и изгибающихся, скользящих форм и линий. Индивидуальное строительство дворцов, особняков и доходных домов с предпочтением асимметрии в группировке объемов зданий и расположении оконных и дверных проемов. |
Постимпрессионизм. |
Особенности живописи постимпрессионистов в создании обобщенных образов, возрождении принципов картины и одновременно отказ от адекватности изображения законам зрительного восприятия реальности. П.Сезанн, В.Ван-Гог, П.Гоген и др. "Бубновый валет" в Москве. |
Кубизм |
Эксперименты в живописи. П.Пикассо. Ж.Брак. Главными критериями оценки произведения провозглашаются его конструктивность, геометрическое совершенство, а не идейно-эстетическое содержание. Изображение объемов одновременно с разных точек зрения, превращение форм в механическую комбинацию отдельных элементов с ритмическими диссонансами и острыми сдвигами плоскостей. |
Футуризм |
Попытка создания нового в искусстве,
отрицание "старой школы", художественного
наследия прошлого. искажение и деформация
образов реального мира. Разрушение
старой культуры и воплощение в современном
искусстве динамизма индустриал |
Ремесло и дизайн |
Художественные ремесла: Абрамцевская
школа, Палех, Гжель, Хохлома, Кубачи и
др. Формообразующие факторы Слияние искусства с жизнью. Искусство будущего. Связь науки и техники. Проблемы формообразования (эргономика, цветоведение и др.). Разумность форм - эстетический идеал. Принципы организации предметной среды. Этапы дизайнерского проектирования: исследование потребности и социального спроса, функциональная и технологическая проработка с использованием новейших, достижений науки и техники. Экспериментальная проверка работы предмета в действии, изготовление и продажа. Современное массовое жилище. Проектирование интерьера. Организация открытого пространства. Мода. Одежда. Костюм. |
Исторические
этапы развития искусства, виды и
жанры в виде обобщённой таблицы
с выписками основных характеристик
периода.
Искусство Древнего мира до н. э. (Древний
Египет, Древняя Индия, Древняя Греция.,
Древний Рим. Искусство Китая и Японии)
Искусство Средневековья и эпохи Возрождения
(5-14 вв. ) (
Романский стиль.10-12 (13) вв, Мавританский
стиль (условный термин)., Готический стиль
в 12 - 15 (14) вв)
Искусство 16 - 19 веков (Академизм., Барокко.,
Барокко.
Стиль классицизма (16 - начало 19 вв. ), Ампир,
Рококо, Сентиментализм, Романтизм, Импрессионизм,
Реализм, Эклектика)
Искусство конца 19 - 20 вв. (Символизм, Постимпрессионизм,
Кубизм, Футуризм, Ремесло и дизайн)