Содержание
Введение………………………………………………………………….3
- Понятие, типы и методы исполнения
мозаик……………………...4
- Этапы развития мозаик……………………………………………....6
- Краткая биография М.В. Ломоносова………………………………9
- Мозаичное художество Ломоносова……………………………….15
Заключение……………………………………………………………….21
Список литературы………………………………………………………22
Введение
М.В.ломоносов - необыкновенный
человек. Это был один из образованнейших
русских людей 18 века. Сложно назвать область
науки, техники и культуры, в которую он
не внес бы свой вклад. Его научные интересы
были чрезвычайно широки и многогранны.
Он заложил основы для развития физики,
химии, астрономии, геологии, географии,
литературы, педагогики, экономики и других
наук, создал первую в России научную химическую
лабораторию, организовал астрономические
и метеорологические исследования, участвовал
в снаряжении географических и геологических
экспедиций, в подготовке морских плаваний
с целью изучения и освоения Северного
морского пути. Он разработал проекты
переустройства Петербургской академии
наук. Автор идеи и инициатор вместе с
И.И.Шуваловым открытия Московского университета.
Многогранен не только талант Ломоносова
как ученого-энциклопедиста, но и удивительна
сама его личность, отличавшаяся постоянным
стремлением к научному поиску, неутолимой
жаждой знаний, упорством и бескорыстием
в науке, самоотверженной любовью к своей
стране, к своему народу. Современники нередко называли
Ломоносова изобретателем мозаики в России.
Еще до того как Ломоносову удалось обзавестись
химической лабораторией, он обратил внимание
на мозаику — древнее искусство составлять
из цветных стеклянных сплавов (смальт)
немеркнущие картины. Русскому учёному
принадлежит заслуга в возрождении изготовления
мозаичных смальт в России, бесспорный
приоритет воссоздания в нашей стране
мозаичного искусства. Кстати, ещё при
жизни учёного это было отмечено в тогдашней
Мекке мозаичного искусства - в Италии.
1. Понятие, типы
и методы исполнения мозаик
Мозаика (позднелатинская mosaica,
от греческого - муза) - изображение или
узор, выполненные из цветных камней, смальты,
цветных керамических плиток и т. д. - особая
отрасль живописи, преимущественно монументальной
и декоративной; мозаика употребляется
и в прикладном искусстве. Она используется
главным образом для украшения зданий.
Сложная по исполнению требующая точности
расчёта на слияние цветовых пятен на
расстоянии, мозаика обладает большой
прочностью и позволяет создавать величественные
монументальные произведения, красочное
декоративное убранство. Камни, смальта
и т. д. укрепляются обычно на цементе или
более вязкой мастике.
С древности существуют два
основных типа мозаики: набираемая из
мелких, главным образом однотипных, кубических
кусочков камней или смальт1, и мозаика,
выкладываемая из вырезанных по шаблонам
каменных и других плиток различной формы.
Изображение выполняется по заранее подготовленному
эскизу. Особую разновидность декоративной
мозаики составляет мозаика, применяющаяся
в архитектуре для облицовки, известная
под названием "русская мозаика".
Она выполняется из тонких пластинок дорогих
пород камня, подобранных так, что украшаемая
часть здания кажется выполненной из целого
камня. Непревзойдённый образец "русской
мозаики" - облицовка малахитом и ляпис-лазурью
некоторых колонн в Исаакиевском соборе
в Ленинграде.
Имеются два основных метода
исполнения мозаик. Метод "прямого набора",
когда изображение создаётся прямо на
стене, своде и т. д. и кусочки камней, смальты
или других материалов укрепляются непосредственно
в нанесённом на декорируемую поверхность
слое цемента пли мастики. Известен и такой
способ "прямого набора", при котором
изображение выкладывается в цементном
грунте — цементной плите, которая затем
укрепляется на стене. Согласно второму
методу ("обратного набора"), кусочки
камня, смальты и т. д. наклеиваются в обратном
порядке (лицевой стороной) на плотную
бумагу и материю, а затем ставятся на
цемент на декорируемую поверхность, после
чего бумага и материя удаляются. Этот
механический метод развился в результате
поисков быстрых и дешёвых способов набора.
________________________
1Смальта - (от нем. Smalte или Schmalte, от schmelzen
— плавить, итал. smalto — эмаль; устар.
— шмальта) — может означать ярко-синюю
краску, полученную из кремневой кислоты и кобальта или цветное искусственное
стекло, изготовленное по специальным
технологиям выплавки с добавлением оксидов
металлов, равно как и кусочки различной
формы, полученные из него методом колки
или резки.
Материалы
В качестве мозаичных
материалов используются традиционные
— природный камень, смальта, керамика и металл.
Этот арсенал сравнительно недавно пополнился керамогранитом. Тем не менее, смальта
остаётся основным материалом при создании
классических декоративных панно архитектуры,
прежде всего — интерьеров. Наиболее
популярны стекло и керамика
ввиду их прочности и ряда других технических
характеристик, доступности, наконец —
художественного потенциала: многообразия
колористических решений, сравнительной
простоты обработки, большого диапазона
модульных параметров — по части размеров
и конфигураций. Камень используется в
основном для создания напольных композиций;
металл — для расширения выразительных
средств мозаичных произведений; керамогранит —
для фасадных работ, при формировании
тротуаров, парковых дорожек и полов общественных
сооружений.
Благодаря сумме функциональных
и эстетических свойств этого материала,
устойчивости к различным погодным условиям,
жаропрочности и морозостойкости, малому
коэффициенту водопоглощения, устойчивости
к механическим воздействиям,
агрессивным и биосредам,
светостойкости, наряду с разнообразием
гаммы и другими достоинствами, он находит
широкое применение в различных сооружениях,
эксплуатация и долговечность которых
обусловлены названными факторами: в различных
садово-парковых, водных сооружениях,
в оформлении каминов и печей.
Мозаики из смальты и других
видов декоративного стекла, помимо монументальных
форм и элементов архитектуры; уже упомянутых
панно, разнообразных фризов и других
включений, используется также в самостоятельных
прикладных направлениях изобразительного
искусства, в орнаметальных и концептуальных
композициях. Её художественные возможности
велики: она позволяет создать декор простого
рисунка в виде узора, любой произвольной
композиции.
2. Этапы развития
мозаик
Древний Восток
История мозаики восходит ко
2 пол. 4 тысячелетия до н. э. — времени, которым
датированы постройки дворцов и храмов
шумерских городов Месопотамии
Мозаика составлялась из обожженных
глиняных палочек-конусов («зигзаги»)
длиной 8-10 см и диаметром 1,8 см, которые
укладывались на глиняный раствор. Изображение
формировалось из торцов этих конусов,
которые раскрашивались, обычно красным,
черным и белым. Использовались геометрические
мотивы: ромб, треугольник.
Ранним примером техники инкрустации
или получившей в античности название
мозаичной техники opus sectile, впоследствии развившейся
в технику флорентийской мозаики можно считать артефакт, условно
называемый «Штандартом из Ура» (2600—2400 гг. до н. э.)
К 8 в. до н. э. относят ранние примеры
применения техники мозаики из необработанной гальки, составившей один из этапов
в развитии мозаичных техник и на своем
излете пренебрежительно называвшейся
римлянами opus barbaricum. При раскопках открыты орнаментированные
галечные полы Алтын-тепе (вост. Анатолия)
и дворца в Арслан-таше (Ассирия), однако
самым богатым памятником являются галечные
мозаики Гордиона (Анатолия).
Античность
Первые античные мозаики из необработанной
гальки найдены в Коринфе и датированы кон. V века до н. э. Это контурные изображения
людей, животных, мифологических существ,
декорированные геометрическим и растительным орнаментом, выполненные обычно белым
по черному, стилистически близкие краснофигурной
вазописи. Подобные образцы 4 в. до н. э.
найдены также в Олинфе, Сикионе, Эретрии. Важный шаг к реалистичности
был сделан в мозаиках Пеллы (кон. IV века до н. э.)
Расцвет античной
мозаики приходится на эпоху эллинизма2, когда появляется
техника подколки камешков и становится
доступным цветное стекло, что позволяло
достигать живописной реалистичности
изображений и использовать практически
неограниченную цветовую гамму. Древнейшим
памятником, где была использована техника
подколки или тесселирования, считаются
мозаики сицилийского города Моргантина (III век до н. э.).
___________________________________________
2Эллинизм — период
в истории Средиземноморья, в первую очередь
восточного, длившийся со времени смерти Александра Македонского (323 до н. э.) до окончательного
установления римского господства на этих
территориях, которое датируется обычно
падением птолемеевского Египта (30 до н. э.)
В Древнем Риме мозаикой выкладывались
полы и стены вилл, дворцов и терм. Римская мозаика делалась из маленьких
кубиков очень плотного стекла — смальты, однако нередким
было использование мелких камешков и
гальки.
Высочайшим расцветом
мозаичного искусства можно считать эпоху Византийской империи. Византийская мозаика становится более
утончённой, используется более мелкий
модуль камней и деликатная кладка, фон
изображений становится по преимуществу
золотым.
Средневековая Европа
13-й век, Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим
Рококо
В качестве материала
для мозаики стали широко применяться
раковины морских моллюсков. Такими мозаиками
украшали интерьеры. В Европе в этот период
получила распространение мода на мозаики
из бисера. Бисер вкладывали
по воску на бумагу, картон, пользуясь
схемами для вышивки крестом. Подобных
работ сохранилось очень мало. В Германии
с этим материалом в 1750—1770 гг. работала
мануфактура ван Зелова, впоследствии
секрет технологии был утерян. Декорировались
как плоские детали мебели, например столешницы,
так и объёмные предметы: бутыли, фигурки
птиц. Большинство изделий этой мануфактура
находятся в музеях Германии. Есть один
столик производства этой мануфактуры
в Музее-заповеднике Архангельское.
Ислам
Мозаика очень широко использовалась в оформлении
дворцов правителей Востока. Дворец шекинских
ханов является выдающимся произведением
средневековой архитектуры Азербайджана.
Если не было бы других древних сооружений
Азербайджана, то было бы достаточным
показать всему миру только Дворец шекинских
ханов.
Дворец шекинских ханов, считающийся
одним из ценных памятников архитектуры
XVIII века Азербайджана был построен в 1762
году Гусейханом. Дворец, в свое время
входивший в комплекс дворцовых сооружений
и служивший резиденцией шекинских ханов,
представляет собой двухэтажное здание.
Фасад дворца представляет собой подъемные
решетчатые рамы с набором шебеке — разноцветными
мелкими стеклами. Многоцветный рисунок
шебеке красочно дополняет росписи, покрывающие
стены дворца.
Во второй половине XVIII века
в Шекинском ханстве высокого развития
достигло искусство живописи, непосредственно
связанной с архитектурой и строительством.
Все значительные архитектурные сооружения
в городе Шеки были богато украшены стенной
росписью, являющейся в то время самым
популярным видом живописной техники.
Свидетельством тому являются образцы
живописи из дворца шекиских ханов, сохранившиеся
до наших дней и не утратившего своей художественной
выразительности. Стенные росписи посвящались
различным темам: сцены охоты на диких
зверей, сражений, растительные и геометрические
орнаменты, рисунки, созданные по мотивам
«Хамсе» (Пятерицы), гениального азербайджанского
поэта Низами Гянджеви, сцены из дворцовой
жизни, бытовые зарисовки из крестьянской
жизни и т. д. В основном применялись такие
цвета, как синий, красный, золотистый,
желтый. На плафоне зала во дворце шекинских
ханов зашифровано имя талантливого живописца
Аббаса Кули. Следует отметить, что стены
дворца не раз реставрировались, и поэтому
здесь можно встретить росписи, сделанные
мастерами, жившими в разное время. Дворец шекинских
ханов
Французская
мозаика
Одной из достаточно
известных французских мозаик в свое время
была мозаика Эмо де Бриар. Завод по производству бриарских фарфоровых бусин,
а несколькими годами позже и мозаики,
был открыт 1837 году. Существует множество произведений
искусства, созданных из Бриарской мозаики.
Известный художник Эжен Грассе, одна из значимых
фигур французского течения ар-нуво, использовал ее
при создании многих своих работ.[1] Эта мозаика производится
и по сей день и является одним из немногих
оставшихся полностью французских производств.
Мозаика
в России
Древнерусские мозаики
На Руси мозаика
появляется с принятием христианства, но не получает
распространения из-за дороговизны импортируемого
из Константинополя материала (в Византии
на вывоз смальты была объявлена государственная монополия3).
__________________________________
3Монопо́лия (от греч. μονο — один и πωλέω —
продаю) — фирма (ситуация на рынке, на
котором действует такая фирма-монополист),
действующая в условиях отсутствия значимых
конкурентов (выпускающая товар(ы) и/или
оказывающая услуги, не имеющие близких
заменителей). Первые в истории монополии
создавались сверху санкциями государства,
когда одной фирме давалось привилегированное
право торговли тем или иным товаром.