Искусство средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 08:38, реферат

Краткое описание

Средневековое общество прошло длительный путь развития. Начало этой эпохи — раннее средневековье (примерно до конца Х века) - время, когда складывалась и принимала свой законченный вид феодальная структура общества, формировались сословия, определялись их отношения. Это были отношения господства и подчинения

Вложенные файлы: 1 файл

Искусство средневековья.docx

— 51.29 Кб (Скачать файл)

Искусство средневековья 

 

Длительная полоса в истории  человечества, охватывающая более тысячи лет, составила важнейшую веху в развитии европейской культуры. “Мрачное средневековье”, как его нередко называют, было в действительности эпохой очень сложной, насыщенной интенсивной духовной жизнью, эпохой, заложившей основы современных европейских наций, государств, языков.

Воинственные народы, под  ударами которых пал Рим, были не только разрушителями — они  омолодили одряхлевший мир, влили  в него новые живительные силы. По всей территории бывшей Римской  империи они уничтожили рабство, установив общественный строй, опиравшийся  на свободный труд крестьянина-земледельца (речь идет об эпохе раннего, еще  пред феодального средневековья). Простые воины-дружинники и земледельцы, не знавшие грамоты, еще долго сохранявшие общинные формы отношений (даже внутри уже сложившихся государств) и языческие верования, они положили начало всей современной европейской культуре. Это новое складывалось, однако, не только на основе примитивной культуры варваров — оно вырастало на корнях античности. Как это нередко бывало и прежде, завоеватели, уничтожавшие чуждую им цивилизацию, сами постепенно к ней приобщались, на свой лад осмысливая и развивая. Связующим же звеном между миром древним и новым явилось христианство. В эпоху раннего средневековья оно выступило главным хранителем элементов античной культуры. Христианство принесло варварским народам понятия и представления, выработанные в результате длительного развития человеческой культуры, — понятия морали, нравственного долга, духовного совершенствования и т. п. Через христианство в Европу пришла грамотность. В течение многих столетий церкви и монастыри были очагами средневековой культуры. Здесь хранились древние манускрипты — бесценные сокровища человеческой мысли: монахи переписывали их, сберегая от разрушений временем; при монастырях организовывались школы, мастерские письма (они способствовали распространению книжного дела), ваяния, резания по дереву, а также певческие капеллы. Строительство храмов послужило средневековым мастерам стимулом для освоения римской строительной техники — не случайно стиль этих ранних средневековых соборов получил название “романский” (термин был введен в начале XIX века).

Культовая музыка средневековья, заложившая основы всей современной  профессиональной европейской музыки, была взращена на древних музыкальных  традициях, уходивших корнями в  практику как культового (иудейского, сирийского, римского и др.), так и  светского музицирования (греческого, римского).

Средневековое общество прошло длительный путь развития. Начало этой эпохи — раннее средневековье (примерно до конца Х века) - время, когда  складывалась и принимала свой законченный  вид феодальная структура общества, формировались сословия, определялись их отношения. Это были отношения господства и подчинения.

Но они предполагали и  взаимные обязательства: вассал должен был служить сеньору, соблюдать  личную верность, сеньор — покровительствовать  вассалу, защищать его. В реальной жизни  эти отношения выглядели иначе  и по мере развития феодального общества все определенней сводились к  эксплуатации одних другими. И все-таки лежащая в основе их идея добровольного  договора по-своему окрашивала феодальные отношения в Западной Европе, для  которой не был характерен принцип  крепостной зависимости крестьян, низведенных  до уровня рабов.

Важную роль в структуре  общества играл и другой принцип: человек средневековья не был  обособленной личностью, а являлся  членом той или другой цеховой  организации. Союзы вассалов, монастырская братия, сельская община, рыцарские  объединения — все эти организации  были призваны оказывать своим членам помощь и поддержку. Корпорации сами вырабатывали свой устав, предполагавший равенство его членов,— это  внушало людям чувство собственного достоинства и взаимного уважения. Конечно, этот принцип соблюдался далеко не всегда, Но идея равенства жила в  сознании людей и служила им знаменем борьбы за человеческие права.

Подчиняя жизнь отдельного человека единым для всех нормативам, корпорация неизбежно диктовала  людям и определенный тип поведения, мало того — строй мыслей и чувств. В эпоху раннего средневековья  это подавление человеческой индивидуальности еще не ощущалось людьми как нечто  противоречившее их природе. Но наступит время, когда корпоративные связи  станут тяжким тормозом развития общества.

К концу VIII — началу IX века оформились все основные черты феодального  строя. Христианская религия стала  его господствующей идеологией. Церковь  держала в своих руках все  сферы человеческой жизни. Она заполняла  быт людей — и организовывала их время, подчиняя его ритму ежедневных богослужений, определяла суждения —  и направляла и контролировала чувства, церковь давала постоянную пищу для  размышлений — и подсказывала характер развлечений. Освящая феодальные отношения как незыблемые, утверждая  божественную их предопределенность, она была надежной опорой феодального  общества.

Своеобразная кульминация  в истории раннего средневековья  — время создания огромной империи  Карла Великого (768 — 814 годы), объединившего  под своей властью почти все  западноевропейские земли Это было время первого кратковременного расцвета средневековой культуры — своеобразный средневековый (его еще называют “каролингский”) ренессанс. Карл окружил себя плеядой образованных людей, которые составили “дворцовую академию” (по образцу античной): здесь велись научные диспуты, устраивались музыкально-поэтические состязания и т.д. Свои резиденции он застроил великолепными дворцами и храмами. Карл поощрял развитие художеств: в монастырях при нем складывались первоклассные музыкальные капеллы, велась переписка книг, развивалась (в связи с этим) миниатюрная живопись.

После смерти Карла его  империя распалась на ряд государств, давших начало современным европейским  государствам. Пришла в упадок так  неожиданно (как будто до срока) расцветшая культура каролингов. Результаты этого подъема, конечно, сказались — позже.

Начиная с XI века в феодальном обществе неприметно накапливались черты нового. Рост городов, развитие ремесел, торговли постепенно меняли уклад жизни. XII — XIII века - эпоха зрелого европейского средневековья. К этому времени заметно расширяется производство, увеличивается сеть дорог, земля становится более “обжитой” и обозримой. Сильным толчком для развития и обновления всей жизни послужили крестовые походы (при всей их чудовищной жестокости, вызванной религиозным фанатизмом): они открыли народам Европы новые земли и страны, вывели их из вековой замкнутости.

В этих условиях центры культуры постепенно перемещались из монастырей в города. На главных площадях возводились  небывалые по размерам соборы, способные  вместить всех желающих жителей города, — складывался новый готический стиль. Развитие инженерного дела давало возможность совершенно преобразить  облик храма -расчленить внутреннее пространство сложной игрой объемов, делающих его почти необозримым и как бы устремленным ввысь. Скульптурные ансамбли — неотъемлемая часть внутреннего убранства храма — сливались с его архитектурными элементами, составляя некое художественно-смысловое единство. Свет, льющийся сквозь многочисленные окна, то создавал изумительный эффект сияния, то казался таинственным, почти мистическим, ибо он был “приглушен” и одновременно как бы озарен мерцающими красками цветных витражей.

Кафедральные соборы становились  средоточением городской культурной жизни. При соборах открывались церковные школы, а также — школы светские, позже преобразованные в университеты. Среди самых ранних — Кембриджский и Оксфордский в Англии, Парижский — во Франции. Университеты становились центрами развития науки, еще проникнутой духом схоластики, долгое время — подчиненной теологии, но, тем не менее, постепенно накапливавшей знания о мире. В городах рождался новый социальный тип, как бы “вырвавшийся” из сословной среды, не вмещавшийся в иерархическую структуру общества, — тип средневекового интеллигента. Профессора университетов, ученые, студенты — все эти люди составляли особую общественную группу, пока еще очень малочисленную, но начинающую играть определенную роль в жизни городов. Они являлись “беспокойным элементом” общества, стремившимся утвердить веру через разум, все подвергавшим сомнению, отыскивающим истину в бесконечных (часто схоластических) диспутах.

В число наук входила и  музыка. Долгое время она рассматривалась  в одном ряду с математикой, астрономией. Лишь позже, в эпоху Возрождения  произошло постепенное ее переосмысление: музыку стали .воспринимать с точки зрения ее эстетической природы, возникло представление о художественном наслаждении, которое она несет людям,— рождалось понятие “музыкальное искусство”.

Менялся не только уклад  жизни — убыстрялся ее темп. Символом нового времени стали появляющиеся на ратушах средневековых городов механические часы. Если в течение долгих столетий люди обходились без них, ориентируясь, например, по звону колоколов, то теперь они начали отсчитывать каждый час суток, ибо он приобрел наполненность, небывалое прежде значение и вес. Изменения, поиски нового становились знамением времени. В городах еще долгое время сохранялась система корпораций. Однако личная инициатива возрастала, а вместе с ней и сознание самоценности человеческой личности. В течение столетий человек еще нес в себе эту двойственность, ощущая себя рабом божьим — и венцом творения. И все-таки исторические процессы были необратимы. Накапливавшиеся изменения в производительной деятельности, в общественной структуре влекли за собой все более глубокие перемены в сознании людей: постепенно, исподволь подготавливалась новая эпоха в истории Европы — эпоха Возрождения.

Гораздо более близкая  нам по духу, по существу уже открывающая  пути к современности, культура Возрождения  как бы заслонила от нас средневековье. Между тем из дали веков встает художественный мир, удивительный в своей самобытности и глубине. Он привлекает именно несхожестью с тем, что было после него (хотя выросло на его основе). Восприятие средневекового искусства требует от современного человека определенной внутренней перестройки; ибо в нем отразилось мироощущение, резко отличное от нашего.

Религиозные темы, сюжеты, образы были постоянным источником художественного  творчества. Они воспринимались средневековым  человеком отнюдь не как легенды, а как подлинные события, хотя и связанные с проявлением  сверхчувственного, божественного  начала. Священное писание они  понимали как священную историю, рассматривая ее как непрерывный  процесс, разворачивающийся от момента  сотворения мира ко дню Страшного  суда. Решающим событием, определившим весь ход и смысл этой истории, человек средневековья считал пришествие на землю Христа и его мученическую смерть на кресте во искупление человеческих грехов. Такая картина мира связывала судьбу каждого с общим развитием истории, движущейся по заранее предначертанному плану. Два первых акта всемирной драмы уже свершились, история влекла человечество к последнему — дню Страшного суда. Ожиданием конца света была пронизана вся жизнь средневекового человека, и это окрашивало его сознание в драматические тона. Искусство этой эпохи постоянно обращается к теме Страшного суда, его излюбленный образ — колесо Фортуны. Напряженный внутренний нерв проявляется в самой манере письма; в живописи, например, в беспокойно-угловатых линиях рисунка, подчеркнуто острой жестикуляции рук и т. п.

Ожидание конца света  определяло и отношение к земной жизни: для христианского сознания она была обителью скорби, понималась как цепь страданий, которые приведут к вечному блаженству или вечным мукам. Человеку была дарована свобода  воли -- он сам выбирал свой путь: земную жизнь он воспринимал как непрерывную борьбу добра со злом, причем ареной этой борьбы была душа человека.

Средневековое искусство  остроконфликтно, оно проникнуто непримиримыми антитезами: священное — греховное, вечное — временное, небесное — земное, душа — тело. При этом земная, “телесная” красота трактовалась как нечто греховное, истинно ценное видели в духовной красоте человека. Характернейший образ средневековья — распятие. Израненная фигура Христа потрясала именно слабостью, немощью тела — и вместе с тем величием духа, проявляющимся в самом атом жертвенном подвиге. То же подчеркивание духовного начала — в средневековой живописи (например, в многочисленных алтарных росписях). “Телесная” сущность человека скрывается здесь за складками широких одежд, зато на зрителя устремляется взгляд, полный неизъяснимой притягательной силы.

Конечно, среди произведений средневекового искусства есть и  другие — ясные, излучающие покой  и свет. И все-таки идеал людей  этой эпохи связан с образом страдающего  человека. Он бесконечно далек от идеала античности. То единство красоты физической и духовной, которое было характерно для мироощущения древних, теперь распалось. Телу, подверженной тлению плотской “оболочке” средневековое сознание противопоставляло  бессмертную человеческую душу.

Человек средневековья воспринимал  установленный на земле порядок  как нечто незыблемое; изменения  касались, с его точки зрения, лишь частных моментов и не затрагивали  сущности бытия. Искусство и не стремилось передать процесс — оно показывало существующее в его законченном  виде. Выразительный тому пример —  “Жития святых”, представляющие собой  самую популярную литературу средневековья. В этих жизнеописаниях авторы не пытаются показать путь духовных исканий, который  привел человека к нравственному  совершенству. Герои этих сочинений  либо от рождения наделены святостью, либо обретают ее внезапно, путем озарения.

Ощущение слитности мира реального и божественного определило понимание задач искусства: средневековый  художник видел их в том, чтобы  приблизить человека к постижению вечных истин бытия. Именно поэтому он не стремился к воспроизведению  картин реально увиденного, к созданию иллюзии подлинной жизни. Показательно, что средневековая живопись равнодушна к пейзажу (если он и дается, то весьма условно), в ней нет жанра портрета.

Информация о работе Искусство средневековья