Искусство эпохи Возрождения. Творчество Рафаэля Санти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 19:54, реферат

Краткое описание

Возрождение, или Ренессанс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento; от «ri» — «снова» или «заново рожденный») — эпоха в истории культуры Европы , пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — начало XIV— последняя четверть XVI веков и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века (например, в Англии и, особенно, в Испании). Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………3
2. Рафаэль Санти. Биография…………………………………………………..6
3.Творчество…………………………………………………………………….8
3.1 Первые учителя.
3.2 Ранние работы.
3.3 Работа в Риме.
3. Заключение………………………………………………………………….13
4. Приложения…………………………………………………………………14
5. Список используемой литературы………………………………………...20

Вложенные файлы: 1 файл

НОУ СПО Вятский гуманитарно.docx

— 916.80 Кб (Скачать файл)

                НОУ СПО Вятский гуманитарно-экономический колледж

 

 

 

 

 

 

«Искусство эпохи Возрождения. Творчество Рафаэля Санти»

                        (реферат по дисциплине История ИЗО)

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                             Выполнила Ворожцова Эльвира

                                                                                             Студентка спец-ти Дизайню. Гр. Д-2

                                                                                            Преподаватель : Куликова Е. Л

 

 

 

                                                      Киров .2013 г.

Содержание : 

1. Введение………………………………………………………………………3

2. Рафаэль Санти. Биография…………………………………………………..6

3.Творчество…………………………………………………………………….8

    3.1 Первые учителя.

    3.2  Ранние работы.

    3.3  Работа в Риме.

3. Заключение………………………………………………………………….13

4. Приложения…………………………………………………………………14

5. Список используемой литературы………………………………………...20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        

Введение.

Возрождение, или Ренессанс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento; от «ri» — «снова» или «заново рожденный») — эпоха в истории культуры Европы , пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — начало XIV— последняя четверть XVI веков и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века (например, в Англии и, особенно, в Испании). Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.

Новая культурная парадигма  возникла вследствие кардинальных изменений  общественных отношений в Европе.

Рост городов-республик  привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая  система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой, и  её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.

В городах стали возникать  светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне  контроля церкви. Новое мировоззрение  обратилось к античности, видя в  ней пример гуманистических отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении  античного наследия и новых взглядов по всей Европе.

                                                         3

Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны  ещё в XIII и XIV веках (в деятельности семейства Пизано, Джотто, Орканья и др.), но оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета. В XVI веке назревает кризис идей Возрождения, следствием чего является возникновение маньеризма и барокко.

 Возрождение делят на 4 этапа:

1. Проторенессанс (2-я половина XIII века — XIV век)

2. Раннее Возрождение (начало XV века — конец XV века)

3. Высокое Возрождение (конец XV — первые 20 лет XVI века)

4. Позднее Возрождение (середина XVI — 90-е годы XVI века).

Третий период Возрождения  — время самого пышного развития его стиля — принято называть «Высоким Возрождением». Он простирается в Италии приблизительно с 1500 по 1527 год. В это время центр влияния  итальянского искусства из Флоренции  перемещается в Рим. При этом Папе и при его ближайших преемниках Рим становится как бы новыми Афинами времён Перикла: в нём строится множество монументальных зданий, создаются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся жемчужинами живописи; при этом все три отрасли искусства стройно идут рука об руку, помогая одно другому и взаимно действуя друг на друга. Античное изучается теперь более основательно, воспроизводится с большей строгостью и последовательностью; спокойствие и достоинство заменяют собой игривую красоту, которая составляла стремление предшествовавшего периода; припоминания средневекового совершенно исчезают, и вполне классический отпечаток ложится на все

                                                        4

создания искусства. Но подражание древним не заглушает в художниках их самостоятельности, и они, с большой  находчивостью и живостью фантазии, свободно перерабатывают и применяют к делу то, что считают уместным заимствовать для себя из античного греко-римского искусства.

Творчество трех великих  итальянских мастеров знаменует  собой вершину Ренессанса, это  — Леонардо да Винчи (1452 - 1519), Микеланджело Буонаротти (1475 - 1564) и Рафаэль Санти (1483 - 1520).

 

 

                                                                                                                                     

 

 

                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   5

Рафаэль Санти. Биография. ( 26.03.1483-06.04.1520)

Его отец, Джованни Санти, был придворным живописцем и возглавлял самую известную в Урбино в то время художественную мастерскую. Так что знакомство Рафаэля с живописью началось еще в раннем детстве.

Большую часть своей юности Рафаэль Санти провел в Читта дель Кастелло, в 1500 году он уехал в Перуджу и поступил на учебу в мастерскую Перуджино. Около 1503 года Рафаэлем был написан большой алтарный образ – Коронование Марии.

В 1504 году Рафаэль покинул  стены мастерской и отправился во Флоренцию. Здесь он много работал , создавая образ Мадонны , посвятив этой теме около десяти произведений. В последующие четыре года Рафаэль жил то во Флоренции ,то в Перудже ,то в Урбино.

В 1508 году , по приглашению папы Юлия II , Рафаэль отправился в Рим, где получил задание украсить кабинет папы фресками. Сюжет росписи, составленный  Рафаэлем, включал в себя четыре сферы духовной деятельности человека : Философию, Теологию, Юриспруденцию и Поэзию.

Блестяще исполнив работу ,Рафаэль затем, вновь по поручению папы, работал над украшением Станцы д ҆Элиодоро и Станцы дель Инчендио. Здесь же, в Риме, Рафаэлю довелось показывать свое мастерство не только как живописца, но и как талант  ливого архитектора.

 

 

 

 

                                                        6

С 1514 года Рафаэль руководил  строительством собора Святого Петра.

Одним из почитателей таланта  Рафаэля, а так же одним из влиятельных  его покровителей, был банкир Агостино  Киджи. Его виллу Рафаэль украсил фресками ̎̎̎ Триумф Галатеи ̎̎̎ и ̎̎̎ Легенда об Амуре и Психее ̎̎̎  .

Но жизнь этого талантливого мастера оказалась очень короткой , Рафаэль Санти скончался 6 апреля 1520 года и был похоронен в Пантеоне.

 

 

 

                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   7

Творчество.

Рафаэль Санти , итальянский живописец и архитектор.( См. приложение № 1 ).

Представление о самых  светлых и возвышенных идеалах  гуманизма Возрождения с наибольшей полнотой воплотил, в своем творчестве Рафаэль Санти . Младший современник Леонардо, проживший короткую, чрезвычайно насыщенную жизнь, Рафаэль синтезировал достижения предшественников и создал свой идеал прекрасного, гармонически развитого человека в окружении величавой архитектуры или пейзажа. Рафаэль родился в Урбино , в семье живописца, который был первым его учителем. Позже он учился у Тимотео делла Вити и Перуджино, в совершенстве овладев манерой последнего. У Перуджино Рафаэль воспринял ту плавность линий, ту свободу постановки фигуры в пространстве, которые стали характерными для его зрелых композиций.

Семнадцатилетним юношей он обнаруживает настоящую творческую зрелость, создав ряд образов, полных гармонии и душевной ясности. Нежный лиризм и тонкая одухотворенность отличают одно из ранних его произведений — «Мадонну Конестабиле» (1502,см приложение№2), просветленный образ молодой матери, изображенной на фоне прозрачного умбрийского пейзажа. Умение свободно расположить фигуры в пространстве, связать их друг с другом и с окружением проявляется и в композиции «Обручение Марии» (1504,см. приложение №3). Простор в построении пейзажа, гармония форм архитектуры, уравновешенность и цельность всех частей композиции свидетельствуют о становлении Рафаэля как мастера Высокого Возрождения.

 

                                                        8

С приездом во Флоренцию  Рафаэль легко впитывает важнейшие  завоевания художников флорентийской  школы с ее ярко выраженным пластическим началом и широким охватом  действительности. Содержанием его  искусства остается лирическая тема светлой материнской любви, которой он придает особую значительность. Она получает более зрелое выражение в таких произведениях, как «Мадонна в зелени» (1505 ,см. приложение №4), «Мадонна со щегленком» (Флоренция, Уффици), «Прекрасная садовница» (1507,см. приложение №4).

 По существу, все они варьируют один и тот же тип композиции, составленный из фигур Марии, младенца Христа и Крестителя, образующих на фоне прекрасного сельского пейзажа пирамидальные группы в духе найденных ранее Леонардо композиционных приемов. Естественность движений, мягкая пластика форм, плавность певучих линий, красота идеального типа мадонны, ясность и чистота пейзажных фонов способствуют выявлению возвышенной поэтичности образного строя этих композиций.

 В 1508 году Рафаэль был приглашен работать в Рим, ко двору папы Юлия II, человека властного, честолюбивого и энергичного, стремившегося приумножить художественные сокровища своей столицы и привлечь к себе на службу самых талантливых деятелей культуры того времени. В начале 16 века Рим внушал надежды на национальное объединение страны. Идеалы общенационального порядка создали почву для творческого подъема, для воплощения передовых стремлений в искусстве. Здесь, в непосредственной близости к наследию античности, расцветает и мужает талант Рафаэля, приобретая новый размах и черты спокойного величия.

 Рафаэль получает заказ  на росписи парадных комнат (так  называемых станц) Ватиканского дворца.

                                                       

                                                        9

Эта работа, продолжавшаяся с перерывами с 1509 по 1517 год, выдвинула  Рафаэля в число крупнейших мастеров итальянского монументального искусства, уверенно решавших проблему синтеза  архитектуры и живописи Возрождения. Дар Рафаэля — монументалиста идекоратора — проявился во всем блеске при росписи Станци делла Сеньятура (комнаты печати). На длинных стенах этой комнаты, перекрытой парусными сводами, размещены композиции «Диспут» и «Афинская школа»(см. приложения №5 и №6) , на узких — «Парнас» и «Мудрость, Умеренность и Сила», олицетворявшие четыре области духовной деятельности человека: богословие, философию, поэзию и юриспруденцию. Разделенный на четыре части свод украшен аллегорическими фигурами, составляющими единую декоративную систему с росписями стен. Таким образом, все пространство комнаты оказалось заполненным живописью. Объединение в росписях образов христианской религии и языческой мифологии свидетельствовало о распространении в среде гуманистов того времени идей примирения христианской религии с античной культурой и о безусловной победе светского начала над церковным. Даже в «Диспуте» (споре отцов церкви о причастии), посвященном изображению церковных деятелей, среди участников спора, можно узнать поэтов и художников Италии — Данте, Фра Беато Анджелико и других живописцев и писателей. О торжестве гуманистических идей в ренессансном искусстве, о связи его с античностью говорит композиция «Афинская школа», прославляющая разум прекрасного и сильного человека, античную науку и философию. Роспись воспринимается как воплощение мечты о светлом будущем.

Напряженным драматизмом  выделяется фреска «Изгнание Элиодора»(см. приложение №7) в Станце д'Элиодоро. Внезапность совершающегося чуда — изгнания грабителя храма небесным всадником — передана стремительной диагональю главного движения, использованием светового эффекта.

                                                         10

 Среди зрителей, взирающих  на изгнание Элиодора, изображен папа Юлий II.

 Это намек на современные Рафаэлю события — изгнание из Папской области французских войск.

 Римский период творчества  Рафаэля отмечен высокими достижениями  и в области портрета. Острохарактерные  портретные черты приобретают  полные жизни персонажи «Мессы  в Больсене» (фрески в Станце д'Элиодоро). К портретному жанру Рафаэль обращался и в станковой живописи, проявляя здесь свою самобытность, раскрывая в модели наиболее характерное и значительное. Им написаны портреты папы Юлия II (1511,см. приложение №8), папы Льва X с кардиналом Людовико деи Росси и Джулио деи Медичи (около 1518, там же) и другие портретные картины. Важное место в его искусстве продолжает занимать образ мадонны, приобретающий черты большого величия, монументальности, уверенности, силы. Такова «Мадонна делла седиа» («Мадонна в кресле», 1516,см. приложение № 9) с ее гармоничной, замкнутой в круг композицией.

 В это же время  Рафаэль создал величайшее свое  творение «Сикстинскую мадонну» (1515—1519см. приложение №10), предназначавшуюся для церкви св. Сикста в Пьяченце. В отличие от ранних, более светлых по настроению, лиричных мадонн, это величавый образ, полный глубокого значения. Раздвинутые сверху по сторонам занавеси открывают легко идущую по облакам Марию с младенцем на руках. Безупречная гармония и динамичное равновесие композиции, тонкий ритм плавных линейных очертаний, естественность и свобода движений составляют неотразимую силу этого цельного, прекрасного образа. Жизненная правда и черты идеала сочетаются с душевной чистотой сложного трагического характера Сикстинской мадонны. Прообраз ее некоторые исследователи находили в чертах «Дамы в покрывале» (около 1513,),

                                                           11

 но сам Рафаэль в  письме к своему другу Кастильоне писал, что в основе его творческого метода лежит принцип отбора и обобщения жизненных наблюдений: «Для того чтобы написать красавицу, мне надо видеть многих красавиц, но ввиду недостатка... в красивых женщинах я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на ум». Так в реальности художник находит черты, которые соответствуют его идеалу, возвышающемуся над случайным и преходящим.

Рафаэль умер тридцати семи лет, оставив незаконченными росписи  виллы Фарнезины, Ватиканские лоджии и ряд других работ, завершенных по картонам и рисункам его учениками. Свободные, изящные, непринужденные рисунки Рафаэля выдвигают их создателя в ряд крупнейших рисовальщиков мира. Его работы в области архитектуры и прикладного искусства свидетельствуют о нем как о разносторонне одаренном деятеле Высокого Возрождения, снискавшем громкую славу у современников. Само имя Рафаэля в дальнейшем превратилось в нарицательное имя идеального художника.

Информация о работе Искусство эпохи Возрождения. Творчество Рафаэля Санти