Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 21:00, контрольная работа
Современная западная цивилизация до сих пор находится под несомненным влиянием древнегреческой культуры. Драма, литература, архитектура, мифология и Олимпийские игры — все эти привычные факты нашей жизни корнями уходят в маленькую европейскую страну. Оригинальная древнегреческая мебель не сохранилась. О том, какова она была, мы можем судить по рельефам или по вазовой живописи (чёрнофигурная и краснофигурная керамика).
I Реферат на тему: исторические стили мебели – древнегреческий. Характеристика.
1. Введение……………………………………………………………………3
2. Основная часть
Общая информация……………………………………………………4
Типы мебели…………………………………………………………...6
3. Заключение…………………………………………………………….…..11
Список использованных источников………………………………………..18
Министерство
образования Российской Федерации
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
Руководитель:
_____________________
(оценка, дата)
Разработала:
Студентка
_____________________
(дата)
Содержание
I Реферат на тему: исторические стили мебели – древнегреческий. Характеристика.
1. Введение…………………………………………………………
2. Основная часть
3. Заключение……………………………………………………
Список использованных
источников………………………………………..18
Введение
Художественная культура Древней Греции (VI - IV вв. до н.э.) представляет собой одну из вершин в мировой истории цивилизации. На основе древнегреческой архитектуры и мебельного искусства лежит дальнейшее зарождение и развитие мировой культуры и связанной с ней декоративного и прикладного искусства.
Греческая культура
развилась на основе эгейской. Греки
завоевали Балканы, острова Эгейского
моря, продвинулись вплоть до Сицилии.
Путешественники и колонизаторы, они впитывали
культуру народов, с которыми вступали
в контакт. И хотя и другие народы оказывали
воздействие на греческую культуру, культура,
возникшая в Элладе, была мощным источником,
к которому неоднократно возвращались
на протяжении следующих эпох. На греческом
полуострове возникли независимые маленькие
полисы - города-государства, в корне отличные
от восточной деспотии, со своеобразной
классовой демократией, демократией для
избранных. Живущие в этих полисах
привилегированные свободные граждане
создали самую великую культуру и искусство
античного мира. Рабы же не принимали в
этом никакого участия. Умственная и физическая
деятельность были четко разграничены.
Черную физическую работу должны были
выполнять рабы; умственная работа была
монополией рабовладельцев. Свободные
от черного физического труда, рабовладельцы
могли посвятить себя творческой умственной
деятельности.
О греческом жилом доме мы знаем довольно
много, прежде всего по описаниям Витрувия.
Устройство жилых домов отражает формы
общественной жизни и существующие обычаи.
Мягкий климат позволял значительную
часть жизни проводить под открытым небом.
Поэтому жилым домам не придавалось большого
значения. В ранний период и в период
расцвета греческой цивилизации даже
дома богачей были простыми и мало отличались
от домов бедных горожан.
Современная западная
цивилизация до сих пор находится
под несомненным влиянием древнегреческой
культуры. Драма, литература, архитектура,
мифология и Олимпийские игры
— все эти привычные факты
нашей жизни корнями уходят в
маленькую европейскую страну. Оригинальная
древнегреческая мебель не сохранилась.
О том, какова она была, мы можем судить
по рельефам или по вазовой живописи (чёрнофигурная
и краснофигурная керамика). .
Сохранились уличная мебель, но по ней
вряд ли можно делать выводы обо всей древнегреческой
мебели в целом. Также сохранилась каменная
и мраморная мебель, но всё-таки деревянная
мебель представляет из себя наибольший
исторический интерес.
Общая информация
Итак, что же представляла из себя мебель Древней Греции? По своим формам мебель Древней Греции была близка к египетской. Именно древнеегипетская мебель являлась прототипом для создания древнегреческой мебели. Минимум мебели в доме - основное отличие древнегреческого интерьера. Греческие дома выглядели довольно аскетично. Древнегреческий минималистический интерьер был связан в первую очередь с неприятием древними греками роскоши, как фактора разрушающего их устои и традиции. В помещениях не было ни печей, ни каминов, огонь разводили около стены или посередине помещения, и дым выходил или через дверь, или в щели стен и крыши.
Немногочисленную мебель отличала выверенность пропорций и элегантность исполнения. Следует отметить что поначалу древнегреческая мебель не отличалась этими качествами, а так же элегантностью и комфортом. То, как она выглядела, мы можем представить себе по изображениям на греческих расписных вазах, на барельефах, фресках, росписях, в скульптуре и по её описаниям в произведениях греческих писателей, таких как Платрах, Вакхий, Диоген Лаэртский и др.
Грекам хорошо была известна слоновая кость. Этот ценный материал применялся для украшения мебели и других предметов домашней утвари: шкатулок, ларцов и др. Также в Древней Греции из слоновой кости и из золота изготавливали огромные величественные статуи богов, которые весили десятки тонн. Это работы Поликлета и Фидия.
Мебель в Греции делали из дерева, бронзы и мрамора. Причём из бронзы делали в основном курительницы и канделябры. Наиболее ценным и значимым элементом мебели был ларь - сундук для хранения вещей, стенки которого покрывались росписью из различных цветов. Мастера, изготавливающие мебель очень ценились и были в большом почёте.
Древнегреческая мебель, как и архитектура, развивалась в двух ордерах - дорическом и ионическом, которые утвердились еще в VII веке до н.э. Наиболее ранние примеры греческого жилища обнаружены при раскопках греческого города Олинфа. О комфорте жилищ свидетельствуют имеющиеся в них комнаты с оцементированными стенами и полом и с терракотовой или каменной ванной, встроенной в пол. Стены домов богато украшены росписями. Богатством рисунка отличались также и мозаичные полы: из разноцветной гальки выкладывали простые геометрические узоры.
Основной формой
греческого жилого дома было однокомнатное
помещение (мегарон). (В древнейшем
доме в середине находился очаг, над ним
отверстие в крыше для вытяжки дыма; это
дымное, черное помещение называлось атрием,
от слова ater - черный; позднее оно превратилось
в центральный портик дома с большим количеством
помещений.) Из этой основной формы развилась
форма многокомнатного дома; позднее в
этом доме жилые и другие помещения размещались
вокруг дворика с колоннами (перистиля).
У греков по сравнению с нашими домами
не было жилых помещений, которые выходили
бы в сторону улицы, они были сосредоточены
во внутренней части дома.
Свободные греческие мужчины проводили
большую часть времени вне дома, на агоре,
в больших залах, на площадях и рынках,
посвящали себя общественной жизни, делам,
проводили диспуты, занимались гимнастикой.
Женщины вместе с рабами занимались домашней
работой, следили за собой, в обществе
они почти не показывались. Поэтому жилые
дома не имели большого общественного
значения, и соответственно не проявлялось
большой заботы об их оборудовании. Согласно
Ликургу, в Спарте было запрещено применять
рубанок и другие инструменты, с помощью
которых можно было изготовить изящную мебель, способствующую изнеженности.
Внутренние помещения были украшены настенной
живописью и облицовкой. Полы чаще всего
были мозаичными, позднее, под влиянием
Востока, их стали покрывать коврами.
Расписной кессонный потолок был известен
уже в VI веке до н. э. После персидских войн
возросшие запросы привели к появлению
более богатого интерьера. По мере того
как прием гостей становился общепринятой
традицией, расширялось домашнее хозяйство,
жилой дом пополнился целым рядом помещений,
служивших этой цели. В период эллинизма,
в условиях обострения классовых противоречий,
дома богачей отличались поистине восточной
роскошью, были окружены садами и парками,
изолированы от домов бедных горожан.
Довольно точное представление о греческих
мебельных формах мы можем получить благодаря
рельефным изображениям, рисункам на вазах
и танаграм (маленьким терракотовым статуэткам).
Мебель в Греции изготавливали ремесленники
и предприниматели, которые использовали
дешевую рабочую силу рабов. Существовали
самостоятельные профессии столяра, плотника,
мебельщика, и уже можно было говорить
о высоком уровне разделения труда. У столяров
был вполне современный инструмент, они
имели рубанок, токарный станок. Изобретение
рубанка в большей степени, чем все другие
инструменты, вместе взятые, способствовало
совершенствованию столярного дела и
деревообработки.
Технология производства мебели претерпела
значительное развитие. Греки знали
уже рамочно-филеночную вязку, гнутье
древесины с помощью пара, начали разрабатывать
технику изготовления шпона и интарсию.
Они мастерски соединяли детали из древесины.
Владея всеми этими навыками, греческий
столяр стремился подчеркнуть естественные
свойства древесины. Греческая мебель
имела четкую конструкцию, отвечавшую
свойствам материала. Формы свидетельствовали
о высоком художественном чутье, о способности
находить своеобразные средства выражения,
не заимствованные из архитектуры. Чаще
всего греки использовали такие породы
древесины, как клен, самшит, кедр, олива,
пальма, орех и черное дерево.
В архаический период греческой культуры
(VI век дон. э.) мебель создавалась по образцам
азиатских народов, с жесткими, прямоугольными,
покрытыми железными листами каркасами.
Позднее творческий дух эллинов освободился
от этого влияния, и были созданы удивительно
оригинальные творения. Формы стульев,
которые можно увидеть на скульптурных
изображениях, невероятно просты; эти
стулья состоят из немногих основных элементов.
Греческие художники, мастера в отношении
сочетания простоты, утонченности, реализма,
изящности линий и комфорта, разработали
классические мебельные формы, которые
заложили основу и послужили образцами
для последующих стилевых форм.
Большинство произведений
греческого искусства, в том числе
и мебель, было цветным. Резные или
инкрустированные орнаменты были сильно
раскрашены, что делало деревянные предметы
еще более яркими, красивыми. Греки уже
знали способы интарсии из серебра, слоновой
кости и черепахи. Они отдавали предпочтение
строгим тектоническим формам. Ножки, заканчивающиеся
лапой зверя, встречались реже.
Для греческой орнаментики характерны
как фигуративные и растительные, так
и геометрические и архитектурные элементы.
Наиболее частыми мотивами были акант,
пальметта, ряды листьев, лотос и другие
цветы в точной, ясной композиции, четких
очертаний и яркой окраски. Смотрите обозначение
терминов в словаре декоратора. Характерным геометрическим
орнаментом была спиральная, а также волнистая
линия. Широко распространенным орнаментом
был меандр; к архитектурным орнаментам
относились ионики (овы), бусы и зубчики.
Греческая орнаментика была чисто декоративной
и не имела символического значения.
Согласно большинству исследователей,
в период с VII по IV века до нашей эры, насчитывалось
пять основных типов мебели: табуреты,
столы, кушетки, сундуки и кресла. Считается,
что все они несли на себе отпечатки ещё
более древней, египетской, культуры. Египетскую
мебель отличала грубость исполнения,
недолговечность и неудобство — египтяне
не гнались за комфортом. Однако к V-IV веку
до нашей эры у греков возник свой собственный
стиль, влияние которого явственно ощущается
и по сей день. Мебель становится более
гладкой, удобной и красивой.
Типы мебели
Табуреты
Дифрос
Ранняя форма скамеечки или табурета (дифроса) еще очень простая, громоздкая, ножки четырехгранные или точеные, поверхность для сидения чаще всего плетеная. Другая форма — складной табурет на Х образной опоре — происходит из Египта, такие табуреты раб носил за своим господином, чтобы он в любое время мог сесть. Это первоначальная форма более позднего складного стула. Чаше всего имел характерные загнутые внутрь ножки, которые в дальнейшем стали делать в виде «львиных».
Клисмос
Для повседневного пользования, преимущественно для женщин, в V в. до н. э. был создан легкий, элегантный клисмос — стул с серповидными ножками, изогнутые задние ножки держали спинку. Для изготовления стула использовалась технология гнутой под воздействием пара древесины с применением бронзы. Это первая форма в истории развития мебели, где функциональное начало соединено с сознательным художественным оформлением. Изящность линий клисмоса — как в техническом, так и в художественном отношении — является апогеем греческого мебельного искусства. Этот тип был распространен на протяжении всего периода античности, и по истечении более чем 2000 лет известный классическими формами ампир вернулся к этой форме стула.
Существовал и третий тип, хотя прямо отнести его к табуретам вряд ли уместно. Они тоже сохранились до нашего времени, причём под своим древним названием — это троны. Троны предназначались исключительно для персон, наделённых властью, всегда очень богато украшались, уже не только резьбой, но и драгоценными камнями.
Кровати
Древнегреческие кровати (клине) во многом отличались от египетских - они существенно возвышались на полом, снабжались высокими фигурными ножками и имели возвышение для головы. Египетские же кровати имели возвышение специально для ног. В большинстве случаев клине было на высоких опорах и перед ним ставили скамеечку, которую можно было убрать под ложе. Клине покрывали тюфяками, коврами и подушками. С современной точки зрения древнегреческие кровати можно было назвать неким гибридом обычной кровати и софы. Как мебель, их использовали не только по прямому назначению, но и для приёма трапезы. Это связано с тем, что древние греки предпочитали трапезничать в лежачем положении. Эта "привычка" зародилась в V-м веке, когда греческая цивилизация вступила в период своего высочайшего расцвета. Во времена Гомера еще ели за столом, а ложе использовали только для сна.
Изображение ложа (клинэ) и стола, древнегреческий храмовый барельеф
Столы
Стол (трапедза) и бронзовый треножник
Древнегреческие столы делали в основном из дерева, реже из мрамора и бронзы. Они были намного ниже, чем их современные "правнуки", а также отличались лёгкостью, компактностью и соответственно были легкоперемещаемыми. Это было связано с тем что греки использовали столы только по прямому назначению - для приёма пищи. У греков никогда не клали на стол книги, безделушки и другие предметы. У более богатых греков было принято использовать два типа столов - стол специально для еды и специально для напитков. Древнегреческие столы для напитков были очень похожи на столы в современных закусочных - они были существенно выше и имели три ножки. Что касается трёх ножек - древние греки предпочитали их четырём, причём не только в столах, но и в других элементах мебели, что являлось отличительной особенностью древнегреческой культуры и отличало их мебель от мебели других культур. Как и во всех цивилизациях по мере упадка культуры в Древней Греции столы постепенно становились круглыми , утрачивая традиционную прямоугольную форму.
Сундуки
Количество видов мебели в греческом доме было незначительным, скромность жилища, климат, одежда и обычаи не требовали так много мебели. Шкафы, к примеру, почти не применялись, для хранения одежды и предметов домашнего обихода использовались деревянные сундуки различных типов, похожие на египетские, их разнообразие демонстрируют нам деревянные саркофаги, найденные в Крыму; они сделаны из толстых брусков с двускатной крышей и боковыми фронтонами (единственный архитектурный элемент греческой мебели); подобным образом были оформлены и богатые каменные саркофаги. Сундуки часто являлись приданными невест, так как считались самой ценной мебелью. Данный элемент мебели, как и остальные, имел корни в Древнем Египте.
Информация о работе Исторические стили мебели – древнегреческий. Характеристика