Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 15:16, курсовая работа
Если говорить сухим языком юриспруденции и права, то организационно-правовые формы – это способ закрепления и использования имущества хозяйствующим субъектом и вытекающие из этого его правовое положение и цели деятельности.
Театр, так или иначе, искусство высокое, затрагивающее порой вопросы о непреходящих ценностях и бренности всего земного. Но и без того земного, что мы и называем имуществом, правовыми формами, организационной деятельностью театр тоже существовать не может. Всегда и во все времена организационно-правовые формы театра связаны с источником его финансирования, экономической деятельности. Подобная дилемма существовала и существует до сих пор, но история расставила точки над всеми вопросами – организационное и творческое в театре должно непременно сосуществовать, иначе без одного не выйдет другого. На истории организационно правовых форм российских театров я покажу, как от выбора той или иной меняется облик и сущность театра, какие проблемы преследовали каждую организационно-правовую форму, какими достоинствами они обладали.
Введение…………………………………………………………………………...3
Становление организационно-правовых форм. Вторая половина XVIII в……4
Императорские театры……………………………………………………………6
Монополия императорских театров……………………………………………..8
Казённые театры…………………………………………………………………12
Частное предпринимательство: антрепризы и товарищества………………...13
Частные театры столицы………………………………………………………..17
Московский художественный театр……………………………………………23
Заключение…………………………………………………………………….....25
Список использованных источников…………………………………………...26
Содержание
Введение…………………………………………………………
Становление организационно-правовых форм. Вторая половина XVIII в……4
Императорские театры……………………………………………………………6
Монополия императорских театров……………………………………………..8
Казённые театры………………………………………
Частное предпринимательство: антрепризы и товарищества………………...13
Частные театры
столицы………………………………………………………..
Московский художественный театр……………………………………………23
Заключение……………………………………………………
Список
использованных источников…………………………………………...
Введение.
Если говорить сухим языком юриспруденции и права, то организационно-правовые формы – это способ закрепления и использования имущества хозяйствующим субъектом и вытекающие из этого его правовое положение и цели деятельности.
Театр, так или иначе,
Театр – это сложный механизм, созданный для определённой цели деятельности – создания высокохудожественного спектакля и последующего его показа зрителям. Структура подчинения, специфика этих отношений, выявление собственника имущества и способы финансирования театрального дела есть организационная составляющая. Правовая составляющая – это те законы и акты, в которых закреплены права и обязанности участвующих в театральном процессе. От выбора той или иной организационно-правовой формы зависит вся дальнейшая деятельность театра.
Как сейчас, так и в XIX веке организовать театральное дело вне этих рамок было невозможно. Так как сейчас время наиболее схоже со временем конца XIX века – сейчас возможно и свободное предпринимательство, и самостоятельная инициатива, и частная собственность (что невозможно сказать о веке XX), уделить внимание этому вопросу крайне важно, поскольку опыт предшествующих десятилетий устоявшейся театральной системы может подсказать и помочь осознать проблемы нашей действительности. XIX век существовал в несокльких организационно-правовых формах среди которых, пять императорских репертуарных стационарных театров столиц, провинциальные казённые театры, городские театры, антрепризы, товарищества, а также полупрофессиональные народные театры - самодеятельные театры с постоянной группой и полноценным репертуаром (к концу XIX века их было около четырёхсот). Имели место быть и такие явления как крепостные театры. В современном законодательстве существует около 20 организационно-правовых форм. Может ли театр полноценно развиваться в предложенных современных законодательствах условиями – об этом можно будет сделать некоторые выводы, разобравшись в организационно-правовых формах XIX века.
Вопросы
истории организации и правовых
норм театров были изучены многими
уважаемыми исследователями и
Становление организационно-правовых форм. Вторая половина XVIII в.
Говоря об определённых организационно-правовых формах, следует говорить о периоде, в которым происходит становление русского государственного театра, его интенсивное развитие и организационно-правовое определение. Это происходит в последние десятилетия XVIII – первую половину XIX века.
Вообще вторая половина XVIII века – период расцвета дворянской России. В это время царский двор утопал в роскоши. Процветали придворные труппы – итальянская опера, французский театр, балетная труппа и оркестр бальной музыки. Они подчинялись придворной конторе и щедро субсидировались двором. Учреждённый в 1756 году государственный русский театр не сразу включили в состав придворных трупп: первые три года он существовал самостоятельно и находился в бедственном положении. Спектакли шли не чаще двух раз в неделю, зрителей было очень мало, сборы незначительны. Денег на содержание труппы, служителей и мастеровых, необходимых для изготовления оформления и обслуживания спектаклей, не хватало.1
Проблема театра Сумарокова заключалась в том, что формально он возглавлял государственный театр. С другой стороны театр Сумарокова в то время очень походил на антрепренёрский театр, так как собирал деньги с публики и, в отличие от придворных иностранных трупп, должен был постоянно беспокоиться о сборах. Таким образом, Сумароков по сути выполнял обязанности антрепренёра, не имея на это ни прав, ни возможностей. Организационно-правовая форма театра была неустановившейся и противоречивой.
Расширение масштаба деятельности театра, а также меры, предпринятые двором в 60-е годы VXIII века по упорядочению хозяйства и определению законных рамок государственных учреждений, привели к созданию в 1766 году в Петербурге специального органа управления – Дирекцию театров.
Был утвержден документ, определяющий структуру и финансы придворного театра. В 1783 году все придворные театры становятся публичными и переходят на платную деятельность.2 Уже это положило началу той театральной системе, которая сформируется к началу XIX века.
В дореволюционной России театральное дело было единой разветвленной системой, которая обеспечивала надежность существования и развития театрального процесса. Можно сказать, что в дореволюционной период в России сложилась надежная и устойчивая театральная система из ненадёжных элементов.
Эта система, говоря образно, напоминала пирамиду, устойчиво возвышающуюся на неустойчивом основании. Вершиной пирамиды были пять императорских театров, финансируемые из бюджета министерства двора.
В разные годы важную культурную миссию в обществе выполняли частные стационарные театры.
Неустойчивым
основанием театральной пирамиды была
антреприза – простая и коллективная.3
Императорские
театры
Если мы говорим об императорских театрах, то мы имеем в виду такие пять театров как Малый театр и Большой театр в Москве, а также Мариинский, Александрийский и Михайловский театры в Петербурге. Эти театры находились в ведении Министерства двора и уделов. Театры были по сути собственностью императорской семьи. Императорские театры являлись ещё чрезвычайно престижным учреждением царского двора, поэтому министерство двора старалось всячески улучшать организационную систему своих театров, поднимать их организационно-творческий уровень. В то же время правительство прекрасно сознавало силу театра как идеологического оружия.
Значение
Императорских театров было очень
велико. Вплоть до 1917 года они представляли
собой определённый символ в искусстве
и – шире – в культурной жизни
России, олицетворение величия
Труппа императорских театров и здание были связаны, а не отделены друг от друга, как это существовало в остальных театрах, не входящих в плеяду Императорских. В них труппы не были прикреплены к определённому зданию.
С первых шагов Императорских театров – по сути театров государственных – развивалась и одновременно усложнялась их организационная система. Если первый театральный штат 1766 года состоял из 200 человек, то к концу 1890-х годов он вырос примерно в 15 раз, при этом численность работников производственных подразделений и обсуживающего персонала увеличилась в тридцать раз. 5
Петербургские театры посещались царской семьей высшими правительственными чиновниками, дипломатическим корпусом, и министерство двора было вынуждено щедрее финансировать эти театры. Однако подобная роскошь была не абсолютной и может напоминать эффект «золотой клетки»: абсолютная подчинённость императорских театров Министерству Двора привела к тому, что театры были скованы жесткими рамками правил, регламентирующих деятельность государственных учреждений. 6
Финансовое
положение императорских
Прочное, по сравнению с антрепризами, финансовое основание давало императорским театрам целый ряд значительных преимуществ. Ведущим артистам и служащим устанавливались высокие оклады. Правда, заработки артистов нескольких лучших провинциальных антреприз в конце XIX века мало уступали заработкам артистов тех же категорий на императорской сцене, но последние обеспечивались ещё и пенсиями. То что сейчас кажется абсолютно естественным, для того времени было привилегией для немногих.
Другое преимущество императорских театров состояло в том, что они были обеспечены первоклассными театральными зданиями, необходимыми производственными помещениями. Техническая оснащенность театров и большинства мастерских была высокой.7
Ни
одна пьеса, предназначенная для
постановки на сценах Императорских
театров, не допускалась к представлению
без предварительного рассмотрения и
одобрения специальным комитетом.
Монополия императорских театров
Говоря
о такой организационно-
А
уже в 1816 году «Высочайшим повелением»
и вовсе запрещены все
Министерство Императорского Двора даже имело косвенные доходы за счёт монополии, право на которое изложено в 1854 году в «Правилах о публичных маскарадах, концертах, балах с лотереями и других увеселениях в столицах». Согласно этим правилам со всех перечисленных в них мероприятиях Дирекция Императорских театров должна была получать четверть от сбора. С точки зрения антрепренеров такая ситуация, конечно же, не могла быть положительной. Если представить, что антрепризы робко и редко возникавшие в столицах, помимо затрат на постановку, аренду площадки, выплат гонораров и других расходов должны были отдать в пользу императорских театров от 25 % своих и без того небольших сборов. Такие меры не могли не препятствовать в определённой мере развитию театрального предпринимательства и сценического искусства в Санкт-Петербурге и Москве.8
Информация о работе История организационно-правовых форм театров