Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 19:23, реферат
Первыми европейцами, которые начали применять батик при изготовлении декоративных тканей в первой половине XIX века стали голландцы. Вскоре немцы начинают производство батика и ставят его на поток, тем самым сохраняя наработанные технологические процессы изготовления батика в Европе. На сегодняшний день именно немцы делают все возможное для популяризации и продвижения этого замечательного искусства.
ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................3
ИСТОРИЯ БАТИКА В РОССИИ.......................................................................4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................8
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...........................................9
Реферат
История развития батика в России.
Выполнила студентка
__________
Специальность:
___________
2012
ВВЕДЕНИЕ......................
ИСТОРИЯ БАТИКА
В РОССИИ......................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ....................
Роспись ткани – древнее искусство, которое пришло в Европу из Индонезии, где роспись различных предметов и текстиля была неким ритуалом поклонения богам. Рецепты по изготовлению красок хранились мастерами в строжайшем секрете. В древности считалось, что одежда, украшенная росписью, защищает человека от всяческих напастей.
Настоящий расцвет этого искусства был в Китае. Ведь именно китайцы подарили миру пожалуй самый идеальный материал для росписи – шелк. И с того времени батик на шелке приобрел популярность во всем мире, он очень популярен и по сей день. В Японию технология батика, вероятней всего, пришла из Китая или Индии.
Первыми европейцами, которые начали применять батик при изготовлении декоративных тканей в первой половине XIX века стали голландцы. Вскоре немцы начинают производство батика и ставят его на поток, тем самым сохраняя наработанные технологические процессы изготовления батика в Европе. На сегодняшний день именно немцы делают все возможное для популяризации и продвижения этого замечательного искусства.
«Железный занавес», который возник в России в XX веке, наложил свой отпечаток и на развитие батика. Большинство россиян, не выезжавших за пределы своей родины, попросту не знало о существовании батика и технологиях росписи тканей. Постепенное развитие батика в XX веке было связано с повальным увлечением стилем «модерн». Это послужило толчком к изобретению новой технологии, а именно резервирующего состава, который не требовал нагревания. Таким образом, Россия стала родиной холодного батика.
В России батик появился примерно в 20-е годы вместе с всеобщим увлечением стилем «модерн» и развивался, в основном, в таких больших городах, как Москва, Ленинград, Иваново, Киев, Одесса, Тбилиси. Русские художники восприняли европейскую технику и стилистику, но не знали истоков и, естественно, не опирались на какую-либо традицию. Отсутствие технологически развитых и отработанных приемов, недостаток опыта и неправильно понятая функциональность обусловили значительные колебания художественного уровня изделий. Художники объединялись в артели и занимались производством платков, шалей; очень редко получали большой заказ - театральные и сценические занавеси или шторы для кафе.
С одной стороны, мода времен НЭПа обеспечила значительный спрос, а значит постоянные заказы на шикарные шелковые шали с изысканным прихотливым орнаментом в восточном стиле, платья с асимметричным рисунком, что подстегивало воображение и фантазию художников, владеющих техникой ручной росписи ткани. Со временем увлечение расписными шалями сошло «на нет», было объявлено мещанским, «не соответствующим образу советской женщины».
С другой стороны,
в работах мастерской Н.Ламановой,
театральных художников Е.Е. Лансере,
М.В. Либакова, А.Г. Тышлера, В.А. Щуко ярко
проявился революционный
5
В 30-х годах занятие батиком было замечено и поддержано на правительственном уровне: издано несколько пособий по технологии, организовано несколько артелей, в дальнейшем превратившихся в фабрики. «Всекохудожник», Московское товарищество художников, Ленинградское товарищество художников и другие воспитали целое поколение художников-батикистов. Но исторические и экономические условия, всеобщая «уравниловка» не способствовали развитию высокохудожественного батика, свойственного ему индивидуального вкуса. И только 50-е годы, после выхода партийного постановления «О всеобщем повышении качества и художественного уровня изделий текстильной и легкой и местной промышленности» ситуация в корне изменилась. Возник девиз-лозунг: «Каждой советской женщине - по красивому платку». Была организована мастерская при НИИХП, несколько галантерейных фабрик в Москве и Ленинграде, куда приглашали на работу уже известных художников и набирали учеников-расписников.
Благодаря исследованиям
С. Темерина в 50-х годах в области
батика остались известны имена таких
художников, как А. Алексеева, Т. Алексахина, Н. Вахмистров, К. Малиновская,
С. Марголина, И. Иноземцева и др. Именно
они стояли у истоков развития батика
в нашей стране. Они, работая в НИИХП, создали
первые композиции в батике, которые были
основаны на строго классическом понимании
геометрического и растительного орнамента
и служили моделями для производства платков;
первые сюжетные панно на темы «Москва»,
«Труд», «Весна» Поначалу деятельность
художников, в основном, была подчинена
платочному производству. Но со временем
все чаще появлялась потребность в крупных
панно для оформления кафе, фойе кинотеатров,
концертных залов и театральных сцен.
Эти заказы выполнялись в мастерских Художественно-
6
художница Н.С.
Балагурова. Она использовала технику
«холодного» батика, сохраняя при
этом стилистику «ивановских ситцев»,
обогащенных сюжетом или
Постепенно батик стал появляться на выставках союзного значения. Ведущую позицию там занимали художники из Литвы и Латвии, в культуре которых сохранялись аграрно-феодальные ремесла. Становление современной школы литовского текстиля, и в том числе батика, связано с именем его основателя Юозиса Бальчикониса.
В Москве сложилась целая сеть организаций, так или иначе содействующих развитию батика, или, как чаще говорили, росписи ткани:
Так постепенно было воспитано, выращено целое поколение художников, пришедших из учеников и получавших художественное образование параллельно с работой в качестве «расписника». Это А. Талаев, Л. Грасс, И. Трофимова, В. Кравченко. В 70-е годы появилось новое поколение художников-текстильщиков, получивших образование в Строгановском и Мухинском училищах, в Текстильном или в Технологическом (УБОН) институтах. Они
7
сознательно
выбрали тернистый путь художника,
занимающегося исключительно «
Именно с этого времени батик стал полноправным «участником» всех художественных выставок, как всесоюзного, так и международного масштаба.
Древний и
удивительно многообразный
9
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Эм А. Батик. Постигаем шаг за шагом : издания для досуга / Анна Эм. - Минск : Харвест, 2009. - 255 с. - (Постигаем шаг за шагом).
2. Давыдов, С. Г. Батик: Техника. Приемы. Изделия / С. Г. Давыдов. - М. : АСТ-ПРЕСС, 2005. - 184 с. : ил. - (Энциклопедия).
3. Гильман, Р. А. Художественная роспись тканей : учеб.-метод. пособие. – М : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2003. – 160 с. (Под грифом Министерства образования РФ.)