Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 15:37, реферат
В истории интерьера мы можем заметить одну интересную особенность. То, что традиции античности тесно вплелись в культуру Запада - неудивительно. Однако интересно, что современный дизайн интерьера до сих пор черпает идеи в другой древней цивилизации - восточной - в культуре устройства жилища Древнего Египта.
"Колыбель"
дизайна жилища - Древний Египет
В истории интерьера
мы можем заметить одну интересную
особенность. То, что традиции античности
тесно вплелись в культуру Запада
- неудивительно. Однако интересно, что
современный дизайн интерьера до
сих пор черпает идеи в другой древней
цивилизации - восточной - в культуре устройства
жилища Древнего Египта.
Если "все
дороги ведут в Рим", то начинаются
они для западной цивилизации
однозначно с Египта. Одна из первых
высокоразвитых культур мира - египетская
- позволяет нам впервые говорить о каком-то
развитом стиле. Египетский стиль к тому
же и прародитель почти всех последующих
европейских.
Древний Египет
- первое в мире государство, где
были созданы древнейшие в истории
памятники архитектуры, - возникло искусство
декора, а быт стал предметом внимания
и украшения. Египтяне жили в строгом упорядоченном
обществе с необычайно развитым культом
загробного мира. Поэтому строили все
надежно, на века (пирамиды). Благодаря
этим каменным "гимнам мертвым" мы
имеем возможность ознакомиться с древним
бытом египтян. Здесь сохранились предметы
обихода и обстановки, но так как возводились
они для фараонов и верхушки знати, то
и говорить мы можем, в первую очередь,
о "дворцовом" интерьере. Интерьер
домов был богат и красочен. Роскошные
колонны подпирают потолок, фрески украшают
стены, ковры и занавеси завершают внутреннее
убранство помещений. Художественные
образы, несмотря на священное к ним отношение,
сильно стилизованы и символичны.
Уже с самой
глубокой древности в Египте стали
разрабатывать медные рудники, производить
сложные изделия: иголки, проволоку, украшения,
посуду. Здесь создавались сложные оросительные
системы, достигло совершенства строительство
из кирпича-сырца: египтяне первыми научились
возводить кирпичный свод, изобрели водопровод
и даже создали систему обогрева полов
в виде керамических труб, в который подавался
теплый воздух от горящего во дворе дома
костра. Посуду производили из глины особого
состава - египетского фаянса. В Египте
же изобрели папирус. В отделке украшений
впервые в Египте стали использовать природные
камни - бирюзу и малахит с Синайского
полуострова, лазурит, поставлявшийся
посредством обмена с азиатскими племенами.
Ювелирное производство, огранка ценных
камней также возникли в Древнем Египте.
В домашнем обиходе древних египтян были
широко распространены изделия из слоновой
кости.
Дома египетских
вельмож, часто возводимые из камня,
представляли собой сложный комплекс
из многих помещений и снабжались
внутренним двором. В эпоху Среднего
царства (2000-1500 гг. до н. э.) столярное искусство
достигает подлинного расцвета и поражает
масштабами изготовляемых изделий. Например
для наружных и внутренних двухпольных
дверей - между пилонами большого Карнакского
храма - изготовлялись створки, каждая
5 м ширины и 20 м высоты. При этом все отдельные
их части скреплены между собой деревянными
гвоздями и клиньями, расположенными для
предотвращения появления щелей в различных
направлениях, но всегда под углом в 45
градусов. Стены таких дворов украшались
барельефами и художественной росписью,
отличавшейся плоскостностью: фигуры
не столько смотрелись, сколько читались.
Предметы изображались так, как будто
на них одновременно смотрели и прямо,
и сбоку. Этим обычно объясняют типичное
для древнеегипетского искусства построение
человеческого изображения: туловище
- в профиль, голова - анфас.
В оформлении убранства
домов знати широко использовалось
золото, из него изготовлялись обшивки,
скульптура, украшения, посуда, золото
применяли и в инкрустации. С
серебром египтяне обходились бережнее.
Так же довольно рано здесь появились
меха и шерсть, привозимые из североэфиопских
экспедиций. С усовершенствованием ткацкого
станка, что позволило делать полотно
тоньше и значительно шире, в убранстве
жилищ появились драпировки. А с появлением
бронзы интерьер стали украшать коваными
изделиями.
В столярном
производстве, которое в Древнем
Египте было очень развито, использовалось
черное эфиопское дерево. Древнейшие
из известных нам образцов египетской
мебели были найдены в царских
погребениях. Это ларцы и шкатулки черного
дерева, инкрустированные слоновой костью,
зеленым и синим малахитом, бирюзой и лазуритом,
табуреты с ножками в виде копыт животных,
вырезанными из целых слоновьих клыков.
Рубанка у египетских
мастеров еще не было, и токарного
дела они не знали. Поэтому дефекты
сборки скрывались под толстым слоем
краски-замазки, на которую уже сверху
наносились расцветки "повеселее".
Египтяне знали уже и технику
фанерования, когда дешевую древесину
облицовывают пластинками из более благородных
пород (правда, не такими тонкими, как фанера).
Особенно богатую мебель украшали слоновой
костью, перламутром и даже золотыми накладками.
Мебель разрисовывалась обычно цветным
орнаментом, иероглифическим письмом
и символическими элементами (солнечный
диск, священный жук карабей, коршун, пальма,
папирус и др.). Краски были яркими, но с
ограниченной гаммой цветов, которые никогда
не смешивались. Несмотря на обычай сидеть
на земле, именно египтяне первыми создали
мебель для сиденья. В основном это низкие
скамеечки и стулья. Здесь возник и прототип
первого складного стула (рис. 12). Церемониальный
парадный трон больше напоминает массивный
сундук со спинкой.
Рис. 12. Первый раскладной
стул - творение древнеегипетской культуры
Форма трона
соответствовала и манере сидения
египтян: сидели они выпрямившись с
сомкнутыми (из-за узкой одежды) ногами.
На сиденье клали подушку, либо вообще
прикрепляли ее к раме, заложив
основы будущей мягкой мебели.
Мебель для
сиденья или скреплялась
Благоразумные
египтяне также одними из первых отказались
спать на холодном грязном полу и
создали ложе. Рама ложа опиралась
на ножки в виде звериных лап (излюбленный
декор ножек в Египте) и была обтянута
ремнями, на которые клались матрацы и
подушки. Впрочем, под голову подушки обычно
не клались. Для головы имелась специальная
подставка (так и не жарко, и пышная прическа
не испортится). Но самое пышное и искусное
ложе предназначалось не для живых, а для
мертвых. Да, речь идет о саркофагах. Своими
очертаниями они напоминали очертания
человеческого тела, и придать им такую
форму было делом не из легких (изготавливалось
все с помощью ножа и топора). К тому же
крышку обычно украшали рельефом человеческого
лица и рук. Неровности на поверхности
сглаживались пемзой, замазывались и закрашивались.
Нанесенная живопись покрывалась защитным
лаком.
Итак, огромное
место в интерьере древнего египтянина
занимала мебель. Среди древнеегипетских
богатых "гарнитуров" известны деревянные
кровати, стулья с ножками, изображающими
львиные лапы или копыта быков, причем
передние и задние ножки мебели были сделаны
соответственно в форме передних и задних
ног животного. Богато украшенные кресла
и троны мастера Древнего Египта снабжали
подлокотниками в виде идущих львов, а
их спинки покрывали резьбой, накладками
из золота и эмалью.
Мебель, ларцы
и сундуки в большинстве
Не умаляя первостепенного значения Египта во многих областях, не стоит забывать, что он был очень Консервативной страной. Устоявшиеся формы дизайна интерьера мебели слабо изменялись, несмотря на текущие тысячелетия. В 1798 году войска Наполеона вновь открыли для Европы Египет. И забытые египетские мотивы стали безумно модными по всей Европе и отразились на стиле ампир.
Информация о работе "Колыбель" дизайна жилища - Древний Египет