Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 23:23, доклад
Виктор Сергеевич Калинников(1870 – 1927) - композитор, дирижер, хоровой деятель, педагог, профессор Московской консерватории.
Виктор Сергеевич Калинников - автор преимущественно хоровой музыки. очинения:15 хоров a capella:"Элегия"; "Осень" - стихи А.С. Пушкина, "Зима" - сл. Е.Баратынского, "Солнце, солнце встает" - сл. А. Федорова, "Ой, честь ли то молодцу" - сл. А. Толстого, "Звезды меркнут" - сл. И. Никитина, "Нам звезды кроткие сияли" - сл. А. Плещеева, "На старом кургане" - сл. И. Никитина, "Утром зорька" - сл. А. Скитальца, "Кондор" - сл. И. Бунина, "Жаворонок" - сл. В. Жуковского, "Проходит лето", "Спесь" - сл. А. Толстого, "У приказных ворот"-сл.А.Толстого,"Лес"-сл.А.Кольцова; Ряд хоровых обработок русских народных песен для 4-х голосного и 2-х голосного хоров; детские песни в сопровождении ф-но, несколько духовных хоров. Переложения для хора романсов других композиторов: "Рыцарский романс" Глинки; "Море", "Спящая княжна", "Песня темного леса" Бородина ; "Менестрель" Аренского; "Ты взойди, солнце красное" Мусоргского; а также "Марсельеза" и "Интернационал"; концертная увертюра.
Композитор и поэт.
Виктор Сергеевич Калинников(1870 – 1927) - композитор, дирижер, хоровой деятель,
педагог, профессор Московской консерватории. Большое внимание на музыкальное развитие
и формирование Виктора Калинникова оказал его старший брат - Василий Калинников. В
1887 г. брат подготовил Виктора в музыкальное училище. В 1896 г. Виктор окончил училище
с медалью и званием свободного художника. Окончил училище по классу гобоя и
композиции. В 1897-1923 г.г. преподавал в Московском синодальном училище. В 1922-26 г.г.
- в Московской консерватории. Руководил хорами, преподавал пение в школах. Виктор
Сергеевич Калинников - автор преимущественно хоровой музыки. очинения:15 хоров a
capella:"Элегия"; "Осень" - стихи А.С. Пушкина, "Зима" - сл. Е.Баратынского, "Солнце,
солнце встает" - сл. А. Федорова, "Ой, честь ли то молодцу" - сл. А. Толстого, "Звезды
меркнут" - сл. И. Никитина, "Нам звезды кроткие сияли" - сл. А. Плещеева, "На старом
кургане" - сл. И. Никитина, "Утром зорька" - сл. А. Скитальца, "Кондор" - сл. И. Бунина,
"Жаворонок" - сл. В. Жуковского, "Проходит лето", "Спесь" - сл. А. Толстого, "У приказных
ворот"-сл.А.Толстого,"Лес"-сл.
для 4-х голосного и 2-х голосного хоров; детские песни в сопровождении ф-но, несколько
духовных хоров. Переложения для хора романсов других композиторов: "Рыцарский романс"
Глинки; "Море", "Спящая княжна", "Песня темного леса" Бородина ; "Менестрель"
Аренского; "Ты взойди, солнце красное" Мусоргского; а также "Марсельеза" и
"Интернационал"; концертная увертюра.
Сохранилась статья Калинникова о хоровом пении. Она чрезвычайно интересна потому,
что отчетливо характеризует
широкой просветительской работой. Наиболее
демократичным видом
Калинников считает хоровое пение прежде всего потому, что оно пользуется всенародной
любовью. Поэтому он горячо выступает за развитие хоровой самодеятельности в стране,
указывая на облагораживающее влияние работы в ансамбле, необходимость вырвать хоровое пение a capella из-под влияния церкви, где оно почти исключительно до тех пор
культивировалось.
Хоры Виктора Калинникова очень разнообразны. Большинство хоров - небольшие,
рисующие картины природы. За всеми пейзажами стоит человеческая натура.
Мелодика близка к городской, речевой интонации. Для творчества Вик. Калинникова
характерна красочность
В музыкальном стиле хоров
от Чайковского, другая – от Бородина. Музыкальный язык хоров первого типа в общем
базируется на гармонических ресурсах романсов Чайковского, но особенно отчѐтливо
проступает направление
характерной русской поющей гармонии. Бородинская линия проявляется в хорах Калинников
при обращении его к эпическим образам или к бытовым русским национальным картинам. В
этих хорах у Калинникова нередко встречаются ладовые модуляции и взаимопроникновение,
развѐрнутые органные пункты с характерными переливами на их фоне минора и
параллельного минора. Иногда в хорах этого типа возникают прямые ассоциации с музыкой
Бородина и Римского-Корсакова.
Творчество Калинникова глубоко реалистично. Задушевность, элегичность - основные
черты его творчества. Очень чуткое восприятие текста. В хорах Калинникова соблюдается
тесная связь музыки и слова. Калинников тщательно выбирает тексты, использует лучшие
образцы классиков. Список авторов, на стихи которых писал Калинников очень
разнообразный: Пушкин, Бунин, Баратынский, Жуковский, Никитин, Скиталец, Кольцов,
Соколов, Федоров, А. Толстой.
Александр Сергеевич Пушкин, великий русский поэт, родился в Москве 26 мая 1799,
умер в Санкт-Петербурге 31 января
1837. Образование получил в
(1811-17). Одаренный гениальными способностями, впечатлительностью, живостью и
энергией, Пушкин в течение всей
своей краткой жизни был
неблагоприятные условия, но сила и яркость его исключительного таланта поборола все
препятствия и сделала его творцом новой русской литературы, ее языка и бессмертных по
красоте форм и глубине содержания художественных произведений. Основная черта его
поэзии - это ее глубокая искренность и правдивость; всякий стих выражает подлинное
пережитое настроение и чувство; в каждой строке - стремление к реальному, правдивому
изображению действительности в художественной форме.
Элегия «Редеет облаков
южной ссылки: летом 1820 года. Жестокая воля царя вырвала поэта из привычного и
близкого круга друзей, отправила в глушь южной степи, обрекла на негласный полицейский
надзор. Но случилось так, что проезжавший на юг с семьей генерал Н. Н. Раевский, герой
Отечественной войны 1812 года, предложил поэту, заболевшему лихорадкой,
присоединиться к их путешествию по Черноморскому побережью Крыма с длительной
остановкой в Гурзуфе.
Три счастливые недели Пушкин провел среди дружного семейства Раевских. Каждое утро
поэт по крутым каменистым склонам спускался к морю наслаждаться свежестью утра и
жадно вдыхать запах моря. Сосланный на юг, Пушкин волей судьбы необыкновенно
сблизился с Раевскими. Поездка на Крым генерала Раевского была вызвана болезнью
старшей дочери Екатерины, что очень близко принял к сердцу молодой поэт. Он сам был
болен, и именно поездка с Раевскими в Тавриду помогла ему оправиться
Стихотворение «Элегия» было положено в основу одноименного хорового произведения.
Композитор опускает 3 заключительные строки, чем существенно переносит акцент с
любовной лирики на тему одиночества и слияния с природой. Самого слияние у героя не
происходит. Это подчеркнуто созерцательно-
стихотворении запечатлена вечно полная античная гармония, объединяющая человека с
природой, с небесами, томление о недосягаемом утраченном идеале.
В «Элегии» присутствует характерное для романтизма противопоставление несвободного
человека свободной природе. Приметы романтической элегии создает ситуация
воспоминания и многообразное развитие, где сквозь воспоминания переломлена тонкая,
чувственная идиллия пейзажа с его «сладостным» шумом моря и «нежной» дремотой
миртов и кипарисов, «полуденными волнами». Картина завершена объемными образами
небесной высоты («летучая гряда» облаков, «луч», посеребривший равнины, «залив» ,
вершины скал), и горизонтальной растянутости пространства, центром которого является
восход вечерней звезды.
Характер произведения созерцательный, с легкими мотивами грусти, которые
встречаются во втором эпизоде.
Произведение «Элегия» является хоровой миниатюрой, написанной для смешанного хора
a-capella. Для музыки этого жанра характерны компактное изложение композиторского
письма, формирование художественного образа за счет лаконичных выразительных средств,
использования небольшого по объему литературного текста с определенной идеей,
заложенной в нем, что и наблюдается в данном случае.
Произведение написано в строфической форме со сквозным развитием, где можно
выделить 3 эпизода, близких друг другу по характеру и взаимодополняющих друг друга.Первый эпизод «Редеет облаков летучая гряда…» является пейзажной зарисовкой,
вступлением ко всей миниатюре, в котором
поэт описывает воздушный и
уходящего дня. Эпизод развивается в форме периода.
Темп эпизода неспешный, Andante comodo, что подчеркивает умиротворенность
вечернего пейзажа, однако гармоническое развитие не стоит на месте. Первая фраза основана
на Тонике и проходящих аккордах, вторая фраза заканчивается на Dоминанте ля мажора, т.е довольно далѐкой от основной тональности (2я степень родства). Серединный каданс состоялся, но не в своей тональности. Этот сдвиг звучит довольно напряженно. Заканчивается 1 период кадансом в фа мажоре (D – T).
Мелодическая линия основана на поступенном плавном движении, непрерывно
развертывается, очень гибкая, что подчеркивается волнообразным динамическим развитием
на нюансе Р, частым использованием . Диапазон звучания хора небольшой.
Прозрачная и невесомая гомофон
сочетании с неторопливо развертывающимся мелодическим развитием создает ощущение
спокойного созерцания вечернего пейзажа.
Основная тональность произведения – светлая F-dur. В ходе развития происходят
множественные отклонения в родственные тональности, что вызвано стремлением автора к обогащению музыкальной ткани гармоническими красками.
«Элегия» представляет собой относительно несложное произведение как ритмически, так и
метрически. Четырехдольный размер 4\4 придает музыке основательность и постепенность,
привнося задумчивость и покой.
В ритмическом рисунке
длительности и часто
повторяется от фразы к фразе и написан таким образом, чтобы смысловые ударения
приходились на сильные доли.
Второй эпизод «Люблю твой слабый свет…» показывает нам восторг героя,
вызванный красотой раннего вечера, который герою думы и воспоминания о
утерянном времени и прошлых временах. Характер музыки более чувственный и
взволнованный. Взволнованность этой
музыке придает постоянно
гармонический оборот (D – S) без разрешения в тональности соль минор. Т появляется
только в 3 фразе «Я помню твой восход…», и тут же становится общим аккордом в
модуляции к фа мажору, который в секвенционном развитии приводит к полному кадансу.
Темп этого эпизода более подвижный, взволнованный (poco piu mosso), постепенно
ускоряется.
Мелодическое движение более яркое, построено на секвенции, основанной на
нисходящем волнообразном
моментом и напоминает собой движение волн. Партии сопрано и первых теноров звучат в
октавный унисон. Изложение гомофонно-
Все голоса самостоятельны и равноценны. Хоровая фактура очень объемна, масштабна.
Мелодическая линия проходит в разных голосах (сопрано, альт, тенор1, тенор2), партии
перекликаются между собой. Во всѐм эпизоде используется органный пункт. Автор
использует divizi в партии басов. Диапазоны умеренны.Происходят отклонения в C-moll и D-dur. Гармония осложнена альтерацией.
Динамическое развитие нарастающее, кульминация приходится на слова «Я помню твой
восход», постепенно угасающая к концу эпизода.
Третий эпизод «Где стройны тополи в долинах вознеслись…» - естественное продолжение
первого эпизода. Воспоминания героя о «мирной стране», легкое и тихое звучание хора.
Эпизод сделан как одно большое расширение к двухчастной форме, т.к полный каданс в
конце второго эпизода не завершается тоникой. Большая часть третьего эпизода построена на
органном пункте. В этом эпизоде появляется отклонение в соль минор, что приносит некую
напряженность звучанию. Автор всячески пытается отойти от классических кадансов
используя энгармонические модулирующие сдвиги, полифонические средства развития.
Темп более скорый, что подчеркивает напряженное эмоциональное состояние героя.
Динамическое развитие начинается с Р, следует Poco crescendo во всех партиях и приводит
к F. В партиях альтов и теноров происходит деление, что способствует насыщению
музыкальной ткани. На слово «волны» темп замедляется, все как будто замирает.
После небольшой паузы к герою возвращается грусть и тоска. Возвращается
первоначальный темп. Мелодическая линия изложена в партиях альтов и басов, звучит в
октавный унисон. Партии сопрано и тенора выполняют роль хоровой педали и так же звучат
в октаву.
Динамическое развитие постепенно угасает, pp. В заключительных тактах происходит
ritenuto.
Миниатюра заключается
совершенным автентическим
Динамическое развитие всего произведения происходит в рамках pp-f.
Вокально-хоровые трудности:
- гибкое динамическое развитие
- частая смена темпа
- цепное дыхание
- сложные тесситурные условия партии.
Письменный Анализ на хоровое произведение.
Виктор Сергеевич Калинников
«Элегия»
студентки III курса ДХО (ак.х.)
КОМК им. С.В. Рахманинова
Селицкой Валерии
Калининград 2013г.