Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 12:15, реферат
Матрёшка – русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трех и более. Почти всегда они имеют овоидную («яйцеподобную») форму с плоским донцем и состоят из двух частей — верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и жёлтом платке.
Введение ………………………………………..….……………….3
Глава 1.История Матрешки…….……..……………………….4
Глава 2.Изготовление матрешки….…………...……..……....6
Заключение...………….………………………..…………………..8
Список литературы..……………..……………..………………...9
Содержание
Введение ………………………………………..….……
Глава 1.История Матрешки…….……..……………………….4
Глава 2.Изготовление матрешки….…………...……..……....6
Заключение...………….………………………..…
Список литературы..……………..…………
Введение
Матрёшка – русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трех и более. Почти всегда они имеют овоидную («яйцеподобную») форму с плоским донцем и состоят из двух частей — верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и жёлтом платке. В наше время темы для росписи разнообразны: это сказочные персонажи, часта тема России в образе девушки, а также семьи. Стали нередки и матрёшки пародийного характера с изображением политических деятелей, что явилось полным уходом от канона и смысла матрёшки, в основе которой всегда был образ женщины, а не мужчины.
Хотя матрёшка и завоевала давно
репутацию символа нашей страны, её корни
отнюдь не русские. По самой распространённой
версии история матрёшки берёт своё начало
в Японии. Предшественницей и прообразом
русской матрешки стала фигурка добродушного
лысого старика, буддийского мудреца Фукурумы,
в которой находилось еще несколько фигурок,
вложенных одна в другую, завезенного
с острова Хонсю.
Первые русские матрёшки
были созданы в Сергиевом Посаде как забава
для детей, которые помогали усвоению
понятий формы, цвета, количества и размера.
Стоили такие игрушки достаточно дорого.
Но спрос на них появился сразу же. Через
несколько лет после появления первой
матрёшки практически весь Сергиев Посад
делал этих обаятельных куколок. Изначальный
сюжет русской матрёшки – это русские
девки и бабы, румяные и полные, одетые
в сарафаны и платки, с собачками, кошками,
корзинками, с цветами.
Глава I. История матрешки
В конце XIX века в семью Мамонтовых – известных русских промышленников и меценатов привез японскую точеную фигурку с острова Хонсю, которая оказалась с “сюрпризом” - она разымалась на две части. Внутри нее спрятана другая, поменьше, которая так же состояла из двух половинок. Всего таких куколок насчитывалось пять.
Предполагалось, что именно эта фигурка и натолкнула русских на создание своего варианта разъемной игрушки, воплощенного в образе крестьянской девочки, вскоре окрещенной в народе распространенным именем Матрешка (Матрена).
В наше время еще ссылаются на легенду о японском происхождении матрешки, но документального подтверждения она не имеет.
История развития игрушечного промысла в России позволяет предположить, что созданию русской матрешки способствовала традиция точения и росписи на Пасху деревянных яиц.
В одном
из альбомов, посвященных творчеству
русского художника С.В. Малютина можно
увидеть необычайную
Местом
же рождения новой оригинальной игрушки,
быстро завоевавшей славу
Поэтому приблизительно с этого времени можно отсчитывать возраст матрешки, в дальнейшей судьбе которой были свои взлеты и падения, слава и забытье, странствия и метаморфозы.
Уже около века этой известнейшей
в России игрушке, но и по сей день
неизвестно, что было сначала –
эскиз профессионального художника
или удачное воплощение творческих поисков
народного мастера, вовремя замеченное
заинтересованным лицом.
В начале 1900-х гг. мастерская
"Детское воспитание" закрылась,
но изготовление матрешек стало продолжаться
в Сергиевом Посаде, что в 70 километрах
севернее Москвы, в учебно-показательной
мастерской. Первые матрешки продавались
дорого, но все равно привлекали покупателей
и пользовались большим спросом. Изготовление
матрешек быстро распространилось по
Сергиеву Посаду, появились мастерские
Ивановых, Богоявленских. Переехал сюда
и Василий Звездочкин. Вокруг Сергиева
Посада было много лесов, а в нем самом
- опытных токарей по дереву. Изготовление
матрешек стало настолько распространенным
явлением, что заказы на производство
стали поступать даже из Парижа, продавались
они и в Германии, на знаменитой Лейпцигской
ярмарке. В начале XX века начался массовый
вывоз матрешек за границу. Роспись матрешек
стала красочней, разнообразней. Изображали
девушек в сарафанах, в платках, с корзинами,
узелками, букетами цветов. Появились
матрешки, изображающие пастушков со свирелью,
и бородатых стариков с большой палкой,
жениха с усами и невесту в подвенечном
платье. Фантазия художников не ограничивала
себя ничем. Матрешки компоновались по
самому разному принципу, чтобы отвечать
основному своему назначению - преподносить
сюрприз. Так, внутри матрешки "Невеста
и жених" помещались родственники. Матрешки,
отражающие эти темы, были приурочены
к определенным датам. Кроме семейной
тематики были матрешки, рассчитанные
на определенный уровень эрудиции, образованности.
Так, к 100-летию со дня рождения Н.В.Гоголя
были изготовлены матрешки, изображавшие
героев его произведений: персонажи комедии
"Ревизор" (Хлестаков, городничий,
судья, почтмейстер и другие). В 1912 г., к
столетию Бородинской битвы, были выполнены
матрешки "Кутузов" и "Наполеон".
Внутри этих матрешек помещались фигурки
поменьше, на которых были изображены
сподвижники, члены их штабов, участники
военных советов. Много матрешек были
посвящены обрядам, фольклору. Всегда
привлекали внимание матрешечников темы
сказок. Иллюстрировались "Репка",
"Золотая рыбка", "Иван царевич",
"Жар-птица" и др. Матрешки обогащались
не только росписью, но и усложнялись количеством
вкладываемых фигурок. Так, в начале века
в Сергиевом Посаде уже изготавливались
матрешки, насчитывающие до 24 вкладышей,
а в 1913 г. токарь Николай Булычев побил
своеобразный рекорд, выточив 48-местную
матрешку. В этом же году в Сергиевом Посаде
организовалась кустарно-промышленная
артель игрушек, что говорило о том, что
спрос увеличивался и приносил немалый
доход.
Матрешка распространялась, стали изготовляться
далеко за пределами Сергиева Посада -
в Семеновском районе Нижегородской губернии.
В чем-то она была похожа, но во многом
отличалась. Если в Сергиевом Посаде матрешку
видели приземистой и плотной, то семеновские
мастера точили ее более стройной и вытянутой,
изображали бойких девушек-красавиц в
ярких полушалках.
Глава 2. Изготовление матрешки
В 1930 году Сергиев- Посад переименовали в Загорск, стиль росписи матрешек стал именоваться "загорским". "Загорский стиль" - подчеркнуто живописный, с обилием тщательно выписанных мелких деталей и позолоты - сменился в 1930 году более экономным и близким к первоначальной идее С.В. Малютина (художник, создавший свой знаменитый "берендеевский" стиль в декоративно-прикладном искусстве, например: "бычок в камергерском костюме"). При упоминании о "загорской" матрешке перед глазами встает изображение круглолицей русской девушки в платке и прикрытом передником сарафане, расписанных сочно и ярко несложными цветами, листьями и точками. В росписи обычно используются 3-4 цвета - красный или оранжевый, желтый, зеленый и синий - с добавлением черного для обводки тонкими линиями лица и контуров одежды. После социалистической революции изготовление матрешек приобрело массовый характер. Открылась фабрика. В форме и росписи игрушки до конца 1980 года чувствовалась упрощенность, связанная с необходимостью их дальнейшего тиражирования. Помимо "загорских" матрешек за рубежом пользовались известностью "семеновские" и "мериновские" матрешки (село Мериново близ города Семенова в Нижегородской области славилось своими токарными изделиями). В 1922 году мериновский мастер А.Ф. Майоров купил "сергиевскую" игрушку. Арсентий Федорович выточил сам похожую форму и вместе с дочерьми расписал ее по-своему. С тех пор это ремесло и по сей день остается основным для мериновских мастеров. Отличительные черты "семеновского" стиля - незатейливое решение образа, но более яркое и своеобразное по росписи, напоминает пышный букет. Почти одновременно с "мериновскими" игрушками в Поволжье появилась еше одна матрешка - в селе Полховский Майдан, или Полхов Майдан в простонаречии. Особенности "полховской" матрешки: подчеркнуто вытянутая форма (столбик), с жестко очерченной головой. "Цветы с подводкой" - роспись по предварительно нанесенному черному контуру - типичная роспись в Полховском Майдане. Пожалуй, наиболее сложной технологией изготовления отличается тип матрешки - родом из Вятки. В вятской росписи используется инкрустация соломкой. При всем изобилии сюжетов и способов оформления матрешки на сегодняшний день популярен "сергиевский" стиль : обязательно шаль, передник и сарафан , при этом смелое сочетание цветов и русских традиций. Одинаковой популярностью пользуются "крестьянские" и "боярские" стили. Итак, для самой популярной русской игрушки это десятилетие юбилейное. Коллекция матрешек в собрании Художественно- педагогического музея игрушки в Сергиевом- Посаде убеждает нас в идее, что эта деревянная фигурка была задумана именно как игрушка, которая способствует освоению ребенком таких понятий, как формa, цвет, количество, размер.
Шлифовка заготовки
Наносить краску лучше всего
на гладкую отшлифованную
Нанесение клея
Клей на матрешке наносится в виде узора: на данном рисунке обводим бабочку. В будущем это послужит основой для нанесения имитации позолоты - потали. Этот замечательный материал придает изделию золотой блеск и неповторимость.
Клеение потали
Современные технологии и материалы позволяют творить чудеса и превращать деревяшку в произведение искусства. Между прочим, произведения современных мастеров народных промыслов по качеству исполнения и зрелищности во многом превосходят изделия древних художников.
Прорисовка фона
Теперь необходимо заняться оформлением изделия и начать стоит естественно с фона. На классических матрешках это платок или шуба, украшенные цветами, на данном же сувенире я нарисую летний луг и яркое голубое небо для создания соответствующего настроения.
Детали
Мелкие жучки в травке, сама трава, детали бабочки рисуются яркими красками. На этом этапе собственно и создается основной сюжет сувенира.
Обводка
Прорисовка деталей обводкой позволяет подчеркнуть их и выделить на общем фоне. После нее фактически получается готовое изделие. Как только матрешка готова, она проходит визуальный контроль качества, и уж только потом поступает на последний этап.
Лакировка
Заключительный этап - сувенир покрывается слоем лака. Лак защищает
изделия от влаги и пыли, а также придает особый блеск сувениру.
Заключение
Русская Матрешка является символом России и так долго нравится людям. В русской игрушке, ее содержании, форме и декоре отразились народные представления о мире, добре, красоте. Одновременно в ней с особой силой проявилась творческая энергия русского народа, его способы простыми средствами создавать выразительные образы. «Плодородие, изобилие, бесконечность жизни – таков, по всей видимости, глубинный смысл популярной игрушки». Именно поэтому народная игрушка рассматривается, как символ русского искусства.
Список использованной литературы
4. Мифы в искусстве. Рене де Моран М.: ИНФРА-М, 2005.
5. Народное искусство: художественные промыслы СССР. СПб.: Питер, 2003.