Мифы Древней Греции и античная скульптура. Образ греческого бога в мифологии и скульптурном изображении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 13:25, реферат

Краткое описание

Долгое время статуя Аполлона оценивалась как вершина античного искусства, бельведерский шедевр был синонимом эстетического совершенства. И как это часто бывает, чрезмерно высокие хвалы со временем вызывают прямо противоположную реакцию. Когда изучение античного искусства подвинулось достаточно далеко и появилось значительное число памяьтников, преувеличенная оценка статуи Леохара сменилась преуменьшенной: ее вдруг стали находить помпезной и манерной. Между тем Аполлон Бельведерский – произведение действительно выдающееся по своим пластическим достоинствам. В фигуре и поступи Аполлона сочетаются сила и грация, энергия и легкость, шагая по земле, он словно парит над землей.

Содержание

Введение……………………………………………………
Леохар……………………………………………………….
Что представляет собой мифология?......................................
Что представляет собой античная скульптура?....................
Изображение Аполлона в скульптурном и мифическом изображении
Аполлон Бельведерский ………………………………...
Аполлон и Дафна………………………………………
Заключение…………………………………………………..
Литература…………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Мировая художественная культура.docx

— 82.31 Кб (Скачать файл)

Мировая художественная культура.

 

 

 

 

 

 

«Мифы Древней Греции и  античная скульптура. Образ греческого бога в мифологии и скульптурном изображении»

Аполлон.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чита, 2012

Содержание 

  1. Введение……………………………………………………
  2. Леохар……………………………………………………….
  3. Что представляет собой мифология?......................................
  4. Что представляет собой античная скульптура?....................
  5. Изображение Аполлона в скульптурном и мифическом изображении
    1. Аполлон Бельведерский ………………………………...
    2. Аполлон  и Дафна………………………………………
  6. Заключение…………………………………………………..
  7. Литература…………………………………………………..
  8. Приложение……………………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             Введение

Долгое время статуя Аполлона оценивалась как вершина античного  искусства, бельведерский шедевр был  синонимом эстетического совершенства. И как это часто бывает, чрезмерно  высокие хвалы со временем вызывают прямо противоположную реакцию. Когда изучение античного  искусства  подвинулось достаточно далеко и  появилось значительное число памяьтников, преувеличенная оценка статуи Леохара  сменилась преуменьшенной: ее вдруг  стали находить помпезной и манерной. Между тем Аполлон Бельведерский  – произведение действительно выдающееся по своим пластическим достоинствам. В фигуре  и поступи Аполлона сочетаются сила и грация, энергия  и легкость, шагая по земле, он  словно парит над землей. Причем движение повелителя муз, по по выражению  советского искусствоведа Выппера, «не сосредотачивается в одном направлении, а как бы лучами расходится в разные стороны». Для достижения подобного эффекта нужно  было изощренное мастерство ваятеля. Однако, надо признать, расчет на эффект слишком очевиден. Аполлон Лиохара настойчиво приглашает, почти требует, любоваться его красотой, тогда как красота лучших классических статуй не заявляет о себе во всеуслышание :они прекрасны, но не красуются.

     Аполлон Бельведерский  со времен эпохи Возрождения  считается самым значительным  произведением  древнего искусства.  Немецкий историк искусства Винкельман  называл эту скульптуру «высшим  идеалом искусства среди всех  дошедших до нас античных произведений»,  а Карл Юсти говорил  об  Аполлоне Бельведерском как об  «утреннем гимне восходящему  солнцу греческого искусства»

 

 

 

 

 

 

 

                            

                                        2. Леохар

ЛЕОХА́Р, древнегреческий  скульптор середины 4 в. до н. э. Представитель  академического направления в искусстве  поздней классики. Будучи афинянином, работал не только в Афинах, но и  в Олимпии, Дельфах, Галикарнасе (совместно  соСкопасом). Изваял из золота и слоновой кости несколько портретных статуй членов семьи македонского царя Филиппа (в технике хрисоэлефантинной скульптуры), был, подобно Лисиппу, придворным мастером его сына Александра Македонского(«Александр на львиной охоте», бронза). Создавал изображения богов («Артемида Версальская», римская мраморная копия, Лувр) и мифологические сцены. Расцвет искусства Леохара относится к 350-320 годам до н. э. В это время он отлил очень популярную в древности группу, изображавшую прекрасного юношу Ганимеда, которого уносит на Олимп посланный Зевсом орел, а также статую Аполлона, получившую мировую известность по именем «Аполлона Бельведерского» (название от ватиканского дворца Бельведер, где выставлена статуя) — оба произведения сохранились в римских мраморных копиях (Музей Пио-Клементино, Ватикан). В статуе Аполлона Бельведерского, лучшем произведении Леохара, дошедшем до нас в римской копии, пленяет не только совершенство образа, но и мастерство техники исполнения. Статуя, открытая в эпоху Возрождения, долгое время считалась лучшим произведением античности и воспета в многочисленных стихах и описаниях.

Произведения Леохара  выполнены с необыкновенным техническим  мастерством, его творчество высоко ценил Платон.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                      3.Что представляет собой мифология?

1) Мифология - (от грсч. mythos предание , сказание, рассказ) -1) совокупность мифов,  то есть созданных народной фантазией сказаний, в которых в олицетворенной наглядно-образной бсссознательно-художественной  форме отражаются явления природы и обществ, жизни. На ранних стадиях человек , истории в М. причудливо соединялись элементы реалистичных знаний о действительности, художеств, образы , нравственные  предписания и нормы, религии представления. Наиболее распространенными являлись рассказы о возникновении и эволюции мира, солнца, луны, звезд и пр., о происхождении животных, появлении человека и т. д. В качестве обязательного элемента миф сохраняется в религии. Мировые религии при своем формировании заимствовали ряд сюжетов древних мифов, в то же время создав новые. Христианство , например, использовало древние мифы об умирающем и воскресающем боге, искупит, жертве и т. д., разработав одновременно и «оригинальные»: о сошествии «св. духа» на апостолов и др. С развитием человеческого общества Мифология  утрачивает значение универсального средства духовного освоения действительности. Познание закономерностей объективного мира, рост господства человека над внешними силами подрывают ту основу, на которой вырастает Мифология. «Всякая мифология , -писал К. Маркс , - преодолевает, подчиняет и преобразовывает силы природы в воображении и при помощи воображения; она исчезает, следовательно, вместе с наступлением действительного господства над этими силами природы»; 2) наука , раскрывающая сущность мифа и описывающая многообразие мифических феноменов.

2) Мифология - свод мифов, наука о мифах, выдающееся достояние человеческой культуры, ценнейший материал жизни, тип человеческого переживания и даже способ уникального существования. В мифе воплощаются тайные вожделения человека , в частности и его галлюцинаторный опыт и драматургия бессознательного. Индивиду психологически неуютно в разорванном, расколотом мире. Он интуитивно тянется к нерасчлененному мироощущению. Миф освящает человеческое существование , придает ему смысл и надежду. Оно помогает одолеть безжалостную, критическую направленность сознания. Вот почему люди так часто отступают от трезвой мысли, отдавая предпочтение миру мечты и археипических ассоциаций.

                      4.Что представляет собой античная скульптура?

Античная скульптура - скульптура Древней Греции и Древнего Рима, а также эллинистических государств. Становление с.а. происходило в архаический период (VIII - VI вв. до н.э.). Скульптура ранней архаики характеризуется вост. мотивами и связывается с именем полулегендарного скульптора Дедала. К этому периоду относятся статуя Артемиды Делосской и критская скульптура «Дама из Оксерра». В основном же архаическая скульптура представлена куросами (изваяния обнаженных юношей) и корами (скульптуры девушек, задрапированных в ткань). Отличительной чертой ранней греческой скульптуры является характерная, т. наз. архаическая улыбка. Расцвет с.а. падает на классический период (V - IV вв. до н.э.) и связан с появлением четырех стилей: ранней классики, высокого стиля, богатого стиля и поздней классики. В это время творили скульпторы Мирон («Дискобол», «Афина и Марсий») и Поликлет («Дорифор»). Вершиной развития с.а. являлись работы Фидия - «Афина Парфенос» и «Зевс Олимпийский» (обе не сохранились). Поздняя классика известна работами скульпторов Скопаса («Менада»), Леохара («Аполлон Бельведерский»), Праксителя («Гермес с Дионисом») и Лисиппа («Апоксиомен», «Отдыхающий Гермес» и серия скульптур Геракла). 
         Рим. с.а. отличается от греческой более конкретным, документальным характером. Ее предметом являлись не столько боги и божественное в человеке, сколько конкретный человек со всеми его положительными и отрицательными качествами, физическими недостатками и т.д. Рим. с.а. документально сохранила образы героев реальных исторических событий и даже простых людей римского общества; поэтому ее часто называют портретной. Сугубо римским скульптурным жанром был исторический рельеф. Такие рельефы запечатлели крупнейшие события римской истории, а также римских гос. деятелей на алтарях, триумфальных арках, колоннах (Алтарь Мира, Алтарь Домиция Агенобарба, Арка Тита, Арка Константина, Колонна Траяна и др.).

                                5.Образ греческого бога в скульптурном и мифическом изображении.

 

                                      5.1 АПОЛЛОН БЕЛЬВЕДЕРСКИЙ 

 

 

 

Подлинников греческой скульптуры до наших дней сохранилось очень  мало. В первые века христианства, а  также во время варварских нашествий  и во времена раннего средневековья  почти все античные бронзовые  статуи были переплавлены. Мраморные  изображения богов и героев низвергались с пьедесталов, и очень часто благородный мрамор использовался для выжига извести.  

 

Копией греческого оригинала, первоначально созданного в бронзе Леохаром — придворным скульптором  Александра Македонского, ученые искусствоведы  считают и статую Аполлона Бельведерского. Статую нашли в XV веке в Анцио  — во владениях кардинала Джулиано делла Ровере. Взойдя на папский  престол и став папой Юлием II, он повелел поставить статую в  Оттогонском дворике Бельведерского дворца в Ватикане. 

 

Прекрасное тело греческого бога венчает горделиво посаженная голова, чуть поднятая вверх и резко  повернутая влево. Идеальное лицо оживлено взглядом чуть-чуть асимметрично посаженных в паз. Сверкающий взгляд Аполлона устремлен  вдаль. 

 

Из того, что за спиной бога имеется колчан, можно предположить, что в вытянутой левой руке он держал лук, тогда как в правой был, по-видимому, другой атрибут Аполлона. Остатки его еще заметны на верхнем конце ствола, и судя по ним, некоторые исследователи предполагают, что античный бог держал лавровую ветку, увитую повязкой. 

 

Плотно обвивая грудь  и плечи, широкой массой за спиной Аполлона собирается плащ, составляя  задний фон, на котором (словно перед  занавесом) вырисовывается прекрасное тело.

Ствол дерева слева введен был в мрамор для устойчивости, а в бронзовом оригинале его, конечно, не было. Статуя Аполлона Бельведерского поразительным образом воплощает собой то, что древние греки называли «теофанией» — «внезапным вступлением в реальный мир доселе незримого божества». Рано возмужавший Аполлон еще в юном возрасте убил змея Пифона (Дельфиния), опустошавшего окрестности Дельф. В Дельфах Аполлон основал свое прорицалище, там же учредил в свою честь Пифийские игры и был прославлен жителями Дельф в священном гимне. 

 

Скульптор Леохар, создавая свое произведение, может быть, желал  представить Аполлона наступающим  на врага, который отступит перед  лицом грозного бога. Древний мастер мог быть вдохновлен тем рассказом, когда Аполлон в 278 году до нашей  эры отразил нападение галлов на Дельфы. 

 

Враги, напуганные громом, молнией, землетрясением и снежной бурей, отступили не только от стен осажденного  ими города, но и вообще бежали из пределов Греции. Миф рассказывает, что во время своего чудесного  избавления дельфийцы видели Аполлона, который в образе юноши, сияющего неземной красотой, поднялся над своим храмом через отверстие на его крыше. Божественная кость походки и позы, поворот головы — все это заставляет предположить, что Леохар хотел изобразить бога идущим, но не походкой людей. Движения Аполлона выходят за границы природы, они были найдены самим скульптором. 

 

Лук характеризует Аполлона как ни перед чем не останавливающегося мстителя, несущего кару. Поза бога и  его манера держать эгиду, символизирующие (согласно традициям греческого искусства) грозу, для многих ученых является подтверждением этого. В память о счастливом избавлении от врага в храм Аполлона были принесены  жертвы и благодарственные дары, в  числе которых, возможно, находился  и греческий оригинал Аполлона Бельведерского.  

 

Аполлон Бельведерский со времен эпохи Возрождения считается  самым значительным произведением  древнего искусства. Немецкий историк  искусства И.И. Винкельман называл  эту скульптуру «высшим идеалом  искусства среди всех дошедших до нас античных произведений», а Карл Юсти (биограф И.И. Винкельмана) говорил  об Аполлоне Бельведерском как об «утреннем гимне восходящему  солнцу греческого искусства». 

 

                                              5.2Аполлон и Дафна.

 В отличие от Зевса, приходилось вечно юному богу знать и поражения. Так, отвергла его любовь дочь троянского царя Кассандра, но особенные страдания принесла ему Дафна, дочь речного бога Пенея.

     Когда Аполлон, гордый победой, стоял над сраженным его стрелами чудовищным Пифоном, к нему подлетел Эрот со своим крошечным луком. Усмехнулся Аполлон и велел малышу пойти поиграть в другом месте. Обиженный Эрот ответил, что его стрелы тоже бьют без промаха и причиняют гораздо больше боли, чем любые другие. Взмахнул он золотыми крыльями и в мгновение ока взлетел на высокий Парнас. Там вынул он из колчана две стрелы. Одной, золотой, ранящей сердце и вызывающей любовь, пронзил он сердце Аполлона. Другую, свинцовую, убивающую любовь, Эрот пустил в сердце нимфы Дафны.

Дафна ("лавр") - нимфа, дочь фессалийского речного бога Пенея. Преследуемая влюбленным Аполлоном, взмолилась о помощи к отцу и была превращена в лавр - священное дерево Аполлона.

Встретил как-то прекрасную Дафну Аполлон и полюбил ее. Но лишь только Дафна увидела златокудрого бога, как бросилась бежать: ведь стрела Эрота и на этот раз попала в цель. Поспешил за нею сребролукий  Аполлон. Умоляет он деву остановится, ведь он не желает ей зла. Но не слушает его нимфа, видит она в нем только его волчью сущность. Как на крыльях мчался за ней Аполлон. Все ближе он. Взмолилась тогда Дафна к отцу своему спасти ее от ненавистной любви. И в тот же миг превратилась в лавровое дерево. Стала Дафна лавром ("дафне" - лавр), и с тех пор это дерево посвящено Аполлону. Украсил он голову венком, сплетенным из лавровых ветвей. И такие же венки стали получать победители в состязаниях в честь Аполлона.

Как бог музыки и поэзии Аполлон считался владыкой Парнаса, где он ведал играми муз. Его оракулы  имели стихотворную форму. Он считался вдохновителем поэтов, так же как Дионис. Но вдохновение, посылаемое Аполлоном, было иным, чем у Диониса. В нем дышали гармония и разум, а не неистовство хмеля.

Информация о работе Мифы Древней Греции и античная скульптура. Образ греческого бога в мифологии и скульптурном изображении